В России
переход на компетентностно ориентированное
образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе
модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении
Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных
направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. В рамках Болонского
процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе по компетентностному формату представления результатов
профессионального образования.
Министерство образования и науки
дает следующее определение понятию компетенция: «Компетенция – способность
применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель
компетентностного подхода в образовании: преодолеть
разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить
учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи
практики.
Общеобразовательная школа не в
состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для
эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных
ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором
появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование
ключевых компетентностей. Под
ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается
способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при
решении актуальных для них проблем.
Предлагаемый вниманию педагогов библиографический материал представляет
публикации в периодических изданиях по вопросам компетентностного
подхода в образовании за 2010-2012 гг.
- Агапов, И.Г. Проектирование инициативной педагогической
среды в условиях компетентностного подхода в образовании
/ И.Г. Агапов // Педагогическое образование и наука.-2011.-№10.-С.9-14.
- Антипина, Л.Б. Компетентностный
подход в реализации образовательного процесса / Л.Б. Антипина //
Методист.-2010.-№2.-С.39-47.
- Ахметзянова, Г. М. Создание и реализация комплексной модели
"Интеграторы успеха образовательного учреждения"/ Г.М. Ажметзянова // Инновационные проекты и программы в
образовани.-2010.-№1.-С.49-52.
- Баранов, П.А. Компетентностный
подход к анализу результатов освоения курса обществознания / П.А. Баранов //
Преподавание истории и обществознания в школе.-2009.-№4.-С.23-27.
- Батанова, М.А. В центре внимания - компетентностный
подход, но.../ М.А. Батанова // Аккредитация в
образовании.-2011.-№51.-С.36-39.
- Башкова, С.А. Основные подходы к формированию профильно-специализированных
компетенций педагогов профессионального обучения / С.А. Башкова
// Среднее профессиональное образование.-2011.-№9.-С.26-30.
- Беляева, В. Проектирование внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс / В.
Беляева // Школьное планирование.-2010.-№3.-С.3-18.
- Бубнова, Г.И. Компетентностный
подход: методические основы составления контрольно-измерительных материалов /
Г.И. Бубнова // Иностранные языки в
школе.-2010.-№10.-С.64-68; 2011.-№1.-С.62-66.
- Васильев, Ю.С. Формирование содержания высшего
образования на базисных компетентностных моделях знаний,
умений и навыков / Ю.С. Васильев // Alma
mater.-2011.-№2.-С.41-45.
- Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный
подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Инновационные проекты и
программы в образовании.-2011.-№4.-С.3-6.
- Вербицкий, А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование / А.А. Вербицкий //
Муниципальное образование: инновации и экспермент.-2009.-№3.-С.29-34.
- Вершловский, С.Г. Теоретические и организационные
проблемы постдипломного педагогического образования
/ С.Г. Вершловский //
Педагогика.-2010.-№5.-С.108-115.
- Волкова, Е.Е. Соотнесение традиционного и компетентностного
подходов к обучению математике как основа проектирования и мониторинга
приобретения ключевых компетенций / Е.Е. Волкова // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2010.-№4.-С.39-44.
- Воровщиков, С.Г. Общеучебные
умения как деятельностный компонент содержания
учебно-познавательной компетенции / С.Г. Воровщиков //
Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.32-36.
- Галагузов, А.Н. Культурологический подход как
методологическое основание образовательной деятельности / А.Н. Галагузов // Педагогическое образование и
наука.-2011.-№4.-С.45-50.
- Головко, Т.Г. Рефлексивно-деятельностная
модель информационной компетентности педагога в процессе повышения его
квалификации / Т.Г. Головко // Педагогическое образование и
наука.-2010.-№5.-С.68-72.
- Голубовская, Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся
на основе современных образовательных технологий / Е.В. Голубовская
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№5.-С.23-29.
- Гуцу, Е.Г. Проектировочные действия преподавателя
педвуза при реализации комптентностного подхода /
Е.Г. Гуцу // Педагогика.-2012-№2.-С.58-63.
- Давыдова, О. Детский сад - семья: инновационный
потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного
подхода / О.Давыдова // Дошкольное воспитание.-2011.-№5.-С.17-22.
- Деркач, А.М. Компетентностный
подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного
специалиста / А.М. Деркач // Вопросы
образования.-2011.-№4.-С.214-230.
- Дорохова, Т.А. Исследовательская деятельность как фактор
реализации компетентностного подхода в образовании /
Т.А. Дорохова // Экология в школе.-2010.-№4.-С.4-6.
- Дубова, М.В. Дидактические принципы компетентностно
ориентированного обучения в начальном общем образовании / М.В. Дубова //
Начальное образование.-2012.-№1.-С.50-51.
- Дубова, М.В. Компетентностные
задачи как средство реализации практико-ориентированной направленности современного
образования / М.В. Дубова // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2012.-№2.-С.7-13.
- Егоров, О.Г. Два кита модернизации: компетентность и
конкурентная личность / О.Г. Егоров // Народное образование (электронная
версия).-2010.-№9.-С.16-23.
- Епифанова, М.В. Качество школьного образования в контексте
компетентностного подхода / М.В. Епифанова // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№1.-С.27-29.
- Ермаков, Д.С. Компетентностный
подход в образовании / Д.С. Ермаков // Педагогика.-2011.-№4.-С.8-15.
- Журавлева, А.В. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования / А.В. Журавлева //
Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№4.-С.8-14.
- Закирова, Е.С. Отраслевая терминология - средство
формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции / Е.С. Закирова // Alma
mater.-2011.-№10.-С.69-73.
- Иванов, Д.А. Компетентностному подходу
альтернативы нет / Д.А. Иванов // Директор школы.-2011.-№4.-С.58-60.
- Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный
подход в современном образовании /Д.А. Иванов // Управление качеством образования.-2012.-№3.-С.3-40.
- Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностная
модель современного учителя / Д.А. Иванов // Управление качеством образования.-2011.-№3.-С.4-35.
- Игнатов, С.Б. Экологическая компетентность в контексте
образования для устойчивого развития / С.Б. Игнатов // Инновационные проекты и
программы в образовании.-2011.-№4.-С.11-16.
- Каунов, А.М. Некоторые аспекты конструирования и отбора
методов обучения при профессионально-технологической
подготовке обучающихся на основе компетентностного
подхода / А.М. Каунов // Методист.-2010.-33.-С.2-6.
- Кирдянкина, С.В. Педагогическая поддержка в контексте компетентностного подхода / С.В. Кирдянкина
// Управление современной школой. Завуч.-2010.- №6.-С.74-95.
- Кирдянкина, С.В. Стандартизация образования как условие
эффективности управления образовательным учреждением в контексте компетентноcтного подхода / С.В. Кирдянкина //
Управление школой. Завуч.-2010.-№6.-С.23-28.
- Клюева, Г.А. Компетентностно
ориентированные задания : вопросы проектирования /
Г.А. Клюева // Среднее профессиональное образование.-2012.-№2.-С.29-32.
- Ковылева, Ю.Э. Система оценки качества образования на
основе компетентностного подхода / Ю.Э. Ковылева // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2012.-№1.-С.57-62.
- Колесников, А.А. Реализация компетентностной
парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе / А.А. Колесников //
Иностранные языки в школе.-2011.-№10.-С.11-18.
- Колесников, А.К. Современные образовательные технологии для
будущего учителя / А.К. Колесников // Alma
mater.-2012.-№1.-С.34-38.
- Колуцкая, Е.К. Реализация компетентностного
подхода в преподавании права / Е.К. Колуцкая //
Преподавание истории в школе.-2010.-№8.-С.18-21.
- Кольцова, О.С. Управление качеством образовательного
процесса в педагогическом колледже в условиях реализации компетентностного
подхода / О.С. Кольцова // Инновационные проекты и программы в
образовании.-2010.-№1.-С.10-17.
- Концепция
образовательного проекта "От ключевых компетенций - к успеху в жизни"//
Практика административной работы в школе.-2011.-№2.-С.4-15.
- Коньков, Е.В. Компетентностный
подход к обучению в общеобразовательной школе / Е.В. Коньков // Стандарты и
мониторинг в образовании.-2011.-№4.-С.57-60.
- Кузибецкий, А.Н. Культурно-комптентностная
подготовка руководителей школ в учреждениях дополнительного профессионального
образования / А.Н. Кузибецкий // Педагогическое образование
и наука.-2011.-№2.-С.21-27.
- Кузнецова, Л. Волшебная дудочка учителя / Л. Кузнецова //
Директор школы.-2011.-№1.-С.71-75.
- Кузовлева, Н.В. Компентностный
подход в формировании культуры умственного труда при подготовке магистра
начального образования / Н.В. Кузовлева // Начальная
школа.-2011.-№4.-С.69-74.
- Куприянова, Л.М. О компетентностном
подходе в системе экономического образования высшей школы / Л.М. Куприянова //
Экономика образования.-2010.-№6.-С.32-41.
- Лазарева, Л.И. Содержание формирования информационной
культуры выпускника вуза в контексте новых ФГОС ВПО /
Л.И. Лазарева // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№2.-С.14-21.
- Лалетин, В.А. Актуализация информационно-коммуникационной
компетентности преподавателей в среде интернет-конференции
/ В.А. Лалетин // Alma mater.-2011.-№1.-С.54-59.
- Лебедев, О.Е. Цели урока: компетентностный
подход / О.Е. Лебедев // Народное образование.-2011.-№9.-С.203-211.
- Матвеева, Т.Е. Компетентностный
подход к конструированию учебных заданий для работы с информацией / Т.Е.
Матвеева // Человек и образование.-2011.-№1.-С.96-101.
- Менькина, С.М. Коммуникативная компетентность: от теории
к практике формирования / С.М. Менькина // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№12.-С.3-5.
- Мурзина, Н.П. Компетентностный
подход к проектированию образовательной технологии преподавателя педагогического
вуза (на примере изучения дисциплины "Педагогическая технология") /
Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и
после.-2010.-№5.-С.10-15.
- Мусихина, С.Ю. Формирование естественнонаучной
компетентности учащихся при помощи заданий нового типа / С.Ю. Мусихина // Инновационные проекты и
программы.-2010.-№5.-С.26-30.
- Нетребенко, Л.В. О проблемах перехода на стандарты нового
поколения, основанные на модульно-компетентностном
подходе / Л.В. Нетребенко // Инновационные проекты и
программы в образовании.-2010.-№1.-С.18-22.
- Неустроева, А.Н. О реализации компетентностного
подхода в условиях непрерывного педагогического образования в системе
школа-вуз / А.Н. Неустроева // Профильная школа.-2009.-№5.-С.10-15.
- Никитенко, Н.А. Компетентностный
подход в профессиональной подготовке педагога / Н.А. Никитенко // Управление
современной школой. Завуч.-2009.-№6.-С.112-116.
- Николина, В.В. Педагогическое проектирование компетентностной модели высшего профессионально-экологического
образования / В.В. Николина // Стандарты и мониторинг
вобразовании.-2011.-№1.-С.20-24.
- Новиков, А. М. Что
такое обучение? / А.М. Новиков // Инновационные проекты и программы в
образовании.-2010.-№2.-С.4-9.
- Новикова, С.В. Реализация компетентностного
подхода в профильном обучении: стратегия и практика //Профильная
школа.-2012.-№2.-С.46-52.
- Ноговицына, И.Г. Содержание профессионально-педагогической
подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: знаниевый или компетентностный
подход? / И.Г. Ноговицына // Alma
mater.-2010.-№11.-С.30-34.
- Нуриахметова, Е.В. Создание бизнес-среды на базе классов социально-экономического
профиля как одно из условий формирования управленческих и предпринимательских
компетенций учащихся / Е.В. Нуриахметова // Одаренный
ребенок.-2010.-№3.-С.66-68.
- Пашкевич, А. В. Создание системы менеджмента качества
образования на основе реализации компетентностного
подхода в массовой школе / А.В. Пашкевич // Инновационные проекты и программы в
образовании.-2011.-№1.-С.31-39.
- Пашкевич, А.В. Создание мониторинга профессиональной
компетентности учителя в ходе реализации компетентностного
подхода в образовательном процессе школы / А.В. Пашкевич // Инновационные проекты
и программы в образовании.-2011.-№4.-С.50-55.
- Пашкевич, А.В. Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы / А.В.
Пашкевич // Эксперимент и инновации в школе.-2011.-№2.-С.47-52.
- Пиявский, С.А. Информатизация и компетентностный
подход / С.А. Пиявский // Alma
mater.-2010.-№2.-С.24-29.
- Погонышева, Д.А. Моделирование как метод реализации компетентностного подхода в профессиональном
образоваНИИ / Д.А. Погонышева
// Педагогика.-2009.-№10.-С.22-28.
- Половина, Г.Б. Модульно-компетентностная
модель обучения / Г.Б. Половина // Профессиональное
образование.-2011.-№5.-С.31-32.
- Примбетова, Г. Оценка компетенций как результатов
обучения / Г. Примбетова // Педагогические
измерения.-2011.-№3.-С.78-83.
- Примбетова, Г. Разработка педагогических заданий с
интеллектуальным компонентом для оценки результатов компетентностно-ориентированного
обучения / Г. Примбетова // Педагогические
измерения.-2011.-№2.-С.77-83.
- Прутченков, А.С. Компетентностный
подход в школьном экономическом образовании / А.С. Прутченков
// Экономика в школе.-2012.-№2.-С.20-34.
- Прямикова, Е.В. Компетентностный
подход при изучении обществознания / Е.В. Прямикова // Преподавание истории в
школе.-2010.-№8.-С.9-15.
- Резник, Г.А. Компетентностный
подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда / Г.А. Резник // Alma mater.-2011.-№8.-С.52-55.
- Рягин, С.Н. Перспективы обновления качества
результатов профильного обучения в старшей школе / С.Н. Рягин
// Профильная школа.-2009.-№5.-С.58-63.
- Сапожникова, И.В. Компетентностный
подход к управлению профессиональным развитием методиста-предметника / И.В. Сапожкова // Среднее профессиональное
образование.-2011.-№4.-С.3-9.
- Свиридова, Е.М. Профильное обучение: о результатах
экспериментальной деятельности; индивидуальный учебный план; психологическое
сопровождение / Е.М. Свиридова // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№2.-С.43-48.
- Серафимова, Л.Г. Мониторинг ключевых компетенций
обучающихся на занятиях элективного курса /Л.Г. Серафимова
// Образование в современной школе.-2010.-№3.-С.62-64.
- Сердюкова, Е.В. "Кометентностно-ориентированные
задания для младших школьников" / Е.В. Сердюкова
// Образование в современной школе.-2010.-№2.-С.14-21.
- Симонова, А.А. Компетентностный
подход: аспект внедрения в практику учреждения социальной сферы / А.А. Симонова
// Педагогическое образование и наука.-2011.-№1.-С.42-36.
- Синева, Л.С. Нужен ли российскому образованию компетентностный подход? / Л.С. Синева // Преподавание истории
в школе.-2010.-№8.-С.3-8.
- Смазнова, А.Н. Уровневый подход к формированию
когнитивной составляющей компетентностей / А.Н. Смазнова
// Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№4.-С.23-28.
- Смышляева, Л.Г. Профессиональная подготовка муниципальных
служащих / Л.Г. Смышляева // Alma
mater.-2012.-№2.-С.57-61.
- Соловей, О.В. Проблема несоответствия подготовки кадров
требованиям современного рынка труда и пути ее решения / О.В. Соловей //
Экономика образования.-2011.-№1.-С.56-72.
- Степанов, С.В. Актуальные проблемы содержания, технологий
формирования и оценки компетенций / С.В. Степанов // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2012.-№1.-С.56-59.
- Строкова, Т.А. Готова ли школа к реализации компетентностного подхода? / Т.А. Строкова // Народное
образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.187-191.
- Сулейманов, Р.Р. Формирование ключевых компетенций при
определении понятий "задача", "модель", "проект"
/ Р.Р. Сулейманов // Методист.-2010.-№2.-С.7-10.
- Тарасова, Л.А. Использование компетентностного
подхода при переходе на профильное обучение / Л.А. Тарасова // Управление
качеством образования.-2012.-№2.-С.63-71.
- Тенилов, Е.А. Внутрифирменная организация
повышения квалификации специалистов на основе компетентностного
подхода / Е.А. Тенилова // Человек и
образование.-2010.-№2.-С.98-102.
- Тимченко, Т.М. Проектный метод обучения как способ
реализации компетентностного подхода на уроках русского
языка и литературы// Одаренный ребенок.-2011.-№4.-С.121-128.
- Тулупова, О.В. Компетентностная
уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности
"Специалист - профессионал - эксперт" / О.В. Тулупова
// Методист.-2011.-№10.-С.6-11.
- Ушаков, А.А. Реализация компетентностного
подхода в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
профильных классов / А.А. Ушаков // Профильная школа.-2011.-№2.-С.8-12.
- Фишман, Б.Е. Профессионально-личностное
самосовершенствование преподавателя вуза: компетентностное
представление / Б.Е. Фишман // Педагогическое образование и
наука.-2011.-№9.-С.4-11.
- Шалашова, М.М. Компетентностный
подход : проблемы и перспективы / М.М. Шалашова // Химия в школе.-2012.-№3.-С.4-9.
- Шибаева, С.Н. Реализация учебного сотрудничества в
рамках компетентностного подхода / С.Н. Шибаева // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент.-2011.-№2.-С.32-34.
- Штанов, С.Н. Развитие образовательного учреждения СПО: компетентностный подход / С.Н. Штанов // Среднее профессиональное
образование.-2011.-№3.-С.7-9.
- Эргард, О.Р. Реализация компетентностного
подхода в преподавании русского языка через использование методов проблемно-исследовательской
деятельности / О.Р. Эргард // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент в образовании.-2011.-№4.-С.50-52.
- Эргардт, О.Р. Компетентностный
подход к изучению литературы в рамках предпрофильного
обучения / О.Р. Эргард// Инновационные проекты и
программы в образовании.-2011.-№2.-С.63-64.
- Эрдынеева, И.И. Развитие ключевых компетенций учащихся в
преподавании истории / И.И. Эрдынеева // Преподавание
истории в школе.-2010.-№8.-С.16-17.
- Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или
Модель педагогического портфолио
/ В. Ясвин // Директор школы.-2010.-№2.-С.25-32.
|