Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Журнал «Октябрь»

Драгунская, К. Колокольников  - Подколокольный: повесть //Октябрь. – 2017. - №1.

Щемящая московская повесть, соединяющая для героев время позднесоветской юности и современную зрелость, как два созвучно названных переулка, между которыми и началась вся эта история.
Повесть Ксении Драгунской позволяет расслышать самые непривычные и нелогичные жизненные созвучия – дает проявиться связи между последней утратой и шансом на новую судьбу, между верностью детской дружбе и умением быть настоящим взрослым, между фейсбучными войнами и идеологической цензурой, между обездоленностью и счастьем.

Крусанов, П. Трещина в небе: рассказ // Октябрь. – 2017. - №1.

Визионерский случай на охоте – небеса в рассказе разверзаются и схлопываются так внезапно, что не успеешь понять, где в этом живописном весеннем лесу ворота в непознанное.

Кабаков, А. SMS – проза //Октябрь. – 2017. - №1.

Цикл микрорассказов (начало см. в «Октябре», 2016, № 8) о столкновении и синтезе культурных ментальностей – мастера художественного слова и обывателя со смартфоном.

Маркиш, Д. Батый : рассказ // Октябрь. – 2017. - №1.

Притча об Израиле как стране блаженства – уготованного переживающему невиданные перевороты судьбы старому маргиналу.

Снегирёв, А. Занятие, достойное мужчина : Охотничий триптих // Октябрь. – 2017. - №1.

Игровой складень из небольших рассказов, в которых рефлексирующий писатель надевает брутальную маску охотника – а ирония этой игры воплощается в образе неловкого, трагикомического героя.

Элтанг, Л. Зое : отрывки из романа //Октябрь. – 2017. - №1.

Завораживающий слог Лены Элтанг превращает судьбу, полную невысказанных страхов и поздних сожалений, в изысканную, наполненную чувством и вкусом жизни, поэму воспоминаний, связанных с укромными уголками европейской Аркадии.

Демидов, О. Анатолий Мариенгоф : драма в пяти действиях // Октябрь. – 2017. - №1.

Публикация фрагментов книги «Первый денди Страны Советов», посвященной мало изученной деятельности Мариенгофа-драматурга.

Бочков, В. Обнаженная натура : роман  // Октябрь. – 2017. - №2.

Артистичный детектив, начало которого завязывается в элитной высотке брежневской Москвы, а развязка готовится в современных лофтах Нью-Йорка.Писатель и художник из США Валерий Бочков – новое яркое имя в русской беллетристике, лауреат «Русской премии». Герой его остросюжетного романа «Обнаженная натура» – молодой художник-идеалист, делающий первые шаги в настоящей любви и серьезной графике, – на личном опыте узнает, как связаны великие сюжеты искусства с советской обыденностью и почему переживание красоты так близко к памяти о смерти.

Попов, Е. Революция: Политизированный рассказ о любви 18+ // Октябрь. – 2017. - №2.

Мастер сатирической постмодернистской прозы Евгений Попов разворачивает полемику об историческом весе и цене перемен в рассказе, посвященном столетию Великой Октябрьской революции.

Лебедева, В. У него «бентли». Скайп : рассказы  // Октябрь. – 2017. - №2.

Реалистически цепкие рассказы Виктории Лебедевой рассказывают о том, как мало вложений и как много душевных сил требуют настоящие перемены в обыденной жизни современных людей.

Хафизов, О. Конь-камень : рассказ // Октябрь. – 2017. - №2.

Олег Хафизов измеряет расстояние между магией легендарного прошлого и технологиями будущего в фантастическом рассказе о журналисте, на себе опробовавшем одну опасную новацию исторического заповедника.

Эдин, Е. Ракета и баржа. Репетиция парада. Родина : рассказы // Октябрь. – 2017. - №2.

Острая печаль и нежность к жизни разлиты в рассказах молодого красноярского писателя Евгения Эдина. Это голос поколения тридцатилетних, ищущих невозможный компромисс между общественной идеологией успеха и личными ценностями.

Ведельсбю, Я. Охота за тенью :роман: перевод с датск. Е. Фетисова // Октябрь. – 2017. - №3.

Якоб Ведельсбю дебютировал как романист в начале двухтысячных, сегодня он – председатель Союза писателей Дании. Публикуем перевод его нового романа «Охота за тенью». Это остросовременный политический детектив, позволяющий нам вместе с героями пронестись по всей Европе, заглядывая в таинственные уголки старых городских центров и частные особняки. Герой-журналист в столкновении с могущественными организациями, определяющими будущее европейской цивилизации и стран третьего мира, надеется не только решить главные вопросы современного общества, но и исцелить личные душевные травмы.

Гедеонов, А. Вайда. Ее жонглер. После зимы : рассказы // Октябрь. – 2017. - №3.

Рассказы фантаста Алексея Гедеонова открывают портал в библейскую древность, духовное напряжение Средневековья и обаяние старой Европы. Но куда бы ни забросил нас писатель, в его живом и полноэкранном мире мы чувствуем себя современниками описанных им событий – не сразу понимая, что стали действующими лицами бессмертного мифа.

Киров, А. Рыбацкие рассказы // Октябрь. – 2017. - №3.

Цикл рассказов Александра Кирова приглашает пережить одно из главных мужских увлечений как ритуал перехода в новую жизнь, а может быть, и иное измерение бытия.

Киркиж, И. Бабье лето : рассказ // Октябрь. – 2017. - №3.

Молодая писательница Инга Киркиж пытается справиться с напряжением «бабьего лета» женской судьбы – и примирить созревшую дочь с так и не повзрослевшей матерью.

Евсеев, Б. Чукотан : повесть // Октябрь. – 2017. - №4.

«Арктическая повесть» Бориса Евсеева переносит нас на самый край Российской Империи, куда плывут на последнем перед долгой зимой пароходе агенты революционного подполья. В Ново-Мариинске – ныне Анадыри, центре Чукотского автономного округа – дерзких героев повести ждет своя история переворота: и политического, и духовного. Страсть революции, как и любовная страсть, выкаливается и очищается на ледяных просторах, так что и Чукотка вдруг покажется «раем небесным, – диким, чистым, холодным! Вымораживающим тело, зато до белизны очищающим душу».

Декина, Ж. Метан : повесть // Октябрь. – 2017. - №4.

С миссией культурного переворота отсылает свою героиню из Москвы в родной Прокопьевск Кемеровской области Женя Декина. Молодая писательница, финалист премии «Радуга» и лауреат премии «Звездный билет», она живо интересуется судьбами юношей и девушек, оказавшихся на краю общества, и ищет пути их благополучной социализации. Ее повесть сочетает чувствительность беллетристики и остроту очерка и похожа на колоду карт, в которой каждая как будто условная фигура персонажа оживает для нас благодаря раскрытию ее тайной душевной силы.

Левитан, М. Самое короткое путешествие : рассказ // Октябрь. – 2017. - №4.

Писатель и режиссер Михаил Левитин запечатлевает остроту переживаний внезапно отставленного от дел театрального мастера, для которого переход от занятости к видимой свободе  - все равно, что переход от жизни к умиранию.

Хургин, А. Исчезновения: Сырость. Сервиз. Салат. Памятник : рассказы // Октябрь. – 2017. - №4.

Цикл рассказов Александра Хургина завораживает сходством с глубоким, вещим сном. Короткими, сухими предложениями, как тяжелыми шагами, он меряет пространство личной утраты – создает карту «исчезновений», обернувших рядовых людей, запутавшихся в сигналах судьбы, почти фантастических потеряльцев.

Кузнецов, С. Учитель Дымов : роман // Октябрь. – 2017. - №5.

Это внимательная и подробная история о времени и о людях  внутри времени, но в конечном счете о любви, которая (случается и такое)  представляет собой постоянную величину, невзирая на события и обстоятельства. Ибо  всё в человеке, а не вовне, от человека и зависит.

Роман,  который автор считает коротким – очевидно, по сравнению со своими книгами  «Хоровод воды» и «Калейдоскоп: расходные материалы», – публикуется в двух  номерах. Окончание читайте в июньском выпуске. История, начатая автором в 2014 году и дописанная в 2017-м, подходит к концу – и вместе с тем подходит к концу жизнь главных героев.

«Когда-то будущего было много – собственно, вся жизнь, но с каждым годом оно сжималось, как высыхающая губка, забытая в темном углу кухни, скукоживалось, как осенний кленовый лист, сжатый между страниц книги, пряталось в свою раковину, как испуганная улитка-высуни-рога, только тронешь, и – хоп! – уже нет, скрылась, завернулась в известковую спираль, только что было – а вот уже и нет»

Былецкий, Д. Рассказы // Октябрь. – 2017. - №5.

Два рассказа  Дмитрия Былецкого, молодого писателя из Санкт-Петербурга, одновременно  реалистичны и абсурдны. Может быть, потому, что в современных условиях само  понятие реальности себя дискредитировало, и даже маленькое смещение ее способно увезти героя в параллельный мир на обычном городском троллейбусе или на метро.

Арабов, Ю. Война миров : стихи // Октябрь. – 2017. - №5.

Юрий Арабов, знаменитый сценарист, лауреат многих  престижный литературных и кинематографических премий и постоянный автор  журнала, представляет поэтический цикл «Война миров». Его реальность поглощена  войной. И никак невозможно говорить о войне, не говоря о свободе.

Осокин, Д. Арзамас: поэма // Октябрь. – 2017. - №6.

Автор стряхивает коврики перед отъездом (ТУЕМАДОН ИКЕЛЕ ЧУКАН КИЯКСПАЦЯТ), поедает пирожки на ощупь в темном автобусе с замерзшими окнами (КЕЛЬМЕЗЬ ВАЛЬМА МАРТО ЧОПОДА ЧОПОДА БУССО ШТЮП-КАП СЭВАН ПРЯКИНЕТНЕНЬ) и пересекает площадь в обеденное время (ТАН ПЛОЩАДЕНТЬ ЧИКУНШКАНЬ ЯРСАМО ШКАНЕ), а ящерица уехала на свадьбу к племяннице в город Перевоз (МЕТЬКАЗОМ ТУСЬ ПЕРЕВОЗ ОШОВ ПАТЯНЗО ТЕЙТЕРЕНТЬ МИРДЕНЕНЬ МАКСОМО).

Молодцова, М. Два шага : рассказ // Октябрь. – 2017. - №6.

В предисловии к документальному рассказу «Два шага» Марии Молодцовой, своей литинститутской ученицы, Павел Басинский пишет: «читатель этого короткого рассказа, конечно, сразу поймет, что эта вещь написана в женской колонии. Где Мария находится уже не первый год и по очень тяжелой и неприятной статье. Так уж случилось… Судьба ли виновата? Сама ли она?»

Тем не менее, Мария Молодцова продолжает жить, работать – и не ищет виноватых.

«Очень трудно писать рассказы, когда украл у самого себя несколько лет жизни. И трудно писать, когда вокруг – сплошь… люди». 

Бобылёва, Д. Вьюрки : роман // Октябрь. – 2017. - №7.

Плох тот дачник, кто никогда не мечтал спрятаться от сумасшедшего внешнего мира среди уютной пригородной зелени - там, где никакого интернета, куда начальство не дозвонится, потому что «ушел сигнал», где каждый день шашлычок, рыбалка и спелая клубника с кулак, и лето не кончается. Но осторожно – мечта может сбыться. В один прекрасный день небольшое дачное товарищество просыпается и обнаруживает себя в положении совершенно безвыходном – то есть буквально, вместо выезда теперь лес, связь с внешним миром оборвана, и не летит на выручку экспедиция МЧС в голубом вертолете. Вдобавок соседей как подменили – и ту интеллигентную бабушку, с которой вместе смотрели любимый сериал по вечерам, и того заядлого грибника, что живет через забор. И уже не до шашлыков и не до грибов, а чтобы пойти на рыбалку требуется теперь определенное мужество. Проклятое лето длится и длится, длится и длится – который месяц. Старые соседи пропадают – а их место постепенно занимают новые. Кто они? И кто знает – может быть, неслучайно эта дачная аномалия появилась в печати именно таким аномальным летом, как нынешнее?

Бондарева, А. Female : рассказ // Октябрь. – 2017. - №7.

Рассказ Алёны Бондаревой переносит читателя в маленький датский городок. Танго – парный танец. Для него нужна правильная обувь и правильная атмосфера, но куда важнее  выбрать правильного партнера. Однако обстоятельства порой складываются таким образом, что больше не хочется выбирать – никогда, и, будь ты хоть сто раз женщина, но уже не можешь допустить, чтобы тебя вели.

Жданов, А. Хороший и добрый мужчина : рассказ // Октябрь. – 2017. - №7.

Рассказ Александра Жданова посвящен вечной теме благих намерений, которыми вымощена дорога сами знаете куда. И прихотливому устройству нашей армии – тоже, можно сказать, вечная тема.

Геласимов, А. Камчатка : повесть // Октябрь. – 2017. - №8.

Повесть Андрея Геласимова является частью большого нового романа «Роза ветров» об исследователе Дальнего Востока Геннадии Ивановиче Невельском. «Камчатка» – это исторически точный рассказ о ежедневном подвиге человека, который верен своему делу и каждую минуту, при любых обстоятельствах, готов держать ответ за собственные поступки.

Кочергин, И. Средь долины Тавазэнта : повесть // Октябрь. – 2017. - №8.

Вера движет героями повести Ильи Кочергина. Это может быть вера в Бога – и даже не твоя личная, а вера человека, от которого ты зависишь по рождению; это может быть вера в сказку, в лучший мир, словно бы созданный для того, чтобы любоваться им и приходить в восторг; это может быть вера в свою счастливую звезду или даже в силу собственного любопытства. Под действием этой веры мир меняется, выправляется и перестает быть враждебным. Даже оружие в этом исправленном мире способно быть не орудием убийства, а средством коммуникации – и не важно, что там накрутила по всем вопросам наша суматошная техногенная цивилизация. Оказавшись внутри этого повествования, почувствуйте его ритм – медленный ритм для медленного прочтения.  «Великие походы к великим целям» бывают и такими.

Городецкий, В. Ковчег : повесть-антиутопия // Октябрь. – 2017. - №8.

Владислав Городецкий, молодой прозаик из Санкт-Петербурга, в короткой антиутопии «Ковчег» продолжает и тему веры, и тему путешествий. За гротескными чертами будущих моральных катастроф, как это часто случается в антиутопиях, отлично прочитывается путь, по которому движется современное общество.

Романовская, Л. Сиблинги : повесть // Октябрь. – 2017. - №11.

Социальность присуща не одному только реализму – что доказывает Лариса Романовская в новой повести «Сиблинги», уводя героев в параллельный искусственный мир – очень тесный, очень компактный и очень стабильный. Наделенные полномочиями влиять на чужие судьбы, все сиблинги рано или поздно задаются вопросом, возможно ли изменить собственную жизнь – там, в реальности, которая тоже никуда не делась? Со взрослыми всегда сложно – трудно бывает ладить с родителями, с учителями и соседями, однако у героев повести задачка куда сложнее – как-то договориться со взрослыми-собой.

Кетро, М. Дора становится взрослой : рассказ // Октябрь. – 2017. - №11.

Марта Кетро в очередной раз показывает, что границы между так называемым «детским» и так называемым «взрослым» текстами призрачны. Рассказ «Дора становится взрослой», посвященный тонкостям девичьего взросления и обстоятельствам первой гормональной встряски, – это отрывок будущего «взрослого» романа.

Игнатова, А. Джин Сева : рассказ // Октябрь. – 2017. - №11.

Анна Игнатова, продолжая в рассказе «Джинн Сева» неисчерпаемую тему Аладдина, золотой рыбки и цветика-семицветика, в конце концов приходит к вопросу, нужно ли пытаться делать доброе дело, если попытка эта заранее обречена на неуспех.

Лукьянов, А.  Рассказы // Октябрь. – 2017. - №11.

Два коротких рассказа Алексея Лукьянова – «Буратино идет в школу» и «Устный счет» – посвящены маленьким вундеркиндам-акселератам, которым современный мир так мало оставляет места для сказки и чуда – а сказка и чудо всё равно как-то просачиваются.

Грантс, Я. Кубок Будапешта : рассказ // Октябрь. – 2017. - №11.

Янис Грантс в рассказе «Кубок Будапешта» пишет о современных подростках в большом спорте. Взрослый цинизм и детские фантазии – всё здесь смешано и всё в равной степени важно.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть