Государственное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт
развития образования»
(ГОУ ДПО НИРО)
Кафедра педагогики и
андрагогики
Отчет о ходе экспериментальных исследований,
осуществляемых кафедрой педагогики и андрагогики совместно
с региональными экспериментальными площадками
в соответствии с приказом Министерства образования
Нижегородской области (приказ №600 от 22.08.08),
за первое полугодие 2008-2009 учебного года
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2009
Отчет о ходе экспериментальных исследований
в рамках регионального сетевого образовательного проекта
«Нижегородская инновационная школа»
I.
Цель и задачи регионального экспериментального
образовательного сетевого проекта
«Нижегородская инновационная школа»
Цель: создание
инновационной модели образовательной мета-организации (инновационной
инфраструктуры в системе регионального образования), в рамках которой каждый
участник сети (образовательное учреждение) занимает определённую
профессионально-деятельностную позицию, воплощенную в инновационном профиле
школы.
Задачи: Разработка комплекса условий и механизмов
позиционного самоопределения субъектов инновационной деятельности,
обеспечивающих построение инновационной школы в системе общего образования
Нижегородской области, а именно:
1.
разработка и внедрение модели образовательного учреждения, оказывающего образовательные
услуги современного качества в соответствии с требованиями реализации
приоритетного инновационного проекта Нижегородской области;
2.
формирование инфраструктуры инновационной деятельности в региональной системе
образования на основе сетевого объединения образовательных учреждений г.
Нижнего Новгорода и Нижегородской области, активно реализующих инновационные
образовательные программы;
3.
разработка и внедрение региональной модели содержания образования в
соответствии с концепцией новых стандартов общего среднего образования второго
поколения;
4.
определение статуса образовательного учреждения в качестве региональной
инновационной площадки как новой формы инновационного развития образовательного
комплекса региона;
5.
разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и методик
профессионального развития субъектов инновационной деятельности, в том числе
педагогических, научных, научно-педагогических работников и управленческих
кадров сферы инновационного образования Нижегородской области;
6.
разработка, апробация и внедрение новых механизмов, форм и методов управления
системами инновационного образования разного уровня, в том числе информационных
систем дистанционного взаимодействия и принятия управленческих решений в сфере
образования Нижегородской области;
7.
разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательных учреждений
в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа».
II.
Основные стратегические направления экспериментальных
исследований
в рамках сетевого образовательного проекта «Нижегородская
инновационная школа»
Основными стратегическими направлениями
образовательной сети «Нижегородская
инновационная школа» являются:
- формирование нового направления
перспективных научных исследований в области инновационного образования и
педагогической инноватики;
- научно-образовательное
консультационное и экспертное сопровождение инновационных разработок в
системе общего среднего образования и дополнительного профессионального
образования;
- разработка новых моделей диссеминации
инновационного опыта в форме сетевой кооперации;
- создание новых моделей подготовки
педагогов-инноваторов, адекватных требованиям инновационного сектора
общего образования;
- создание нормативной базы
инновационной деятельности субъектов образовательной экспериментальной
сети;
- повышение профессионализма и
социального статуса работников образования через включение их в разработку
и реализацию инновационных образовательных проектов и инициатив;
- консолидация профессиональной
деятельности различных образовательных учреждений в единое инновационное
пространство «Нижегородская инновационная школа».
Концептуальный
сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа» - это проект
трансформации образовательного учреждения из простого фактора, осуществляющего
образовательный процесс и обеспечивающего обучение и воспитание обучающихся, в
подлинного субъекта преобразований социума и себя. Это субъект способен порождать
новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления
жизнеспособного общества. Проект включает следующие этапы:
1) 2008- 2009 – актуализация и проблематизация
профессиональных средств проектирования образовательной
программы сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»;
2) 2009-2010 – концептуализация - выстраивание общей системы ценностей как основания
для развития инфраструктуры инновационной деятельности в системе образования
Нижегородской области;
3) 2010 – 2011 – оптимизация
структуры смысловых и организационно-управленческих связей: моделирование комплекса
подпрограмм и проектов, а также операциональное наращивание ресурсов;
4) 2011-2012 - рефлексивное
оформление и выход в проектирование новых эталонов
средств и предмета инновационной деятельности образовательной сети
«Нижегородская инновационная школа».
Главным
ожидаемым результатом сетевого проекта должно стать создание сетевого
института инноваций в образовании, который отвечает за создание антропопрактик и
координацию работ по их диссеминации в региональном образовательном
пространстве.
III.
Результативность
и эффективность этапа актуализации и проблематизации профессиональных средств проектирования образовательной
программы
сетевого сообщества «Нижегородская
инновационная школа»
В 2008 – 2009 учебном году педагогические коллективы образовательных
учреждений – экспериментальных площадок кафедры педагогики и андрагогики ГОУ
ДПО НИРО в рамках образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» под
руководством В.И. Слободчикова, член-корра РАО, профессора, доктора психолог.
наук решали следующие задачи, относящиеся к ближней
перспективе реализации стратегии проектного эксперимента:
- разработка концепции и программы
регионального сетевого образовательного экспериментального проекта
«Нижегородская инновационная школа»;
- разработка программы обучения
проектных команд ОУ - региональных инновационных площадок;
- обучение проектных команд
региональных инновационных площадок;
- разработка положения об образовательном
учреждении - региональной инновационной площадке.
Оценить результативность и
эффективность инновационной деятельности субъектов образовательной сети
«Нижегородская инновационная школа» можно на основе следующих показателей:
1). профессиональное самоопределение и ценностно-целевые ориентиры
содержания деятельности субъектов сетевого взаимодействия;
2). построение профессиональных общностей как форм деятельностной
сетевой кооперации, а также нормирование профессиональной деятельности,
обеспечивающее ее кооперацию;
3). легитимизация инновационных продуктов профессиональной деятельности
экспериментальных площадок в обществе и в других профессиональных сообществах,
а также экспонирование образцов инновационной деятельности;
4). формирование совокупности этических норм (нормы инновационного
поведения и самоорганизации деятельности образовательных учреждений в рамках
сети), характеризующих работу профессионала;
5). наличие собственной технологии подготовки и переподготовки кадров.
3.1.1. Ценностно-целевые ориентиры
и основные смыслы содержания деятельности субъектов сетевого взаимодействия
Содержание
программы сетевого проекта
|
Содержание
деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
Формы
организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
Результаты
освоения
программного материала
|
Эффективность
деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
1. Идеология сетевого образовательного проекта как самообучающейся
метаорганизация.
2. Концептуальные основы сетевого образовательного проекта.
3. Сетевые образовательные институты как формы открытого и
непрерывного образования взрослых.
4. Управление знанием как новая форма сетевой кооперации субъектов
образования.
|
1. Построение проблемного поля. Самодиагностика профессиональных
оснований участника сети. Выработка позиции.
2. Анализ существующих моделей научно-сервисного сопровождения инновационной
деятельности субъектов сети.
3. Сравнительный анализ моделей научного сопровождения инновационной
деятельности субъектов сети.
|
1. Рабочее совещание «Презентация образовательного сетевого проекта
“Нижегородская инновационная школа”(22.08.08).
2. Осуществлен типологический анализ научно-технологических подходов
к разработке моделей сети.
3. Проблемно-проектный семинар по разработке творческо-нормативной модели
участников сети (15.09.08)
|
1. Представлен сетевой проект в форме презентации и информационного
сбор-ника (Приложение 1.)
2. Тезаурус и дидактический портфель участника образовательной сети (Приложение 2)
3. Тематический и организационный план мероприятий на год. (Приложение 3)
4. Создана электронная почта сети (innov-nn@mail.ru)
|
Развивающий эффект:
1. Ценностно-смысловое самоопределение в пространстве современного
образования.
2. Историко-культурное самоопределение в контексте отечественного
образования.
3. Профессионально-деятельностное самоопределение.
|
3.1.2. Профессиональное
самоопределение субъектов сетевого взаимодействия
Содержание
программы сетевого проекта
|
Содержание
деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
Формы
организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
Результаты
освоения
программного материала
|
Эффективность
деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
1. Комплексная диагностика образовательной ситуации в образовательном
учреждении - участника сетевого проекта.
2. Разработка модели образовательного учреждения как участника сети.
|
1. Рефлексивное описание собственной ситуации.
2. Формирование блока критериев диагностики.
3. Экспертиза собственной профессиональной позиции.
4. Концептуализация и проблемный анализ.
|
Работа проектной команды образовательного учреждения – участника
сети, презентация и экспертиза концептуальной модели.
|
1. Диагностическая карта для выявления уровня профессионального
самоопределения.
2. Модель-схема места образовательного учреждения в стевом проекте.
|
Развивающий эффект:
Уровень профессионального самоопределения.
|
3.1.3. Построение
профессиональных общностей как форм сетевой кооперации
Содержание
программы сетевого проекта
|
Содержание
деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
Формы
организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
Результаты
освоения
программного материала
|
Эффективность
деятельности субъектов сетевого взаимодействия
|
1. Разработка программ образовательного процесса.
2. Освоение технологии ситуационно-позиционного обучения.
3. Разработка новых форм организации образовательного процесса.
4. Проектирование системы научно-сервисного сопровождения инновационной
деятельности школ - участников сети.
|
1. Проектная и конструкторская работа по:
- составлению программ образовательного процесса.
- созданию ситуаций развития субъектов образовательной деятельности.
- составлению моделей учебного плана, системы обучения, форм
организации обучения и системы аттестации.
2. Разработка комплекса условий эффективного сетевого взаимодействия.
|
1. Проектные семинары сети (15.09.08; 19.09.08; 10.10.08; 18.11.08;
19.11.08; 20.11.08; 29.12.08; 12.01.09)
2. Работа проектных групп.
3. Педагогическое консультирование (еженедельно, по методическим
дням, составлен график).
4. Внутрисетевая экспертиза образовательных инициатив (Приложение 5).
5. Открытые семинары, включая публичные отчеты ОУ (МОУ Лицей №15 г.
Саров; МОУ Лицей №87 г. Нижний Новгород; МОУ СОШ №85 г. Нижний Новгород; МОУ
Суворовская СОШ).
|
1. Авторские педагогические разработки, их сертификация и публикация.
2. Директ-папка образовательного учреждения нового поколения.
3. Программа научно-сервисного сопровождения инновационной
деятельности школ нового поколения (Приложение
4).
|
Развивающий эффект:
Овладение деятельностным содержанием профессионального развития субъектов
сетевого взаимодействия.
|
3.1.4. Наличие собственной
технологии подготовки и переподготовки кадров
Разработана система научно-сервисного сопровождения инновационной
деятельности экспериментальных площадок сети, которая была представлена и
утверждена на Ученом совете ГОУ ДПО НИРО (сентябрь 2008). Разработана и
апробируется программа диссеминации инновационного опыта школ и учителей.
Данные по апробации (с 11 января 2008 по 30 декабря 2008) и повышению
квалификации в рамках сети представлены в таблице.
№ п/п
|
Адресат
|
Название
темы
|
Количество
слушателей
|
1.
|
Администраторы ОУ
|
Технология
управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении
|
95
|
2.
|
Педагоги-тьюторы
|
1. Диссеминация
инновационных моделей школ-победителей ПНПО «Образование» и инновационного
педагогического опыта лучших учителей»
|
21
|
2. Тьюторское
сопровождение инновационной деятельности педагогов ОУ.
|
20
|
3.
|
Администраторы и
учителя школ
|
Технология
изучения, обобщения и диссеминации инновационного педагогического опыта
учителя.
|
556
|
3.1.5. Экспонирование
образцов инновационной деятельности
Мероприятие
|
Сроки
|
Количество
участников
|
1. «Презентация модели диссеминации инновационного опыта: публичный
отчет школ – победителей национального проекта «Образование» (Приложение 6).
2. Реализация ПНПО: системные эффекты, проблемы, решения. Секция
«Нижегородская инновационная школа: стратегическая модель инновационного
развития школ.
3. Проектные формы антропопрактики.
4. Гуманитарно-антропологический подход к проектированию
инновационной модели сельской школы.
5. Открытый отчет о промежуточных результатах проектного эксперимента
сети (Приложение 7).
6. Экспертная деятельность в образования: экспертиза инновационных
проектов.
7. Мастер-классы.
|
Семинары
15.09.08
Региональная конференция
18.11.08
Проектный семинар
19.11.08
Выездной семинар
(МОУ Суворовская СОШ)
20.11.08
29.11.08
12.01.09
21-22.01.09
|
42
87
62
51
64
23
91
|
4. Учебно-методическое
обеспечение проектного эксперимента сети
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Разработка УМК по подготовке педагогов и образовательных учреждений к
инновационной деятельности
|
Подготовлено пособие «Инновационный педагогический
опыт: от уникальной идеи к передовой практике»
|
Игнатьева Г.А.
Тулупова О.В.
|
2.
|
Разработка программы дистанционной подготовки проектных команд
образовательных учреждений в рамках Ассессмент-центра кафедры
|
Подготовлена система диагностики готовности к инновационной
деятельности (апробирована методика А.В. Растянникова, А.В. Орлова)
|
Доронин Д.Ю.
|
3.
|
Разработана программа подготовки проектных команд и диссеминации
опыта школ и педагогов
|
декабрь 2008-янв.2009
|
Игнатьева Г.А.
Тулупова О.В.
Доронин Д.Ю.
Медвидь М.В.
|
4.
|
Разработаны и прошли экспертизу программы и проекты ЭП
|
ноябрь – декабрь
МОУ СОШ №№ 47,44,50, 187, МОУ СОШ №8 г. Кстово,
МОУ СОШ №2 р.п. Пильна
|
Тьюторы ЭП сети
|
5.
|
Разработано положение о РИП
|
декабрь 2008
|
Администрация ОУ
|
5. Публикации сотрудников кафедры
и экспериментальных площадок сети
№ п/п
|
Автор,
наименование работы
|
Жанр
|
Выходные
данные
|
Объем
|
1.
|
«Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой
практике»
|
Подготовлено и сдано впечать пособие
|
В печати ГОУ ДПО НИРО
|
20 п.л.
|
2.
|
Проектная идея «Нижегородский образовательный Ассессмент-центр»
|
Статья
|
Журнал
«Психология обучения» №12.- 2008. с.4-16.
|
4 п.л.
|
3.
|
«Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к
образовательному проекту»
|
Статья
(отправлена)
|
Журнал
«Национальный проект «Образование»
|
0,7 п.л.
|
4.
|
«Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры»
|
Статья
|
Сборник по ППО ГОУ ДПО НИРО
|
1 п.л.
|
5.
|
«Информационная карта инновационного педагогического опыта как форма
его обобщения и диссеминационный ресурс»
|
Статья
|
// Педагогическое обозрение, №2-3, 2008. с. 47-56
|
0,6 п.л.
|
6.
|
Проектирование системы научно-сервисного сопровождения инновационной
деятельности школ
|
Альбом-схем
(Приложение
8)
|
Изд-во «Altex»
|
0,8 п.л.
|
7.
|
Сетевой проект «Нижегородская инновационная школа»
|
Инф. бюллетень.
Выпуск 1.
|
ООО «Поволжье»
|
2 п.л.
|
8.
|
Сборник статей экспериментальных площадок кафедры
|
Подготовлено и сдано в сборник 20 статей
(Приложение
9)
|
ГОУ ДПО НИРО
|
3 п.л.
|
IV.
Прогностическое обоснование
дальнейшего шага развития образовательной сети
«Нижегородская инновационная
школа»
Анализ развития сетевого
взаимодействия образовательных учреждений в рамках проекта «Нижегородская
инновационная школа» на этапе актуализации и проблематизации профессиональных
средств (первое полугодие 2008-2009 г.) позволил выявить следующие приоритетные проблемы:
·
отсутствуют
четкие управленческие механизмы стимулирования инноваций в образовании как
действительно важного и поддерживаемого на всех уровнях управления образованием
приоритета научных исследований и проектных разработок;
·
отсутствует адресная поддержка потенциально
эффективных исследований и разработок в области инновационного образовании;
·
не разработаны способы
диссеминации инновационных образовательных практик: экспедиции,
учебно-исследовательские, творческие проекты, социально-ориентированные проекты, организационно-деятельностные игры,
клубная деятельность, мониторинг личностных достижений (портфолио) и т.п.
·
не созданы условия для развития
независимых форм экспертизы образцов инновационной деятельности участников
сетевого проекта;
·
недостаточно разработаны
эффективные механизмы привлечения и инновационного управления инвестиционно -
бюджетными финансовыми потоками для осуществления инновационных проектов в
рамках локальных сетей;
·
не разработан механизм мониторинга
новых образовательных эффектов как способ отслеживания и интерпретации тех
новых эффектов, которые непредсказуемо появляются в процессе осуществления
проектной деятельности;
·
сохраняется
разрыв между идеологией антропологического подхода и
распространенной в системе образования практикой административного управления.
·
не разработаны нормы и формы
соизмерения опыта инновационной деятельности различных образовательных
учреждений;
Дальнейшее развитие профессиональное сообщество выстраивает в
направлении достижения средней и дальней перспектив инновационной инфраструктуры
«Нижегородская инновационная школа».
Средняя перспектива:
- практический запуск дидактической
модели профессионального развития педагога, включая систему мониторинга уровня
профессионализма;
- организация систематического
мониторинга актуальности инновационной деятельности, построенного на основе соотношения
результативности образовательной инновационной деятельности и общественных
ожиданий от сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»;
- оформление в образовательные
программы разработанных новых форм знания и способов работы с ним;
- разработка способов и форм
диссеминации инновационного опыта созданного участниками сети.
Дальняя перспектива
- Нормативное оформление механизма
ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями.
- Организация работы по диссеминации
инновационных достижений сетевого сообщества «Нижегородская инновационная
школа».
- Институализация системы научно-сервисного
сопровождения инновационной деятельности в системе общего среднего и
дополнительного профессионального образования.
- Организация независимой
общественной экспертизы образцов инновационной деятельности участников сетевого
проекта.
В области управления инновационными изменениями цель
дальнейших преобразований заключается в реализации
стратегии ресурсного (сетевого) управления
образовательными инновациями. Ее особенность состоит в том, что
взаимодействие и взаимозависимость участников позволяют создать новый продукт и
владение этим продуктом осуществляется совместно. Формируется новая
собственность (интеллектуальный продукт) и коллективный собственник. В нашем
случае, речь идет о создании такого альянса разных образовательных учреждений,
в результате которого появляются новые образовательные программы, технологии,
структуры, институции.
Дальнейшие преобразования в организационно-управленческой
системе мы связываем с развитием антропологического
подхода к проектированию содержания практики управления образовательными
инновациями как антропопрактики, которая характеризуется:
-
поддержкой образовательных инициатив, о чем свидетельствует сам факт создания
сети школ - площадок проектного эксперимента кафедры педагогики и
образовательных технологий НИРО (2000-2005 гг.), а потом запуск регионального
сетевого экспериментального образовательного проекта «Нижегородская
инновационная школа»;
-
организацией процессов
«производства» и создания инновационных разработок, продуктов, созданием новых
форм знания и технологий работы с ним;
-
распределением ответственности
между разными субъектами, участниками сети;
-
использованием в управлении механизмов
сопровождения инноваций, в т.ч. консультирования, экспертизы;
-
удержанием в зоне особого внимания
вопросов развития человеческого ресурса, и реализации для этого новых
образовательных программ, ориентированных на профессиональное развитие
педагога-инноватора.
Окончательная оценка
результатов и корректировка действий производится
исходя из нового представления о результативности, в основе которого лежит
общий принцип, согласно которому совсем не обязательно достигаются
«запланированные результаты», а в принципе происходит разворачивание некоторой
проектной субъектной деятельности, порождающей новые эффекты и необходимость их
теоретического осмысления. Данное представление
предполагает рассмотрение результативности в трех аспектах:
- положительные результаты, когда фактические параметры лучше
запланированных. В этом случае корректировочные действия направляются на
усиление мер, приведших к такому результату;
- отрицательные результаты, когда фактические данные оказались хуже
запланированных. Выявленные в процессе анализа факторы, позволяют определить
направление мер по исправлению положения;
- нейтральные результаты, когда проект разворачивается в соответствии с
планом и никаких корректировочных действий не требуется. Последнее, однако, не
означает прекращения процедуры оценки, так как баланс между стандартами и
фактическими показателями может быть нарушен в любой момент времени.