Султанова А. В.,
кафедра словесности
и культурологи НИРО
Русская словесность в полиэтнической
школе:
проблемы и задачи и их решение
Сегодня можно
говорить о существовании в Нижегородской области, как в России в целом,
поликультурной среды образования. Помимо существующих в Красноктябрьском,
Сергачском, Спасском, Сеченовском
районах школ с этнокультурным компонентом появился принципиально новый тип
образовательного учреждения – многонациональная, полиэтническая
школа. Распад СССР, локальные конфликты привели
к усилению миграции, появлению
вынужденных переселенцев, беженцев, обострили проблемы их адаптации в инокультурной среде.
В школах Нижнего Новгорода 20-25%
учащихся - дети мигрантов, в
разной степени владеющие русским языком. Между тем, все эти дети учатся в общеобразовательных школах, где предметы
преподаются на русском. Естественно, в полном объеме усвоить знания, полученные
на малознакомом языке, сложно. Отсюда - отставание от общей группы, появление
различных комплексов. Ситуация осложняется и введением ЕГЭ по русскому языку,
который учащиеся-мигранты должны сдавать на общих основаниях.
Учителя школ в полиэтнических
классах также оказались в
затруднительном положении, так как у них нет методики работы в классах,
объединяющих детей, для которых русский является родным, и детей, не знающих
или плохо знающих его. Обучение русскому языку учащихся-мигрантов предполагает
и индивидуальную и внеурочную работу с
ними. Но у нас нет ни государственной
программы для школ с многонациональным
составом учащихся, нет базисного учебного плана для них.
Гораздо лучше сложилась ситуация в татарских школах
Нижегородской области. В них работают опытные учителя, получившие специальное
образование, владеющие методикой преподавания русской словесности учащимся, для
которых русский язык не является родным. Но и ученики этих школ испытывают
проблемы с освоением школьных программ, подготовкой и сдачей ЕГЭ.
Решение проблем
полиэтнической школы стало новым направлением в деятельности
преподавателей кафедры словесности и культурологии
НИРО. Кафедрой планируется проведение
курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы, работающих
в полиэтнических классах и в школах с родным
(нерусским) языком обучения.
На базе нескольких школ Нижнего Новгорода (№№ 101,
180, 185) и Нижегородской области (Медянская СОШ
Краснооктябрьского района, Сицкая СОШ Чкаловского
района, Красноостровская СОШ Сеченовского
района, Грибановская и Кочко-Пожарская
СОШ Сергачского района) открыты экспериментальные
площадки, целью которых является апробация новых учебников по русскому языку и
литературе для учащихся-инофонов, разработка
специальных методик работы в полиэтнических классах, программ обучения русскому языку
как неродному, создание методического фонда помощи учителям, преподающим в
классах с полиэтническим составом, корректировка
учебных планов (за счет школьного компонента) с целью увеличения часов на
изучение русского языка и литературы в этих классах.
Для апробации учителями были выбраны УМК «Русский язык.5-8
классы» для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под
ред. Е.А.Быстровой, УМК «Русский язык. 9-11 классы»
под ред. Т.С. Кудрявцевой. Особенностью данной линии учебников является
функциональное представление материала. Это позволяет учащимся-инофонам
увидеть и осмыслить общую картину языка как сложного коммуникативного
механизма. Авторы УМК, сохраняя традиционное линейное описание разных сторон
языка в их системном лингвистическом описании по уровням языка, используют и сознательно-коммуникативный
подход к анализу грамматических явлений. Это предполагает, что учащиеся изучают
не только форму языковой единицы как таковую, а работают над смыслом, изучают
связи между формой и содержанием, т.е. выявляют функции, которые выполняет
форма в семантической структуре предложения, текста. Задания, предложенные в
учебниках, позволяют создать у учащихся прочные и гибкие связи между языковыми
средствами выражения и содержанием речи при выражении собственных мыслей и
адекватного с точки зрения говорящего понимания чужих мыслей. После блоков
грамматического материала учащимся предлагается материал для развития речи –
различные по объему и степени сложности художественные, публицистические,
научные тексты и задания к ним,
формирующие коммуникативные умения и навыки у учащихся, позволяющие им перейти
от воспроизводства чужой речи к созданию собственного текста, развивающие
способность общения в различных ситуациях.
Изучение русского языка как неродного отличается от
изучения русского языка как родного в российской средней школе. Учащиеся
средних школ на уроках русского языка как родного осознают и систематизируют
то, чем они уже владеют, усваивают письменную форму речи, расширяют свой
словарный запас, совершенствуют речевые навыки и умения. Обучающиеся русскому
языка как неродному должны наоборот овладеть русской речью. И если на уроках
родного языка обучение идет от умений и навыков владения к осознанию владения
языком, то на уроках русского языка как неродного – в обратном направлении: от
осознания специфики явлений языка к выработке умений и навыков.
Обучение русскому языку как неродному требует особого
видения языковых явлений с точки зрения их восприятия учениками-инофонами.
Например, для русских учащихся не представляет трудности усвоение глаголов
движения в русском языке. Ученикам-инофонам же, как
правило, нелегко понять разницу между глаголами идти, ехать, нести и глаголами ходить, ездить, носить; между приставочными и
бесприставочными глаголами движения; между глаголами, имеющими приставки с
пространственным значением, и глаголами, имеющими приставки с временным
значением. Многим учащимся необходимо специально объяснять разницу между
значениями глаголов идти и ехать. Почти у всех учащихся-инофонов
вызывает трудности употребления глаголов движения в переносном значении. Все это учитывается при описании
грамматического материала УМК.
УМК «Литература. 5-11 классы» под ред. М. В.
Черкезовой включает в себя
учебники-хрестоматии « Русская литература» (5-8 классы), предназначенные
для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным)
языком обучения, а также для полиэтнических школ, в которых наряду с русскими, обучаются
нерусские учащиеся.
В учебниках «Русская литература. 5-8 кл.» представлено систематизированное изложение всего курса
русской литературы, соответствующее Федеральному компоненту государственного
стандарта среднего (полного) общего образования и федеральному базисному
учебному плану.
Основными задачами литературного образования авторы УМК считают освоение знаний, всего
богатейшего наследия родной, русской и мировой литературы, развитие личности,
ее творческих задатков; используя потенциальные возможности литературы как
искусства, добиться живого, непосредственного восприятия литературного
произведения.
В УМК учтены последние достижения литературоведения,
дидактики, методики преподавания литературы в национальной школе, психологии
восприятия русской литературы нерусскими учащимися.
Система вопросов и заданий, предложенная авторами УМК,
построена на деятельностном,
личностно-ориентированном подходах, ориентирующим учащихся на самостоятельную
деятельность, диалогическое общение учителя с учениками.
Основными методологическими принципами изучения русской литературы в иноязычной
аудитории авторы считают принцип органического соединения
историко-генетического, историко-функционального, сравнительно-типологический
подходов к исследованию многонационального литературного процесса, позволяющих
учащимся выявить исторические, социально-общественные корни произведения, с
одной стороны, учитывать возраст читающего, его общую культуру, национально
обусловленные особенности восприятия произведения, с другой, учитывать как
общие, так и национально-своеобразные черты сравниваемых литератур, с третьей.
Авторы используют культуроведческий подход к
изложению материала, позволяющий учащимся расширить свои знания в области
истории культуры России и европейской культуры, знакомит учащихся с якутской,
бурятской, карело-финской, осетинской, татарской литературой.
Особое внимание авторами УМК уделяется работе над
развитием речи учащихся, работе со словом. Задания рубрики «Развиваем свою речь» позволяет учащимся
выявить различные значения слова, которые оно приобретает в художественном
тексте.
Достоинством учебников является то, что учащимся не
даются готовые образцы литературоведческого анализа произведений. Система
заданий и вопросов рубрик «Поразмышляем над прочитанным», «Поговорим о
художественном своеобразии произведения» мотивирует учащихся на
самостоятельный поиск и нахождение
ответов.
На наш взгляд, использование данных УМК поможет
учителям в формировании у учащихся мировоззрения, основанного на знании и
понимании самобытности культур разных народов, этнических особенностей,
осознании необходимости сохранения, в воспитании учеников в духе
взаимопонимания и взаимоуважения разных народов.
Одним из условий результативности апробации учебников
является проведение открытых уроков учителями и открытое обсуждение этих
уроков, публикация методических материалов. Учителя школ (№ 101) Егорова Г.И.,
Сахарова Ю.С., Кузнецова А.Г.), (№ 185) Козлова М.И., Рогова Н.Ю., Субботина
О.Н. проводили открытые уроки по русскому языку и литературы, в обсуждении
которых приняли участие учителя школ с этнокультурным компонентом
Краснооктябрьского, Сергачского, Сеченовского,
Чкаловского районов, учителя школ Н.Новгорода. В 2010 г. методические
разработки уроков опубликованы в «Методической копилке» на сайте издательства
«Дрофа», в журнале «Русский язык в национальной школе».