Дети и родители-мигранты во взаимодействии с
российской школой : межэтническая толерантность, межкультурная
компетентность
В «Концепции развития поликультурного
образования в Российской Федерации» отмечается, что основные цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации образования в Российской Федерации, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. Исходя из этого, поликультурное образование, - это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации [30].
При поддержке Центра Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и РГНФ было выполнено первое в России масштабное исследование адаптации детей из семей мигрантов школах РФ. О результатах исследования можно прочитать в статье Д.А. Александрова и др. на страницах журнала «Вопросы образования»[3].
В связи с многонациональностью состава
современных школ России возрастает их роль в формировании позитивного образа своей и других этнических культур, межэтнического взаимодействия. В воспитании межэтнической культуры, уважения к людям другой национальности необходимо рассматривать позиции всех субъектов образовательного процесса – учителей, учащихся и их родителей[21]. О воспитании культуры межнационального общения не только учащихся, но и учителей говорится в одноименной статье Е.В. Орловой[51] и др.
Также много статей посвящены широко используемому сегодня понятию толерантности [1,2.4-9,13,18,22,25,27,32,33,35,37-39,43,53-56]. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (диспутов, дискуссий, дебатов)[60].
Предлагаемый библиографический материал содержит информацию о статьях (датированных 2010-2012 гг.), посвященных заявленной теме и включающих толкование понятий межэтнической толерантности, межкультурной компетентности и поликультурного образования.
- Абрамски, И. Становление личности учащегося в сфере этнической
толерантности в условиях образовательного консорциума / И. Абрамски
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№3.-С.55-60.
- Аверзаев, И.Ч. О формировании толерантности у учащейся
молодежи / И.Ч. Аверзаев// Воспитание
школьников.-2010.-№7.-С.64-66.
- Александров, Д.А. Дети и родители - мигранты во
взаимодействии с российской школой / Д.А. Александров, В.В.Баранова, В.А.
Иванюшина // Вопросы образования.-2012.-№1.-С.176-199.
- Алиева, Э. Социально-педагогический феномен народной
игры как ресурс толерантности / Э. Алиева // Образовательная
политика.-2011.-№2.-С.88-94.
- Аракелян, О.В. Поликультурная школа - новая модель в
системе образования / О.В. Аракелян // Воспитание
школьников.-2010.-№3.-С.11-17.
- Асмолов, А. Идеология толерантности: школа жизни с
непохожими людьми / А. Асмолов // Образовательная
политика.-2011.-№2.-С.2-4.
- Ачасова, Л.Ю. Толерантность в деятельности современного
педагога / Л.Ю. Ачасова // Педагогическое образование
и наука.-2009.-№11.-С.23-28.
- Ачасова, Л.Ю. Специфика толерантного взаимодействия субъектов
образовательного пространства в условиях школы / Л.Ю. Ачасова
// Педагогическая наука и образование.-2011.-№5.-С.38-40.
- Бабич, Э.А. Толерантность как принцип жизни / Э.А.
Бабич, О.В. Каргаполова, Л.А. Каюмова,
Т.А. Довган // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2011.-№3.-С.24-28.
- Белогуров, А.Ю. Стратегия и методология социокультурной модернизации регионального образования:
опыт двух десятилетий / А.Ю. Белогуров //
Педагогика.-2012.-№2.-С.13-21.
- Белякова, В.Н. Проект "Формирование
образовательной среды гимназии, способствующей культурно-языковой и
социально-психологической интеграции детей-мигрантов" / В.Н. Белякова //
Управление качеством образования.- 2011.-№8.-С.19-24.
- Бирулина, А.Ф. Решение проблем в обучении детей-мигрантов
через применение современных образовательных технологий / А.Ф. Бирулина, И.И. Гончарова // Управление качеством образования.-2010.-№6.-С.16-25.
- Бобинова, С.В. Образовательная среда как условие формирования толерантности
младших школьников / С.В. Бобинова // Начальная школа
плюс до и после.-2011.-№2.-С.69-72.
- Виниченко, В.А. Философия личности в условиях
межкультурной коммуникации / В.А. Винниченко // Философия образования.-2012.-№2.-С.61-66.
- Вульфсон, Б.Л. Миграционные процессы в современном мире и
образование / Б.Л. Вульфсон // Педагогика.-2011.-№1.-С.103-109.
- Вяземский, Е.Е. Формирование гражданской идентичности
школьников в поликультурном обществе /Б.Л. Вяземский // Преподавание истории в
школе.-2011.-№4.-С.3-7.
- Газарян, В.С. Проектирование содержания поликультурного
языкового образования в начальной школе / В.С. Газарян
// Биб-ка журнала "Методист" : сб. методич.
материалов.-2010.-№1.-С.4-9.
- Гребенникова, И.А. Инкультурация и
межкультурное общение как феномен толерантности и адаптации к новой культуре /
И.А. Гребенникова // Педагогическое образование и наука.-2009.-№7.-С.31-33.
- Дагбаева, Н.Ж. Межкультурное образование учащейся
молодежи / Н.Ж. Дагбаева // Педагогика.-2012.-№9.-С.60-66.
- Джуринский, А.Н. Проблемы образования в многонациональном
социуме России и на Западе / А.Н. Джуринский // Инновационные проекты и
программы в образовании.-2012.-№4.-С.13-23.
- Дивакова, О. Роль школы в воспитании подростков в
поликультурной среде / О. Дивакова, А. Лукина //
Сельская школа.-2011.-№4.-С.31-37.
- Днепров, Т.П. Национальная толерантность в биполярном
отечественном образовании / Т.П. Днепров // Педагогика.-2009.-№2.-С.26-31.
- Жидик, А.Р. Интегративный подход в этнопедагогической
подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства / А.Р. Жидик // Школа и производство.-2012.-№1.-С.52-55.
- Захожан, Т.М. Формирование исторических понятий у школьников
в условиях многонационального класса / Т.М. Захожан,
Н.В. Фролова // Преподавание истории в школе.-2013.-№2.-С.61-64.
- Иванова, А.В. Модель формирования поликультурной
компетенции школьников в контексте федеральных государственных образовательных
стандартов Иванова, А.В.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№6.-С.30-34.
- Иоффе, А.Н. "Манифест мирного
сосуществования" (ролевая игра по толерантности) / А.Н. Иоффе //
Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.10-15.
- Камболов, Т.Т. Русский язык в иноязычной образовательной
среде России / Т.Т. Камболов //
Педагогика.-2009.-№2.-С.38-40.
- Карабанова, О. Стратегия внедрения психотехник
толерантности и управления рисками ксенофобии в изменяющемся мире / О. Карабанова
// Образовательная политика.-2011.-№2.-С.72-80.
- Карнышев, А.Д. Межкультурная компетентность как
конкурентное преимущество выпускников школы / А.Д. Карнышев,
А.К. Костин // Педагогика.-2009.-№7.-С.39-48.
- Квитковская, А.А. Формирование поликультурной компетентности
преподавателей высшей школы / А.А. Квитковская //
Педагогическое образование и наука.-2012.-№6.-С.18-22.
- Козырева, Н.Э. Из опыта работы в русле этнопедагогики /Н.Э Козырева // Образование в современной
школе.-2011.-№3.-С.29-32.
- Концепция развития
поликультурного образования в Российской Федерации // Вестник образования.-2010.-№10.-С.55-78.
- Крутова, И.В. Формирование ценности толерантности на
уроках истории и обществознания / И.В. Крутова //
Преподавание истории и обществознания.-2009.-№4.-С.28-30.
- Крушельницкая, О.И. Опыт формирования толерантности у младших
школьников в современной России // Психологическая наука и образование.-2012.-№1.-С.75-85.
- Куликова, С.В. Генезис теории и практики национального
образования в России / С.В. Куликова //
Педагогика.-2012.-№1.-С.17-30.
- Куприна, Н.Г. Воспитание межнациональной толерантности и
традиции народной педагогики / Н.Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после.-2011.-№6.-С.7-13.
- Куракина, О.Н. Интеркультурный
диалог как средство духовного взаимообогащения культур / О.Н. Куракина //
Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.37-40.
- Лаптев, Л.Г. Проблемы формирования толерантной личности
в государственной образовательной политике России / Л.Г. Лаптев, О.А. Нестерчук // Педагогическое образование и
наука.-2009.-№4.-С.31-34.
- Лекторский, В. Толерантность как философская проблема /В.
Лекторский // Образовательная политика.-2011.-№2.-С.49-57.
- Лысакова, И.Л. Русский язык как проводник толерантности в
поликультурных школах Санкт-Петербурга / И.Л. Лысакова
// Русский язык в школе.-2011.-№4.-С.22-26.
- Магомедова, З.Ш. Влияние этноса на формирование
духовно-нравственных ценностей /З.Ш. Магомедова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№5.-С.19-22.
- Максименко, Н.В. Формирование этнокультурной компетентности
будущего учителя начальных классов / Н.В. Максименко // Начальная школа.-2011.-№2.
С.20-22. - (Биб-ка учителя).
- Мариносян, Х.Э. Задачи национальной системы образования в глобализирующемся мире / Х.Э. Мариносян
// Alma mater.-2011.-№1.-С.18-30.
- Матросова, Н.Н. Воспитание культуры мира и толерантности у
школьников средствами дополнительного образования детей в рамках эксперимента
"Многоязычие и поликультурность"
/ Н.Н. Матросова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№6.-С.76-78.
- Михеева, Л.Н. Эстетическая культура в современном
образовательном пространстве вуза / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование
и наука.-2012.-№1.-С.4-8.
- Мубинова, З.Ф. Этнонациональное
воспитание в общеобразовательной школе / З.Ф. Мубинова
// Человек и образование.-2010.-№2.-С.46-51.
- Нелетова, Т.Н. О проблемах преподавания русского языка в полиэтнических классах / Т.Н. Нелетова
// Русский язык в школе.-2010.-№11.-С.15-17.
- Неустроев, Н.Д. Педагогический аспект глобализации и
этническая ментальность / Н.Д. Неустроев // Философия
образования.-2012.-№2.-С.30-36.
- Новожилова, Н.Б. Поликультурное воспитание детей в
учреждении дополнительного образования / Н.Б. Новожилова // Методист.-2011.-№5.-С.24-32.
- Нургалиева, С.Ф. Формирование нравственной культуры в современном
обществе / С.Ф. Нургалиева // Alma
mater.-2012.-№3.-С.73-76.
- Нюдюрмагомедов, А.Н. Национально-ориентированное
образование: опыт и тенденции развития // Педагогика.-2012.-№10.-С.25-31.
- Орлова, Е.В. Культура межнационального общения / Е.В.
Орлова // Образовательные технологии.-2012.-№1.-С.8-14.
- Остапенко, А.А. Тупики национального воспитания. Как их
преодолеть?/ А.А. Остапенко // Народное образование
(электронная версия).-2011.-№1.-С.34-38.
- Остапенко, А.А, Прощай, толерантность!/ А.А. Остапенко
// Народное образование (электронная версия).-2011.-№4.-С.247-250.
- Петренко, В. Гуманитарная культура и образование -
основа толерантности и сохранения национальной идентичности / В. Петренко //
Образовательная политика.-2011.-№2.-С.81-87.
- Поморцева, И.Ю. Программа формирования этнической толерантности
в многонациональном классе / И.Ю. Поморцева //
Образование в современной школе.-2012.-№6.-С.46-57.
- Пономарева, Т.О. Умение быть толерантным (итоги
республиканского молодежного библиотечного исследования "Я и другие")/
Т.О. Пономарева// PR в образовании.-2010.-№1.-С.82-93.
- Проворова, О.М. Формирование ценностей гражданского мира у
старшеклассников как образовательный ориентир / О.М. Проворова
// Педагогическое образование и наука.-2012.-№2.-С.32-34.
- Прохорова, С.Ю. Система поликультурного образования в
сельской общеобразовательной многонациональной школе / С.Ю. Прохорова //
Муниципальное образование : инновации и эксперимент.-2012.-№4.-С.30-33.
- Пыж, В.В. Формирование механизмов межкультурной
толерантности молодежи в контексте образовательного процесса / В.В. Пыж // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент.-2010.-№2.-С.77-80.
- Редько, Л.А. Воспитание толерантной личности - путь к
социальной гармонии / Л.А. Редько // Управление качеством
образования.-2012.-№4.-С.76-79.
- Родина, Н.М. Двуязычный ребенок - диалог языков и
культур / Н.М. Родина, М.Ю. Свиридова // Управление ДОУ.-2010.-№7.-С.64-70.
- Родюкова, Л.В. Создание моделей поликультурного
воспитания в условиях гимназии / Л.В. Родюкова // Дополнительное образование и
воспитание.-2009.-№3.-С.9-13.
- Самаева, П.С. Урок литературы в воспитании толерантности
учащихся / П.С. Самаева // Педагогическое
образование и наука.-2012.-№1.-С.50-52.
- Сахипова, З.Г. Учебник нового поколения как средство
формирования современной языковой личности / З.Г. Сахипова
// Педагогика.-2011.-№1.-С.56-63.
- Следзевский, И.В. Мультикультурализм:
поиски баланса между интеграцией и дезинтеграцией гражданского общества / И.В.
Следзевский // Преподавание истории и обществознания
в школе.-2012.-№8.-С.3-12.
- Смолянская, Л. Проективные техники и повышение этнической
толерантности подростков в полиэтнической среде школы
/ Л. Смолянская // Социальная педагогика.-2009.-№2.-С.88-92.
- Соболева, М.Е. О возможности диалога между культурами /
М.Е. Соболева // Вопросы философии.-2009.-№3.-С.147-157.
- Солдатова, Г. Многоязычие как
фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта / Г. Солдатова //
Образовательная политика.-2011.-№2.-С.58-71.
- Стрелова, О.Ю. Дидактическая игра-конструктор
"Всемирная деревня" / О.Ю.
Стрелова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.16-19.
- Супрунова, Л.Л. Приоритетные направления поликультурного
образования в современной российской школе / Л.Л. Супрунова // Педагогика.-2011.-№4.-С.16-28.
- Тесленко, В.И. Культурологический подход к управлению
учебно-познавательной деятельностью учащихся-мигрантов / В.И. Тесленок, О.В. Ганушко //
Воспитание школьников.-2013.-№2.-С.3-11.
- Тишков, В. "Толерантность не означает
всепрощение и вседозволенность"/ В. Тишков // Образовательная
политика.-2011.-№2.-С.5-11.
- Хлебосолова, О.А. Межкультурная компетенция как
результат географического образования / О.А. Хлебосолова
// География в школе.-2011.-№1.-С.37-41.
- Хотинец, В.Ю. Развитие поликультурной компетентности
старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности / В.Ю. Хотинец // Инновационные проекты и программы в
образовании.-2011.-№5.-С.43-47.
- Хухлаев, О.Е. Этнонациональные
установки современной российской молодежи / О.Е. Хухлаев
// Вопросы психологии.-2011.-№1.-С.46-57.
- Хухлаева, О.В. Особенности взаимодействия педагогов с
учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом / О.В. Хухлаев // Психологическая наука и
образование.-2012.-№2.-С.71-75.
- Целепидис, Н.В. Межкультурное общение и культурная
восприимчивость в процессе духовного развития личности учащегося / Н.В. Целепидис // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №7.-С.28-31.
- Цыренова, М.Г. Проектная деятельность в процессе
формирования компетентностей // Педагогика.-2012.-№9.-С.66-71.
- Цыренова, М.Г. Формирование межэтнической толерантности в
поликультурном обществе / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.6-9.
- Шаваева, М.О. Этнопсихологический контекст современного
образования / М.О. Шаваева
// Педагогика.-2012.-№9.-С.71-74.
- Шапошникова, Т.Д. Поликультурное образование как фактор
развития гражданского общества / Т.Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и
после.-2011.-№6.-С.3-6.
- Шипицына, Г.М. Экологическое воспитание школьников и их родителей
в аспекте диалога культур / Г.М. Шипицына // Начальная школа.-2012.-№6.-С.18-20.
- Ямбург, Е. Школьные стены не спасают. Спасает
воспитание / Е. Ямбург // Директор школы.-2009.-№2.-С.5-8.
|