Харитонов, М. Хирургия судьбы: повесть // Знамя. – 2019. - №1.
В своей новой повести Марк Харитонов представляет постсоветскую жизнь психолога Максима, переквалифицировавшегося в журналиста. В 1990-х персонаж повести писал статьи о психологии обмана для популярных издании. Сегодня он поражается, как эволюционировала его излюбленная тема. Собственно, уже само заглавие именно об этом. Расшифровка — в начале истории: супруга героя смотрит передачу, в которой «японец, пластический хирург, рассказывал, что может менять судьбоносные линии на ладони, удлинить линию жизни, углубить линию успеха, линию любви, какие там еще есть. Достаточно умело надрезать, где надо…». Некоторые «верят прочитанному в интернете больше, чем самой реальности». Интернет диктует моду: все побежали — и я побежал.
Если предметно разобраться, повесть Харитонова — о человеческом инфантилизме и конформизме, желании поверить в то, что может изменить судьбу в лучшую сторону при минимальных телодвижениях. А также о тех, кто умеет психологией толпы пользоваться, направляя ищущих счастье в выгодном для знатоков человеческих душ направлении.
Вспоминая виды обмана, существовавшего в недавнем прошлом, и говоря о том, что сейчас льется из телевизора и интернета и как искусно властители умов этим пользуются, Харитонов предлагает читателям поразмыслить на серьезные темы.
Некрасов, Вс. Неопубликованные стихи : подготовка текстов и комментарии Г. Зыковой // Знамя. -2019. - №1.
Некоторые из стихотворений в этой подборке были обнародованы при жизни Вс. Н. Некрасова в самиздате или были прочитаны автором во время публичного выступления. В основном (кроме отдельно оговариваемых случаев) тексты даются по авторской беловой машинописи из архива Некрасова и датируются нами предположительно.
Завершённых произведений, сохранившихся среди бумаг Некрасова в беловой рукописи, машинописи существенно больше, чем опубликованных : к отбору того, что должно было войти в канонический корпус, Некрасов относился очень строго и предпочитал по нескольку раз перепечатывать одни и те же вещи (дорабатывая их), не возвращаясь к старым рабочим материалам.
Стихи располагаются здесь в примерном хронологическом порядке, ни на какие авторские композиционные решения подборка не опирается.
Тишков, Л. Взгляни на дом свой : роман-фантазия с рисунками автора // Знамя. – 2019 . - №2.
Знамя» нарушило свое правило: никогда и ни при какой погоде никаких картинок! Но рисунки Тишкова столь обаятельны, что никак невозможно было удержаться от их публикации. Здесь кто-то на ветвях висит, здесь мальчик бродит, — скажете с укором: опять про босоногое детство! Сколько можно! Ошибетесь: этот автор вполне гармонично сочетает не только рисунок со словом, но и фантазию с реальностью.
Леонид Тишков — лауреат международных премий, обладатель Гран-при и других почетных книжных наград, выставки художника проходят в музеях и галереях всего мира, а его работы входят в собрания Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Центров современного искусства Польши и Италии, Nasher Museum (США) и Museum of Modern Art (США).
Искусство Леонида Тишкова называют фантастическим, а его самого — сказочником, «новым Бажовым», художником с уральской душой. Но Урал для него — не просто родина. Он — первоэлемент, из которого рождается удивительный мир искусства Тишкова, населенный мифическими существами, сотканный из местных легенд, личных воспоминаний и снов.
Гаврилов, С. Опыты бесприютного неба : роман // Знамя. – 2019. - №3.
Молодой главный герой переезжает в Петербург — не за лучшей жизнью, а скорее потому, что нет других вариантов. Здесь он берется за самые разные работы, от расклеивания объявлений до администрирования в хостеле.
Вместо того чтобы позвонить очередному работодателю, герой думает о «создании новой мифологии», в которой такие, как он, не были бы раздавлены «навязанными конструктами».
Гаврилов придумал героя, который знает, что его поколение должно окончательно покончить с устоявшимися взглядами на вещи, — и не может выдержать этой ответственности. Именно их поколение должно стать пограничным, по ним должен пройти переход от старого человека к новому — но переходить пока некуда. Главное, что толкает его на действия, — «священная дезориентация»; герой растерян и потому постоянно противоречит сам себе.
Кажется, прежний любимый герой русской литературы о повседневности — 40-летний мужчина в депрессии — уступает месту новому персонажу, который его лет на десять младше и на его же примере прекрасно представляет свое будущее. Если первый комплексовал из-за того, что остался не у дел, второй не может взяться за дирижерскую палочку, что лежит у его ног. Первый терял смысл дальнейшего существования, второй же стоит на том, чтобы не придавать слишком большого смысла своим действиям. Первый все чаще возвращается в прошлое, второму противна «скорбная ностальгия» — хотя сам он не может представить своего будущего даже на день вперед. Так и не скажешь сразу, кому легче.
Кибиров, Т. Генерал и его семья: роман // Знамя.- 2017. - №1.
Генерал Василий Иванович
Бочажок - глава военного городка –
встречает в аэропорту долгожданную дочь и с изумлением узнает о ее
беременности. Отец неизвестен. На протяжении всего повествования генерал
пытается отгадать эту тайну. В романе много аллюзий и отсылок к русской поэзии.
Долгопят, Е. Русское: рассказ // Знамя. – 2017. - №1.
Американка Нэнси,
проводившая своего мужа, россиянина Роберта, в Москву, в одночасье теряет с ним
всякую связь. Исчезают и вообще всякие
сведения о России.
Берязев, Е. Дымные склоны: стихи // Знамя. – 2017 - №1.
Поэт, директор и главный
редактор журнала «Сибирские огни» выступает с печальными и нежными стихами о
сибирской природе.
Волгин, И. «На изломе жизни…»: стихи // Знамя. – 2017. - №2.
Поэтическая подборка
стихов Игоря Волгина, готовящегося встретить свое 70-летие.
Кучерская, М. Голубка: История одно исцеления // Знамя. –
2017. - №2.
Искусное лирическое
повествование, написанное от первого лица, в котором переплетаются мистика и
реальность, а тонкие психологические мотивы соседствуют с жесткой правдой
жизни.
Зорин, Л. Бубенчик: повесть // Знамя. – 2017. - №2.
Патриарх отечественной
словесности, умудренный жизненным и
творческим опытом, дает наставления
своему молодому коллеге.
Панкратов, Г. Ассасин и абиссинка:
Юго-восточная сказка // Знамя. – 2017. - №2.
Остроумная обманка:
начавшись как страшная террористическая атака, она поворачивается в неожиданном
сюжетном кульбите.
Лукашина, Ю. Мертвая лиса: рассказ // Знамя. – 2017. - №2.
Рассказ написан от лица
лисы. Такой своеобразный ракурс позволяет увидеть многие мелкие детали людской
жизни и тонкости их взаимоотношений.
Курчаткин, А. Минус 273 градуса по Цельсию: роман // Знамя. – 2017. -
№4.
Сюжет, по словам обозревателя
Е. Вежлян, вполне кафкианский.
Герой, молодой преподаватель философии, получает записку, где говорится, что он
должен «покаяться», но в чем, ему никто не может объяснить. Мир, изображенный
писателем, очень напоминает современную
социальную и политическую действительность.
Осипов, М. Фантазия: рассказ // Знамя. – 2017. - №4.
Герой рассказа –
преподаватель и киносценарист. Посреди занятия его вызывают в коридор и
сообщают, что запрошено его личное дело…Герой – горячий оппозиционер. Его
фантазия мгновенно разворачивает картину, в которой сбываются самые мрачные
политические прогнозы.
Кушнер, А. Продолжение жизни: стихи // Знамя. – 2017. - №4.
В подборке мастера, по
мнению обозревателя, встречаются «неожиданно резкие и даже острополитические
стихи».
Машинская, И. Стихи //Знамя. – 2017. - №4.
Трепетными и философски
глубокими, даже «фаустианскими»
называет тексты Машинской обозреватель Е. Вежлян.
Бородин, В. Стихи // Знамя. – 2017. - №7
Стихи при первом взгляде
похожи на детский наивный рисунок, но стоит вчитаться, обнаруживается в них
глубина, сложность и тайна.
Славникова, О. Прыжок в длину: роман // Знамя. – 2017. - №7.
Это роман, отвечающий на
вопрос «Что будет, если?» Что будет, если юный спортивный вундеркинд увидит: по двору едет машина, а
навстречу внезапно выбежал соседский ребенок, и их столкновение – неизбежно?
Ведь он спасет этого ребенка, правда? И этот поступок, этот подвиг, это ведь
хорошо, так? Но не тут-то было…Читатель, вовлеченный в воронку этического
эксперимента, почти сразу начинает испытывать головокружение от потери твердых ориентиров. Роман написан так, что ни один его
сюжетный поворот нельзя «сдать» читателю до чтения.
Мелихов, А. Грешная и безгрешная: рассказ // Знамя. –
2017. - №7.
Рассказ напоминает,
темную комнату, камеру-обскуру. Понятие греха в сюжете рассказа, состоящего из
двух «документальных» женских повествований, будто бы услышанных на сеансе
психологом, переворачивается, из абсолютного
становится относительным. Рассказ морально тяжел, но умно и
мастерски написан.
Амелин, Р. Дача: поэма // Знамя. – 2017. - №7.
Поэма ассоциируется с
экспериментальным документальным кино. Отъезд на дачу зафиксирован как нигде не
прерывающийся, будто выхваченный из реальности, монолог, обращенный к автору и
чудесным образом становящийся литературным произведением. Этот текст
воспринимается как размещенный внутри журнала объект современного искусства.