Приложение 1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО
ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес
с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или
выполняемого функционала
|
Стаж работы в должности
|
Лядцкова
Валентина Александровна
Мишина Евгения Александровна
Полякова Ирина Ивановна
|
МОУ средняя общеобразовательная
школа с.Грудцыно.
606118, Россия, Нижегородская
обл., Павловский р-н, с.Грудцыно, ул.Школьная, 20.
|
Директор ОУ, учитель русского
языка и литературы
Заместитель директора по УВР, учитель
химии и биологии
Заместитель директора по ВР, учитель русского языка и
литературы
|
Директор - 27, учитель – 40.
Заместитель - 10, учитель – 13.
Заместитель - 16, учитель – 17.
|
|
II.Сущностные характеристики опыта*
|
1. Тема инновационного
педагогического опыта (ИПО)
|
Проектирование «Школы социального
развития личности» в условиях сельской общеобразовательной школы
|
2. Источник изменений (противоречия,
новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
|
Противоречия:
между формирующейся направленностью педагогической системы школы на развитие
социальной природы личности, способной к осознанному выбору социальных ролей
и способов конструктивного преобразования собственной жизни и социокультурного пространства и несовершенной системой
проектирования социально- образовательного пространства;
Между
дидактической системой и системой воспитательной работы школы;
Между идеей
социального развития личности и недостаточным общекультурным и коммуникативным развитием сельских
школьников;
Между
стремлением образовательного
учреждения к объединению усилий социума и нежеланием и неготовностью
организаций социума к плодотворному сотрудничеству в плане модернизации
сельской школы;
Между
стремлением администрации школы и части педагогов к инновационной
деятельности и недостаточной мотивацией другой части педагогов к повышению
психологической, дидактической, методической компетентности;
Между
стремлением к овладению новыми современными педагогическими технологиями и
слабой материально-технической базой школы.
Новые условия:
проектирование системы социально-педагогических ситуаций на двух основных
уровнях:
- на уровне
организации образовательного процесса школы;
- на уровне
совместного «внешнего» проектирования с разными субъектами
социально-образовательного пространства села.
|
3.Идея изменений (в чем сущность
ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса, др.)
|
Сущность ИПО: идея
социального развития личности в сельской школе предполагает внедрение в
образовательный процесс основной и средней школы проектного обучения, которое
выступает мощным интегрирующим фактором взаимосвязи обучения и развития,
воспитания ответственности и стремления к активной социальной деятельности,
приобретения нового ценностного и поведенческого опыта и реализуется в ходе согласованного
взаимодействие взрослых и детей сельского сообщества с целью формирования
содержания опыта созидательной жизни.
Основная идея
преобразований основана на диалектическом моделировании пространства
современных образовательных технологий, раскрывающих и объединяющих
развивающие потенциалы личности и социокультурного
мира:
Технологии
личностно-ориентированного подхода (гуманно-личностные технологии, технологии
партнерского сотрудничества);
Технологии социокультурного подхода (технология социального
проектирования, проектирования социально-педагогических ситуаций).
|
3.Концепция изменений (способы,
их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
В основе
Концепции развития образовательного учреждения лежит механизм проектного сотрудничества
учреждений на селе и за его пределами, обеспечивающий доступность и высокое
качество образования, способствующий усвоению молодым поколением ценностей
гуманитарной, общечеловеческой культуры.
Новизна
педагогического опыта состоит в моделировании целостного социокультурного пространства; позиционном
самоопределении каждого субъекта образовательного процесса; внедрении в
образовательный процесс основной и средней школы проектного обучения; ценности
саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.
Преимуществами
ИПО является достижение взаимосвязи целей обучения и развития, воспитание
ответственности и стремления к активной социальной деятельности, приобретение
нового ценностного и поведенческого опыта, «выход» проектной деятельности за рамки базисного учебного плана.
Ограничения
определяются неготовностью организаций социума к сотрудничеству в плане модернизации
сельской школы; недостаточной мотивацией определенной части педагогов к
повышению психологической, дидактической и методической компетентности.
Трудоемкость
связана с моделированием системы социально-педагогической проектной
деятельности на каждой ступени школьного образования; опробированием
новых диагностических методик социального развития личности;
совершенствованием структуры управления школой.
Риски
объясняются сокращением числа обучающихся, что приведет к изменению вида
образовательного учреждения (средняя школа в основную школу), старением
педагогических кадров, низким образовательным уровнем родителей.
|
4.Условия реализации изменений
(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им
уровень профессионализма)
|
Становление
гуманистической воспитательной системы школы;
Бережное
сохранение культуры и народных традиций;
Практико-ориентированное
содержание образования;
Высокий
профессиональный уровень кадрового потенциала;
Возрастание
интенсивности самоуправления;
Постепенная
интеграция основного и дополнительного образования
Благоприятные
условия для кооперации усилий общественности, администрации села, семьи и
школы по вопросам воспитания детей;
Тесная связь с
аграрным укладом жизни;
Локальность
общественного пространства класса, школы, села.
|
5.Результат изменений
|
Инновационная
модель сельской общеобразовательной школы, ориентированной на социальное развитие
личности:
Внедрение
системы мониторинга показателей социального развития личности учащихся по
ступеням образования;
Внедрение
программ развивающего обучения;
Активизация
родительского сообщества;
Развитие
системы государственно-общественного управления;
Создание
устойчиво развивающейся сети социальных партнеров школы;
Создание
эффективной системы стимулирования профессионального выбора выпускников
школы.
|
6.Публикации о представленном
инновационном педагогическом опыте
|
Полякова И.И.
Презентация программы развития воспитательной системы школы на районном
методическом объединении классных руководителей. Март, 2006 г.
Полякова И.И.
Доклад на районном семинаре для зам.директоров по воспитательной работе
«Формирование духовно-нравственного мира подрастающего поколения в условиях
воспитательной системы школы». Ноябрь, 2006
Полякова И.И.
Доклад на районной коллегии «Совершенствование деятельности классного
руководителя в рамках реализации приоритетного национального проекта
«Образование». 03.05.2007 г.
Полякова И.И.
Школа социального развития личности (МОУ Грудцынская СОШ Павловского р-на).
Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от
концептуальной идеи к образовательному проекту: сборник статей и
научно-методических материалов/научный редактор Г.А.Игнатьева-Н.Новгород:
ООО «Типография «Поволжье», 2007, с.60-66.
|
|
|
|
|
|
III. Описание инновационного опыта **
|
Средняя
общеобразовательная школа с.Грудцыно является
типичной сельской школой и поэтому функционирует и развивается на фоне общих
тенденций модернизации образования в условиях сельских общеобразовательных
учреждений. СОШ с.Грудцыно – это школа, где
обучают, воспитывают, дают путевку в большую жизнь каждому ребенку.
Администрация и педагоги видят будущее в создании школы, ориентированной на
социальное развитие личности путем объединения усилий с учреждениями культуры
и спорта, дополнительного образования, семьей и расширения
культурно-образовательного пространства сельских школьников. Сельская
школа есть фактор сохранения и развития сельского производства, жизни на
селе, только сохранив школу, можно сохранить и село. Школа во многом
определяет жизнь села, поэтому не может отставать от изменений в обществе,
оставаться старой по качеству образования. Именно школа должна заложить
основы образованности, гражданственности, культуры и цивилизованности.
Школа успешно
решает задачу обеспечения качественного доступного общего среднего
образования: все учащиеся получают основное общее образование, нет отсева,
неуспевающих. За 20 лет существования школа выпустила 8 золотых и 15
серебряных медалистов, среди выпускников основной школы 15% получили аттестат
особого образца, более 40% продолжают обучение в ВУЗах.
Школа
представляет собой реальную силу по воспитанию у молодежи села качеств успешной,
социально активной, конкурентно-способной личности, формирования у школьников
высокого уровня социальной культуры.
МОУ СОШ с.Грудцыно является одной из ведущих в районе школ по
освоению новых технологий в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного
воспитания. С 2003 года на базе школы прошли районные семинары: «Актуальные
проблемы сельской школы и пути их преодоления», «Роль детского общественного
объединения и органов ученического самоуправления в становлении
гражданско-патриотических качеств личности», «Формирование
духовно-нравственного мира подрастающего поколения».
Коллектив
школы отличает активность, увлеченность и заинтересованность во внедрении
новых форм работы. Широко используются новые информационные технологии.
Педагоги школы являются не только участниками работы районных сетевых
объединений, но и их руководителями. С 2005 г. коллектив приступил к реализации
новой программы развития воспитания «Сельская школа – надежда России»,
которая в 2006 г.
стала победителем районного конкурса «Панорама воспитательных программ». В
школе успешно проходят мероприятия с испольованием
этнического и этнографического материала: «Село мое, ты самое любимое», бал
цветов «Я люблю тебя, Россия», «Осенняя ярмарка», «Мой край, задумчивый и
нежный», «Рождественские встречи», «Масленица», Праздник русских народных
ремесел», «Весенний хоровод». Гражданско-правовое воспитание школьников
осуществляется на основе целевой программы «Гражданская позиция».
Учащиеся школы
результативно участвуют в районных олимпиадах и конкурсах. За период с 2003-2006 г. учащиеся
неоднократно становились призерами и победителями в районных и областных
конкурсах и соревнованиях. Детские общественные объединения «Беспокойные
сердца»(5 – 8 класс) и «Компас»(9 – 11 класс) успешно реализуют
социально-значимые проекты и по итогам
районных смотров являются в числе победителей. Основным органом ученического
самоуправления является Парламент учащихся школы.
На базе школы и ближайшего
социума создана сеть учреждений дополнительного образования по различным
направленностям: гражданско-патриотической, научно-технической,
культурологической, туристско – краеведческой,
естественнонаучной, художественной, спортивно-оздоровительной.
Для
руководства школой и налаживания более эффективной работы по взаимодействию
всех общественных и культурных учреждений, находящихся в селе, создан Совет
по развитию школы, состоящий из педагогов, родителей, учащихся,
представителей учреждений социума. Реализация инновационного содержания
Программы развития МОУ СОШ с.Грудцыно
осуществляется через систему социально-педагогической проектной деятельности:
проект: Учебно-проектный центр «Исследователь», проект «Лидер-группа», проект
«Грудцынский профцентр».
Современная школа готовит ребенка не только к сегодняшнему дню, но и к
завтрашнему. Поэтому школа на селе призвана стать ядром
социально-экономической, культурной жизни села, залогом его будущего.
|
IY. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Данный опыт отличается
логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и
необходимость заявленных преобразований основываются на предыдущем опыте Грудцынской сельской общеобразовательной средней школой
Павловского района Нижегородской области по духовно-нравственному воспитанию
школьников. Проектирование «Школы социального
развития личности» МОУ СОШ с.Грудцыно
является результатом деятельности в
рамках регионального эксперимента
«Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации».
Создание школы такого инновационного профиля может представлять интерес для
любой сельской школы.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта,
его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
зам. председателя районного
экспертного совета
Митина Н.П., т. (83171)2-31-29, E-mail:uopr@sinn.ru.
Почт. адрес: 606100,
Нижегородская область, г.Павлово, ул.Ленина, 27.
|
|
|
|
|
|
|
|