Современный взгляд на
профессионально-техническое образование
В настоящее время подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов
среднего звена важна не только для коренного улучшения положения на рынке труда
и роста производства, но и для формирования современного массового среднего
класса как опоры общественной стабильности. В результате перепроизводства ряда
категорий специалистов высшее образование в нашей стране не сможет в ближайшей
перспективе гарантировать высокие результаты [47]. Исследования, проведенные в
Нижегородской области, - технологически
ориентированном регионе, - показывают, что востребованность
выпускников учреждений НПО и СПО в экономике оказывается выше, чем выпускников
университетов [38]. Некоторые исследователи считают, что лежащий в основе
образовательных стандартов СПО III поколения подход компентностным
не является. Например, А.М. Деркач
утверждает, что стандарт ориентирован на тип специалиста, не соответствующий
требованиям рынка труда к работникам среднего звена, что оборачивается риском
подготовки некомпетентных специалистов [22]. А В.И. Нерсесян
вообще предлагает «изменить саму
философию подготовки трудовых ресурсов, перейти от принципа удовлетворения
насущных потребностей экономики к принципу их формирования» [46].
Предлагаемый список публикаций за 2011-2013 гг.
представляет спектр современных взглядов
образовательной общественности на возможные пути развития
профессионально-технического образования в нашей стране.
- Алисов, Е.А. Инновационная образовательная среда
как фактор самоорганизации личности / Е.А. Алисова // Среднее профессиональное
образование.-2011.-№1.-С.61-63.
- Ананьина, Ю.В.Перспективные тенденции развития
социального партнерства в системе среднего профессионального образования / Ю.В.
Ананьина // Среднее профессиональное образование. -2013.-№3.-С.53-57.
- Аникеев, А. Ресурсы, которые мы развиваем / А.Аникеев //
Аккредитация в образовании.-2012.-№59 (ноябрь).- С.74-77.
- Ануфриева, О.И. Использование проектных технологий как
фактор повышения качества среднего профессионального образования / О.И.
Ануфриев // Среднее профессиональное образование.-2012.-№3.-С.3-5.
- Афанасьев, В.В. Факторы и предпосылки
социально-педагогического сопровождения обучающихся /
В.В. Афанасьев // Среднее профессиональное образование.-2011.-№1.-С.16-18.
- Афанасьева, А.В. Влияние воспитательного компонента на
качество подготовки специалиста / А.В. Афанасьева //
Методист.-2012.-№1.-С.41-44.
- Баранов, А.В. Особенности системы клубного
военно-патриотического воспитания молодежи / А.В. Баранов // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№1.-С.21-22.
- Башкова, С.А. Основные подходы к формированию
профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения /
С.А. Башкова // Среднее профессиональное образование.-2011.-№9.-С.26-30.
- Белькова, О.Б. Модель профессиональной подготовки
бакалавров / О.Б. Белькова // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№9.-С.58-60.
- Берсенев, М.Н. Сэмпл - технология
(клонирование компетенций) / М.Н. Берсенев // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№1.-С.5-6.
- Блинов, В.И. Чего ждут в России от профессионального
образования? / В.И. Блинов, М.В. Артамонова // Вопросы образования. - 2012.- №1.-
С.291-308.
- Бондарь, Т.В. Вариативное планирование повышения
квалификации педагогов начального и среднего профобразования / Т.В. Бондарь,
А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров
// Образовательные технологии. - 2011. - №1.-С.69-74.
- Вертиль, В.В. Формирование организационно-экономического механизма управления развитием
конкурентоспособности учреждений СПО / В.В. Вертиль //
Среднее профессиональное образование.-2011.-№7.-С.6-12.
- Воронина, О.А. Концептуальные основания управления
взаимодействием специалистов в условиях окружного методического центра / О.А.
Воронина // Среднее профессиональное образование. - 2011.-№1.-С.10-12.
- Высоцкий, Л.А. Проблема опережающего развития системы
среднего профессионального образования / Л.А. Высоцкий // Человек и
образование.-2011.-№2.-С.87-91.
- Гаврилов, С. Ремесло - быльем не поросло / С. Гаврилов //
Аккредитация в образовании.-2012.-№60 (декабрь).-С.64-65.
- Голуб, Л.В. Корпорация средних специальных
учебных заведений - инновационный кластер образовательно-профессионального
пространства региона / Л.В. Голуб // Среднее
профессиональное образование. - 2011. - №1.-С.2-5.
- Гомбоева, И.С. Контекстное обучение как средство
реализации ФГОС начального профессионального образования (на примере профессии
«Мастер по обработке цифровой информации») / И.С. Гомбоева //
Методист.-2012.-№7.-С.53-56.
- Горшкова, М.В. Особенности внедрения ФГОС в системе
среднего профессионального образования / М.В. Горшкова // Профильная
школа.-2012.-№2.-С.31-33.
- Гурбо, Н.М. Формирование новой оценочной практики
педагогов / Н.М. Гурбо // Аккредитация в
образовании.-2012.-№59 (ноябрь). - С.86.
- Демиденко, Л.Д. Конструирование и отбор форм и
методов обучения в системе начального и среднего профессионального образования /
Л.Д. Демиденко, Т.Б. Захараш
// Педагогика.-2011.-№7.-С.66-71.
- Деркач, А.М. Компетентностный
подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного
специалиста / А.М. Деркач // Вопросы
образования.-2011.-№4.-С.214-230.
- Долгих, Е.А. Опыт внедрения регионального компонента в
процессе информатизации образования в условиях введения ФГОС СПО третьего
поколения / Е.А. Долгих // Информатика и образование.-2012.-№1.-С.8-12.
- Дуброва, Т.И. Организация уровневой дифференциации
профессионального обучения / Т.И. Дубова // Среднее профессиональное
образование.-2011.-№1.-С.35-39.
- Дьякова, Т.М. Активные и интерактивные формы и
методы обучения в формировании конкурентоспособного специалиста / Т.М. Дьякова,
Е.В. Андрианова // Методист.-2011.-№8.-С.50-53.
- Дьякова, Т.М. Проблемы перехода на новые Федеральные
государственные образовательные стандарты / Т.М. Дьякова // Методист.-2011.-№6.-С.51-54.
- Евсеев, Р.Ю. Роль стандартов качества в образовательной
деятельности многоуровневого многопрофильного техникума / Р.Ю. Евсеев //
Среднее профессиональное образование.-2011.-№6.-С.47-51.
- Епифанова, М.В. Качество школьного образования в контексте
компетентностного подхода / М.В. Епифанова // Среднее
профессионально образование.-2011.-№1.-С.27-29.
- Жуков, В.Г. Определение понятия
"конкурентоспособность" будущих рабочих и специалистов технического
сервиса / В.Г. Жуков // Среднее профессиональное
образование.-2011.-№1.-С.49-51.
- Захараш, Т.Б. Обновление содержания подготовки учителя
начальных классов в учреждениях среднего профессионального образования / Т.Б. Захараш // Начальная школа.-2012.-№6.-С.87-92.
- Землянский, В.В. Профессиональная социализация студентов в
системе среднего профессионального образования / В.В. Землянский,
В.В. Плетминцев // Педагогическое образование и
наука.-2012.-№1.-С.71-73.
- Зинченко, М.А. Методическая служба педагогического
колледжа в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения / М.А. Зинченко //
Методист.-2011.-№4.-С.36-38.
- Иванов, А.И. Профессионально-методическая
компетентность преподавателей колледжей в контексте внедрения федеральных
государственных стандартов / А.И. Иванов // Среднее профессиональное
образование.-2012.-№5.-С.3-5.
- Иванова, М.П. Педагогические условия
профессионально-личностного самоопределения студентов педколледжа
/ М.П. Иванова // Среднее профессиональное образование.-2011.-№1.-С.54-55.
- Интеграция образовательных программ начального и среднего
профессионального образования: методические рекомендации / под общ. ред. Л.Н. Шиловой, В.Н. Фроловой.
– Н.Новгород: Изд-во НИРО,2011.
- Корсак, К.В. Профессионально-техническое образование -
движение от ремесленной подготовки к высшему профессионализму / К.В. Корсак //
Образовательные технологии.-2012.-№4.-С.3-10.
- Корсаков, С.В. Неформальное образование в условиях СПО:
научно-исследовательская деятельность / С.В. Корсаков // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№1.-С.10-11.
- Коршунов, И. Рабочие кадры для инновационной экономики : партнерство технологического предприятия,
образовательного учреждения и органов государственной власти / И.Коршунов, Д. Гужеля, И. Витценко, Е. Перенкова // Образовательная политика.-2011.-№5.-С.96-103.
- Лунькин, А.Н. Стратегические альянсы в социальном
партнерстве / А.Н. Лунькин // Профессиональное
образование.-2011-№2.-С.23-27.
- Мальгина, С.Ю. Оперативное управление экспериментальной
деятельностью колледжа / С.Ю. Мальгина //
Методист.-2011.-№1.-С.45-47.
- Мельников, А.А. Инновационный образовательный комплекс
"Мастерская интерактивного развития личности" ("Мир
личности") / А.А. Мельников // Информатика и
образование.-2012.-№3.-С.42-48.
- Мельникова, Е.П. Учебно-профессиональная успешность
как критерий качества подготовки будущих педагогов/ Е.П. Мельникова // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№8.-С.26-29.
- Мисько, Е.Т. Тесней сотрудничество - выше результат /
Е.Т. Мисько // Аккредитация в
образовании.-2011.-№48.-С.62-63.
- Мокрова, И.И. Тьюторское
сопровождение деятельности студентов в профессиональном колледже / И.И. Мокрова // Методист.-2011.-№8.-С.54-56.
- Мусорина, А.А. Использование вариативной части ФГОС СПО
третьего поколения для получения дополнительных профессиональных компетенций с
учетом запросов работодателей / А.А. Мусорина //
Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№1.-С.3-4.
- Нерсесян, В.И. Новая философия подготовки трудовых
ресурсов позволит превратить профобразование в системообразующую
отрасль экономики / В.И. Нерсесян // Аккредитация в образовании.-2012.-№59
(ноябрь). - С.90.
- Неустроев, Е.Е. Среднее профессиональное обучение в новых
социально-экономических условиях / Е.Е. Неустроев // Философия
образования.-2012.-№2.-С.103-109.
- Никитин, И.В. СПО: формирование механизмов частно-государственного партнерства / И.В. Никитин //
Аккредитация в образовании.-2011.-№51.-С.32-33.
- Олейникова, О.Н. Модернизация СПО: европейская версия О.Н. Олейникова // Аккредитация в
образовании.-2011.-№51.-С.25-29.
- Петрова. А.М. Вопрос. Еще вопрос / А.М. Петрова, С.А.
Петрова // Аккредитация в образовании.-2012.-№60 (декабрь). - С.58-61.
- Пономарёва, Л.А. Структурно-функциональная модель
методической службы колледжа / Л.А. Пономарёва // Методист.-2012.-№1.-С.34-37.
- Попова, Ю.А. Формирование профессионально значимых качеств студентов ССУЗа / Ю.А. Попова //
Среднее профессиональное образование.-2011.-№1.-С.12-14.
- Разработка учебно-планирующей документации по профессиям НПО и
специальностям СПО на основе требований ФГОС: методические рекомендации / авт.-разработ.: Л.Н. Шилова, В.Н.
Фролова.- Н.Новгород: Изд-во НИРО,2011.
- Рахматуллина, З.Б. Основные направления гуманитаризации
среднего профессионального образования / З.Б. Рахматуллина // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№9.-С.3-5.
- Романцев, Г.М. Ремесленники XXI века: впереди эпоха
Ренессанса / Г.М. Романцев, А.В. Ефанов//
Аккредитация в образовании.-2012.-№60 (декабрь). - С.62-63.
- Савостина, С.С. Формирование профессионально важных качеств студентов колледжа по специальности
"Государственное и муниципальное управление" / С.С. Савостина //
Методист.-2011.-№10.-С.47-49.
- Сахарова, Л.Г. Современные педагогические подходы к
воспитанию у студентов культуры межконфессиональных отношений / Л.Г. Сахарова //
Среднее профессиональное образование.-2011.-№8.-С.40-41.
- Соколова, Е.И. ФГОС нового поколения в системе СПО / Е.И. Соколова, О.А. Карпова, Е.В. Максимова //
Аккредитация в образовании.-2012.-№54.-С.70-72.
- Социально-психологическая адаптация студентов среднего профессионального
учебного заведения: практико-ориентированная монография / под общ. ред. Т.Е. Егоровой.-
Н.Новгород: Изд-во ВВАГС,2005.
- Старицына, С.Г. Ретроспективный анализ понятия
"Педагогический контроль" в профессиональном образовании/ С.Г.
Старицына // Среднее профессиональное образование.-2011.-№1.-С.65-67.
- Тугускина, Г.Н. К вопросу о подготовке рабочих кадров /
Г.Н. Тугускина // Журнал руководителя управления
образованием.-2013.-№1(28).-С.57-60.
- Филинова, И.М. Государственные стандарты СПО третьего
поколения : плюсы и минусы / И.М. Филинова
// Среднее профессиональное образование.-2011.-№6.-С.3-4.
- Фильчаков, Ю.А. Автономка в СПО / Ю.А. Фильчиков // Журнал
руководителя управления образованием.-2012.-I полугодие.-Ч.IV. -С.35-39.
- Хамидов, Ж.А. Использование мультимедийных
технологий в профессиональном образовании / Ж.А. Хамидов//
Среднее профессиональное образование.-2011.-№1.-С.68-69.
- Чуланов, В.К. Колледж малого города как новая форма
образовательного учреждения среднего профессионального образования / В.К. Чуланов
// Среднее профессиональное образование.-2012.-№1.-С.5-10.
- Штанов, С.Н. Возможности "Case-stady"
в подготовке студентов к проектной деятельности / С.Н. Штанов // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№1.-С.44-46.
- Штанов, С.Н. Развитие образовательного учреждения СПО: компетентностный подход / С.Н. Штанов // Среднее
профессиональное образование.-2011.-№3.-С.7-9.
- Шуберт, Н.П. Реализация компетентностного
подхода в системе среднего профессионального образования / Н.П. Шуберт, Е.В. Замара //Среднее профессиональное образование.-2013.-№3.-С.22-25.
|