Социальное партнерство в воспитании школьников
Шадрина,
Е.В., библиограф библиотеки НИРО
В 2005 г. библиотека института уже публиковала на
страницах сайта ГОУ ДПО НИРО библиографию «Социальное партнерство в
образовании», где названы нормативные документы, закрепляющие основы
социального партнерства в образовании и дается подробное толкование самого
термина и направлений его развития применительно к образованию и воспитанию:
-
партнерство
внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной
общности;
-
партнерство, в
которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями
разных сфер общественного воспроизводства;
-
партнерство, которое
инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая
вклад в становление гражданского общества, что позволяет изменять, проектировать,
апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы
образования.
В качестве социальных партнеров могут выступать
промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения дополнительного
образования и, конечно, учреждения профессионального образования.
Так, в предлагаемом библиографическом материале
упомянута статья Е.Г. Королевой, где рассматривается проблема воспитания
гражданственности у школьников средствами русской словесности в условиях
социального партнерства школы с культурными и общественными учреждениями
социума [17].
Организации сложной и разветвленной системы социального
партнерства среднего профессионального образовательного учреждения, партнерами
которого выступают и учебные заведения СПО и ВПО, и научно-исследовательские
центры и институты, и управление образованием, и учреждения занятости,
здравоохранения, и родительский комитет, -
посвящена статья А.В. Манторовой [20].
Об организации социального партнерства между
работодателями, предъявляющими определенные требования к квалификации
выпускников, и образовательными учреждениями, готовящими конкурентосопособных
специалистов, можно прочитать в статье П.И. Самойленко
и Т.В. Гериш [30].
Сегодня многие школы работают над созданием
эффективной модели взаимодействия с детьми, семьей и внешним сообществом. Своим
опытом создания программы такого взаимодействия
делится Е.Терехина на страницах журнала «Директор школы» [35]. О модели
интегративного типа, представляющей объединение учреждений образования и социокультурной сферы по различным направлениям
социально-педагогической деятельности, рассказывают А. Хлопченкова и Л. Волкова в журнале «Школьное планирование»[39].
Об основаниях проектирования воспитательного
процесса школы на основе возможностей социально-педагогического партнерства, реализуемого через мини-проекты, участниками и адресатами которых выступают обучающиеся, их родители и
педагоги, можно прочитать в статье М.В. Бывшевой
[6].
О важности взаимодействия
семьи и школы в деле формирования гражданской идентичности личности учащихся,
приобретающем особую актуальность в условиях социокультурной
модернизации образования и перехода российского общества к инновационному
развитию, говорится и в одноименной статье Х.Т. Загладиной
[13].
В современном образовательном учреждении
меняется многое: его структура и содержание, позиция педагогов и воспитанников,
микроклимат их взаимоотношений, методика и содержание обучающих и воспитывающих
занятий.
Путь к оптимальной модели взаимодействия
педагогов с родителями воспитанников лежит через переосмысление сущности
педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов. Именно на сферу
воспитания распространяется потребность в целевом, системном регулировании.
Поэтому сегодня необходимо выработать социально-педагогическую технологию,
ориентированную на духовное становление подрастающего поколения и подготовку учителя,
способного профессионально развивать и укреплять систему демократических
партнерских отношений с родителями учащихся. Таков взгляд на проблему автора работ о системе взаимодействия школы и семьи
И.А. Хоменко [40.41].
Предлагаемый библиографический материал
призван помочь педагогам, воспитателям и руководителям системы образования пополнить
и расширить свои знания по теории и практике использования социального
партнерства в воспитании школьников.
- Алейникова, И. "Школы отбираем по заинтересованности"
// Управление школой: методическая газета для школьной
администрации.-2011.-№8.-С.41-43.
- Александрова, В. П. Социально-педагогическое партнёрство //
Биология: учебно-методическая и научно-популярная газета для учителей биологии,
экологии и естествознания.-2011.-№12.-С.12-17.
- Алиева, Т. Социальное партнерство или рассогласование
ожиданий // Дошкольное воспитание.-2010.-№9.-С.35-38.
- Ариян, М. А. Ролевое общение
на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка //
Иностранные языки в школе.-2011.-№7.-С.13-18.
- Белоглазова, А. П. Социальное партнерство - одно из
направлений развития учреждения ДО // Дополнительное
образование и воспитание.-2012.-№3.-С.15-18.
- Бывшева, М. В. Социально-педагогическое партнерство в
образовательном пространстве школы: модель со-бытия и со-действия /
М.В. Бывшева, А.Н. Шулика //
Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.-№1.-С.47-45.
- Волкова, Н. Социальное партнерство образовательного
учреждения : выстраиваем стратегию и тактику взаимодействия
с семьей "группы риска" // Воспитательная работа в
школе.-2009.-№7.-С.54-57.
- Глазкова, З.Ю. Взаимодействие учреждений дополнительного
образования детей с общеобразовательными учреждениями в социальном
проектировании // Воспитание школьников.-2012.-№10.-С.42-44.
- Григорьев, Д. В. Школа и семья: социальное партнерство в
воспитании / Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова //
Классный руководитель.-2012.-№3.-С.85-88.
- Григорьев, Д. Школа и родители: социальное
партнерство // Воспитательная работа в школе.-2009.-№1.-С.47-51.
- Грищенко, В.Н. Социальный характер воспитания : актуальность воспитания // Муниципальное образование:
инновации и эксперимент.-2010.-№3.-С.57-58.
- Дутова, О. В. Опыт социального воспитания подростков - выпускников
интернатных учреждений средствами
социально-культурной деятельности // Человек и образование.-2011.-№1.-С.63-68.
- Загладина, Х.Т. Формирование гражданской идентичности в
рамках социального партнерства семьи и школы
// Воспитание школьников.-2012.-№4.-С.10-14.
- Иванов, А.В. Ценности и
содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Alma mater.-2010.-№6.-С.37-46.
- Кожурова, О. Социальное партнерство
школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты // Воспитательная работа
в школе.-2009.-№6.-С.21-25.
- Кондакова, Е. Как сделать семью партнером в воспитании
детей // Сельская школа.-2012.-№6.-С.35-41.
- Коротаева, Е. Г. Гражданское воспитание школьников в
процессе изучения русской словесности в условиях социального партнерства //
Педагогическое образование и наука.-2009.-№6.-С.94-98.
- Кузнецова, Е.А. Экологическое воспитание старших
дошкольников через социальное партнерство с музейно-выставочным центром
(проект) / Е.А. Кузнецова, Г.А. Тугова
//Методист.-2012.-№10.-С.61-63.
- Лялина, С. Б. Социальное воспитание в процессе
социализации // Среднее профессиональное образование.-2011.-№8.-С.35-37.
- Манторова, А. В. Формирование системы социального
партнерства // Справочник руководителя ОУ.-2009.-№5.-С.74-80.
- Мартина, Н. Социальное партнерство: эффективная модель
профильного обучения // Школьное планирование.-2010.-№8.-С.19-41.
- Мащенко, О.Н. Социальное партнерство как
социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и
наука.-2011.-№1.-С.47-50.
- Никкинен, Е. К. Перспективы частно-государственного
партнерства в сфере решения проблемы здоровья обучающихся и педагогов в
образовательных учреждениях РФ // Здоровьесберегающее
образование.-2012.-№1.-С.78-82.
- Палилова, Н.А. Профориентация и социальное партнерство
как факторы развития творческого потенциала школьников // Одаренный
ребенок.-2011.-№3.-С.86-89.
- Пономарёва, Л.Г. Производственный труд - замечательный
педагог / Л..Г. Пономанева// Социальная
педагогика.-2012.-№4.-С.72-78.
- Пономарева, О. Л. Социальное партнерство как важнейшее
условие работы семейного клуба // Управление качеством
образования.-2010.-№7.-С.60-65.
- Путинцева, И. Г. Управляющий совет гимназии как форма
социального партнерства // Справочник руководителя ОУ.-2009.-№3.-С.50-56.
- Русаков, А.Я. Методика оценки эффективности социального
партнерства / А.Я. Русаков, И.Н. Митько // Управление
современной школой. Завуч.-2012.-№8.-С.66-76.
- Рыбак, Е. Аксикреативные
потенциалы социального образования молодых родителей в условиях дошкольного
учреждения // Дошкольное воспитание.-2011.-№8.-С.101-106.
- Самойленко, Л. И. Формирование социального диалога и
партнерских связей в условиях интеграции колледжей и высоких технологий
отраслевых предприятий / Л.И. Самойленко, Т.В. Гериш // Стандарты и мониторинг в
образовании.-2009.-№4.-С.48-53.
- Симакова, Т. Современная семья и образование: на пути к
партнерству // Народное образование [электронная версия].-2009.-№9.-С.214-219.
- Соусова, Л.П. Социально-педагогическое партнерство
центра детского (юношеского) технического творчества и общеобразовательных
учреждений города // Воспитание школьников.-2012.-№7.-С.46-48.
- Социальное партнерство школы и семьи как условие сохранения и укрепления
здоровья детей: инновационные подходы: пособие для педагогов. Ч. 1 / науч. руков. и отв. ред. О.С.
Гладышева; сост. О.С. Гладышева, В.А. Малинин; ГБОУ ДПО НИРО; МАОУ СОШ № 187 с углубл. изуч. отд. предметов.-
Н.Новгород: Изд-во НИРО,2012.
- Социальное сотрудничество в решении воспитательных
задач (по материалам Республиканского эколого-биологического центра учащихся
Минобразования Республики Марий Эл). – М.: АПКиПРО,2004.-28с.
- Терехина, Е. Школа партнерского взаимодействия //
Директор школы.-2011.-№2.-С.54-60.
- Тарасова, Н.В.Содержание
и организация процедуры независимой общественной оценки основной
общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по
реализации социального заказа и социального партнерства / Н.В. Тарасова, Н.И.
Пьянкова //Методист.-2012.-№10.-С.52-58.
- Тюпина, О.Т. Социальное партнерство: сельская
школа и местное сообщество / О.Т. Тюпина // Директор
сельской школы.-2009.-№2.-С.71-83.
- Федосов, А. Ю. Методические подходы
к решению задач социального воспитания в пропедевтическом курсе школьной
информатики / А.Ю. Федосов // Начальная школа плюс до и
после.-2010.-№12.-С.7-11.
- Хлопченкова, А. Социально-педагогическое партнерство : структура, содержание, планирование образования / А. Хлопченкова, Л. Волкова // Школьное планирование.-2010.-№1.-С.3-29.
- Хоменко, И.А. Система работы образовательного
учреждения с семьей. Кн.1. Информирование / И.А. Хоменко. - М.:
Сентябрь,2009.-160с.
- Хоменко, И. А. Семья как педагогическая система и
партнер школы / И.А. Хоменко // Народное образование [электронная
версия].-2009.-№8.-С.123-127.
- Чепурышкин, И. Школа и социум :
пути взаимодействия / И. Чепурышкин // Социальная
педагогика.-2009.-№4.-С.19-22.
- Червонный, М.А. Академическая мобильность школьников как
фактор развития современного школьного образования: модель социального
сопровождения интеллектуально одаренных детей / М.А. Червонный, А.А. Власова,
Т.В. Швалева, Е.И. Цвенгер // Одаренный
ребенок.-2012.-№6.-С.22-27.
- Чукавина, С.А. Программа «Сотрудничество» / С.А. Чукавина, Л.Ф. Бояршинова //
Классный руководитель.-2012.-№3.-С.89-96.
- Шахматова, Т. Социальное партнерство: варианты для школы : оценка развития - корректирующие действия / Т.Шахматова //
Народное образование [электронная версия].-2009.-№8.-С.117-122.
- Шепелева, Г.Г. Классный руководитель и семья: как
организовать эффективное взаимодействие / Г.Г. Шепелева,
С.В. Сатикова // Воспитание школьников.-2012.-№5.-С.24-30.
- Школа
гражданского сообщества: из опыта работы нижегородской МБОУ СОШ № 19 с
углубленным изучением отдельных предметов / авт.-сост.: И.М. Богданов, Н.А.
Сысоева. - Н.Новгород: Изд-во НИРО,2012.
- Школа и
общество: взаимодействие и партнерство. Государственно-общественное
управление как ресурс развития
современной школы: научно-методическое пособие / под ред. Н.Ю. Конасовой; научн. ред. И.В.
Гришина. - СПб.: СПб АППО,2010.-110с. – (Постдипломное
образование педагога).
- Щербо, И. Н. Социальное партнерство - путь познания и
изменения себя // Здоровьесберегающее
образование.-2011.-№2.-С.52-54.
- Яковлев, С. В. Методика аксиометрического
исследования социальной зрелости личности учащихся общеобразовательной школы //
Методист.-2012.-№2.-С.9-16.
|