Менеджмент в образовании (в условиях реализации ФГОС)
Демонстрация учебно-лабораторного оборудования
«Учитель года Нижегородской области - 2016»
Вход для пользователей
Актуальная тема

Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС

Необходимость оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача при возникновении существенного разрыва между новой системой требований к результатам обучения и воспитания и имеющимися для этого условиями. Ключевым, центральным условием любых инновационных процессов в образовании является компетентность педагога, его способность к личностному принятию позитивных изменений в профессиональной деятельности, и в первую очередь необходимо говорить об изменении общей установки педагога, и прежде всего переход от задачи «наполнения ученика определенной суммой знаний» к созданию условий для саморазвития учащегося, формирования у него умения учиться.

Анализ состояния отечественного начального образования и исследования, проведенные кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО, позволили выделить ряд проблем, связанных с переходом начальной школы на новый стандарт, структурировать и конкретизировать их в процессе деятельности кафедры по данному направлению, определить необходимые условия для их решения.

Первая группа проблем связана с новым уровнем требований к профессиональной компетентности учителя, реализующего ФГОС:

  • готовность педагогов к необходимости изменения (коррекции) собственной профессиональной деятельности при переходе на новые стандарты;
  • знание учителем нормативных документов, содержательного компонента стандарта и правильное их понимание;
  • необходимость в освоении системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников;
  • потребность педагога в саморазвитии, направленном, в частности, на установление соответствия личностных качеств и ценностных установок учителя требованиям профессионального стандарта педагога;
  • способность к рефлексии, потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями.

Вторая группа проблем связана с реализацией базовых функций кафедры начального образования:

  • развитие системы персонифицированного заказа на образовательные услуги;
  • создание инновационной модели повышения квалификации учителей начальных классов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию профессиональной компетентности в современных условиях;
  • организация научно-исследовательской работы по актуальным проблемам начального образования и дополнительного профессионального образования;
  • выстраивание системы сопровождения педагогов в процессе реализации ФГОС НОО в Нижегородской области.

Третья группа — это организационно-управленческие проблемы, связанные с недостаточной разработанностью организационных механизмов и условий реализации ФГОС, координацией разноуровневой деятельности различных структур и выстраиванием партнерства различных участников образовательных отношений, сопровождающих введение и реализацию стандарта. Важно отметить, что трудности связаны еще и с необходимостью подготовки образовательных организаций, педагогических и руководящих работников к работе по стандартам в ограниченные временные сроки.

При определении путей решения указанных проблем возникла потребность в определенной корректировке деятельности кафедры, в том числе в создании модели повышения квалификации педагогов начального образования и системы сопровождения стандарта, в осуществлении постоянной обратной связи с разноуровневым контингентом педагогических кадров.

Система сопровождения — это, прежде всего, продуктивное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение значимых проблем, в нашем случае — реализацию ФГОС.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

В деятельности кафедры начального образования по введению ФГОС НОО под сопровождением понимается такой подход, который может быть назван фасилитационным (от лат. facilitate — помогать, содействовать, облегчать), когда коллектив образовательной организации или педагог самостоятельно определяют алгоритм введения стандарта, а кафедра является помощником и консультантом, выступает в качестве партнера, облегчающего взаимодействие различных участников образовательных отношений. В этом случае сопровождение как гибкое управление процессом решения профессиональных задач, включающее в себя аналитико-диагностический, информативный (информационный), проектировочный и рефлексивный аспекты, позволяет оказывать как планируемую, так и оперативную помощь педагогам и образовательным организациям в решении проблем реализации ФГОС.

В то же время необходимо учитывать, что сопровождение будет эффективным только в том случае, если сам педагог имеет собственные образовательные и профессиональные потребности и запросы, обладает достаточным уровнем профессиональной компетентности. Все более востребованным становится по мере введения ФГОС НОО осознание каждым учителем того, какие изменения несет стандарт и для него лично, и для его учеников. В результате грамотно выстроенной системы сопровождения педагога на этапах введения и реализации стандарта учитель осознанно готов выстраивать самостоятельно индивидуальную образовательную траекторию, эффективное взаимодействие с различными субъектами образовательных отношений.

В ходе введения и реализации ФГОС в деятельности кафедры начального образования были выделены следующие виды сопровождения: информационное, научно-методическое, дидактическое, организационное, проектировочно-исследовательское, диагностическое и консультационное.

Формами осуществления данных направлений в процессе реализации ФГОС стали следующие: многоуровневая вариативная система повышения квалификации педагогов начальной школы, опытно-экспериментальная (инновационная) деятельность, научно-практические конференции, консультации, проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, изменения в содержании аттестационных материалов и др.

Важнейшей формой сопровождения в условиях реализации ФГОС является соответствующий новым задачам подход к повышению квалификации специалистов начального образования, а именно — диверсификационная модель постдипломного образования педагогов, что предполагает персонификацию и вариативность повышения квалификации, а также введение каскадной модели, которая реализуется не только с помощью преподавателей кафедры, но и специально подготовленных тьюторов, предполагает объединение их деятельности, сочетание различных форм обучения, в том числе очной и дистанционной.

Четырехлетний опыт использования этой модели повышения квалификации показал, что вариативность, многоуровневость, персонифицированность подготовки к внедрению ФГОС позволяют создавать условия для позитивного саморазвития педагогов, для переноса акцента с процесса приобретения информации к освоению способов ее получения, на анализ и планирование собственных действий и стратегий в процессе реализации системно-деятельностного подхода к образованию детей.

Продуктивное сопровождение профессионального образования в условиях новых требований возможно только при наличии значимости проблемы и внимания к поиску путей ее решения, что потребовало определенной перестройки содержания и организации опытно-экспериментальной (инновационной) деятельности кафедры. Для проведения экспериментальной работы были выделены проблемы, в той или иной степени обозначенные в стандарте начального общего образования, но недостаточно разработанные, прежде всего, на технологическом уровне: «Разработка технологий формирования метапредметных умений у младших школьников», «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на основе интегрированного подхода», «Исследовательская деятельность младших школьников с использованием ИКТ», «Развитие информационной культуры младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях социального партнерства семьи и школы», «Развитие коммуникативных УУД младших школьников в процессе их проектной деятельности» и др.

Особое внимание уделялось тем проблемам, которые были связаны с профессионально-личностными изменениями самого педагога начального образования: «Внедрение модели коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования в процессе реализации ФГОС», «Создание и апробация модели квалитологической компетентности педагога начальной школы» и др. Опережающее, пролонгированное сопровождение деятельности учителей-экспериментаторов, осуществляемое кафедрой, позволяет выделять наиболее существенные факторы, влияющие на результаты образовательной деятельности в условиях введения ФГОС, определять их вариативность с целью достижения оптимальных результатов.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph