Приложение 1
Пильнинский район
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО
ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Стаж работы в должности
|
Канчерова Маргарита Васильевна
|
МОУ Пильнинская
средняя
общеобразовательная
школа
№2 им. А.С. Пушкина
607490 Нижегородская
область р.п. Пильна ул. Блохина д.13
|
Директор школы
|
30
|
Филатова Вера Викторовна
|
МОУ Пильнинская средняя
общеобразовательная
школа
№2 им. А.С. Пушкина
607490 Нижегородская
область р.п. Пильна
ул.
Блохина д.13
|
Заместитель директора по УВР
|
14
|
|
II.Сущностные характеристики опыта*
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Проектирование «Диалоговой школы»
|
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия
образовательной деятельности, др.)
|
Основная идея инновационных
изменений определяется противоречием между гуманизацией
общества (переоценке ценностей в выработке идеала «нового человека») и технократичностью школьного образования (однозначность решения педагогических
задач, рассогласованность действий ученика и учителя, подавление ученической
инициативы, авторитаризм).
Новыми условиями является
создание диалогического образовательного пространства школы, что влечет за
собой изменение в целеполагании, содержании
образования, методах обучения и воспитания, стилях взаимоотношений, системе
управления, с тем, чтобы помочь молодому человеку научиться таким способам
коммуникаций, которые отвечают требованиям современности.
|
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в
изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса,
др.)
|
Сущность ИПО заключается в использовании ресурсов
сферы образования для решения задач воспитания и развития творческой, коммуникативно-компетентностной
личности через раскрытие в гуманитарном содержании учебных предметов личностных смыслов человека, формируемых в
диалоговом пространстве культуры и создание личностно-развивающей диалоговой
среды.
Структурообразующим элементом
образовательного пространства «Диалоговой школы» является диалог как
целостная содержательно и процессуально выверенная система педагогической
деятельности, и образовательная модель, ориентированная на духовное
становление личности. Цель преобразований: диалогическое становление
личности.
|
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,
ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений предполагает идеи гуманитаризации и направляет образовательный процесс в
модели «Диалоговая школа» в русло инновационных субъектных технологий,
конкретизируясь и воплощаясь в применении культурно-смыслового и диалогического
подходов.
Развёртывание обучения на основе диалога гуманитаризирует образовательный процесс, вносит в него
гуманитарные, т.е. человеческие основания. При этом воздействие учителя на
ученика замещается их личностным (и в этом плане равноправным)
взаимодействием. В диалоге с Другим происходит самоопределение, саморазвитие
и педагога, и обучающегося, возникают отношения нового типа: отношения
сотрудничества в достижении общих целей, взаимообразования
и сотворчества.
Ограничения ИПО определяются тем, что в условиях
предоставления большого количества образовательных идей вопрос о формировании
диалогического опыта как способа духовно-нравственного становления
личности может решаться при поддержке
органов управления образованием, администрации школ района,
коллег-единомышленников, родителей, научных учреждений.
Трудоемкость ИПО связана с освоением технологии
образовательного диалога, перехода от «мероприятийной»
деятельности школы к системе непрерывного психолого-педагогического
обеспечения развития личности, модели профессионального развития учителя как
диалогичной личности, метода диалога в
управлении школой. Технология диалогического опыта раскрывается через
разработку и реализацию инновационных педагогических проектов: «Межшкольный
профессиональный клуб «Искусство образовательного диалога»»-создание условий
для овладения педагогом диалогической педагогической деятельности;
«Диалогическая среда школы»-создание условий для формирования диалогического
опыта личности; «Школьные праздники в пространстве диалога» -формирование
нового уклада жизни школы посредством введения новых традиций комплекса
школьных праздников.
Риски ИПО связаны с трудностью соорганизации людей.
|
4.Условия реализации изменений (включая
личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень
профессионализма)
|
Условия
реализации изменений: общесистемные условия - задают норму функционирования
образовательной системы школы в целом, т.е.позволяют нормировать деятельность
школы с органами управления и партнерами разного уровня; внутрисистемные
условия – определяют уровень и качество функционирования школы; внесистемные
условия – определяют ресурсы развития системы, отвечают за преобразования самого
типа функционирования школы и осуществление шага ее дальнейшего развития.
Программа развития школы предполагает диалогическое управление, которое
направлено на согласование между членами коллектива ценностей и смыслов, на выстраиваниие системы договоренностей, на гармонизацию
отношений и развитие эффективной совместной деятельности.
|
5.Результат изменений
|
Главный
результат изменений: становление коммуникативно-компетентностной
личности обладающей диалогическим опытом. Ценность диалогического опыта
определяется следующей совокупностью: овладение диалогом учащихся во
взаимодействия с миром, культурой, природой, другими людьми и с самим собо; овладение диалогом педагогов как педагогической
технологией и способом профессионально – личностного развития; овлавдение технологиями диалогических методов управления
коллективом администрации школы и осуществляется через реализацию проектов.
|
6.Публикации о представленном инновационном
педагогическом опыте
|
Канчерова М.В., Филатова В.В., «Диалоговая школа».
Программа развития МОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина п.Пильна Нижегородской области-
Сергач: Изд-во «ОАО Сергачская типография», 2007. –
42с.
|
|
|
|
|
|
*Общий объем описания
сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.
**Выполняется в свободной форме,
представляет собой фактологическое описание учителем
своего инновационного опыта объемом до 1 стр. (1800-2000 зн.)
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения
изменений
|
Программа
развития школы утверждена на заседании педагогического совета (протокол № 3
от 10.01.2006 г.) и прошла экспертизу на заседании научно-методического
экспертного совета НИРО (экспертное заключение № 17 от 15.02.2006 г.).
Рекомендована к внедрению в данной школе.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его
контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
|
|