ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
|
I. Общие
сведения
|
Название образовательного учреждения
|
Адрес образовательного учреждения
|
Муниципальное образовательное учреждение Арефинская
средняя общеобразовательная школа
|
606142, Нижегородская область, Вачский
район, с. Арефино, ул. Пестрякова,
д. 51
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Ориентация содержания образования в школе на освоение и
личностное принятие учащимися социально значимых ценностей
традиционно-культурного знания и
приобретение навыков изучения и интеграции в современный контекст
традиционных технологий природопользования, обучения, социального и семейного
взаимодействия управления через реализацию проекта инновационного развития
«Школа этно-экологического проектирования».
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Источник изменений –
противоречие, сложившееся в социально-педагогическом пространстве сельского
района типичным для культуры и социума современного села и прогрессирующая
интеллектуальная эмиграция, постоянная утрата потенциальных инноваторов социально-экономической жизни села при
наличии богатейшего потенциала для различных направлений инновационной
деятельности.
|
Идея изменений (в чем
сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в
интеграции в учебном процессе полузабытых традиционно-культурных и
современных технологий природопользования, обучения социального и семейного
взаимодействия управления через формирование социально-педагогического дидактического
учебно-исследовательского управленческого проектирования в пространстве
социума села. Структура содержания образовательного процесса: проекты и подпроекты.
- Проект «Семейный Арефинский
клуб «Оберег»
- Подпроект «Семейная
инициатива «Род»
- Подпроект «Досуговый центр «Народный праздник»
- Проект «Школьная академия наук»
-
Подпроект
«Исследовательский центр «Этнос»
-
Подпроект
«Партнерская инициатива «Уклад»
-
Подпроект «Группа
визуальных технологий «Взор»
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами
и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений
предполагает создание модели ОУ «Школа этно-экологического
проектирования», ценностными ориентирами которой являются:
- Развитие личности ученика как субъекта
коммуникативной деятельности социального проектирования в пространстве
села;
- Развитие личности ученика как субъекта
собственной исследовательской деятельности учебно-исследовательского
проектирования в практикоориентированном
контексте изучения традиционно-культурного содержания села;
- Открытие, понимание личностных смыслов и целей
своей учебной, исследовательской и социально-проектной деятельности;
- Позиционное самоопределение каждого субъекта
образовательного процесса как активного деятеля по изменению себя и
собственной жизни, преобразования села и жизни сельского социума;
- Образовательное моделирование социокультурного
пространства села как инновационный синтез традиционного и нового,
формирующий целостную, укорененную в историческом наследии, но готовую к
творческим преобразованиям личности.
|
Условия реализации изменений
|
Условиями реализации изменений
являются внутренние факторы:
- субъекты образовательного
процесса (введение инноваций находит положительный отклик среди учителей,
учащихся и родителей),
- условия организации
образовательного процесса (необходимо создать комфортное условие для работы
как для учащихся и родителей, так и
для учителей и работников школы),
- содержание образовательного
процесса (требуется разработка программ профильного и предпрофильного
обучения и программы образовательного пространства),
- современные образовательные и
информационно-коммуникативные технологии (оснащение школы современными ИКТ).
Внешние факторы:
- природная среда (способствует
развитию учащихся),
- социальная среда (наличие
сети учреждений соцкультбыта дает возможность использовать их для развития
учащихся),
- демографический фактор (школа
получит право на дальнейшее существование, если произойдут изменения, как в
содержании, так и в технологии образовательного процесса).
|
Результат изменений
|
Ожидаемые результаты:
- организация этно-экологического проектирования педагогической системы
школы,
- операциональное
планирование нововведений и общественная экспертиза проекта,
- создание проектной команды и
развитие учебно-профессионального коллектива.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте
|
- Серия: Нижегородская
инновационная школа. Инновационный образовательный проект «Школа этно-экологического проектирования», Н.Новгород, 2007;
- ГОУ ДПО НИРО Нижегородская
инновационная школа (выпуск 4). Эксперимент в образовательном комплексе
региона, Н.Новгород, 2007.
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Преобразование социального
пространства села и сопредельного ему куста деревень: в выявлении и
актуализации сложного комплекса традиционно-культурных форм
природопользования, бытового хозяйствования, управления, семейной педагоги
конкретной, малой территории – залог их успешности. Данный опыт имеет
распространение на муниципальном и региональном уровне через публичные
отчеты, семинары, публикации.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Экспертный совет управления
образования администрации Вачского района
(председатель экспертного совета, заведующая ИМЦ Оруп
Е.В.) Адрес: 606150, Нижегородская область, пгт
Вача, ул.Советская, д.24 «б»,тел. (273) 6-19-63
|
|
|
|
Составляющие
образования: образование
Характеристики
инновационного опыта: технологии (проектирование социальное,
учебно-исследовательское)
Информационное представление опыта:
позиционное самоопределение, субъект собственной деятельности
|