Одной из важнейших задач современного образования является повышение профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования, осуществляемого, как правило, в системе дополнительного профессионального образования. Как пишет к. философ. н. И.А. Грешилова, современная модель системы повышения квалификации должна строиться с учетом ключевой задачи – гибкости и разнообразия форм повышения квалификации, что позволяет эффективно использовать опыт и потенциал инновационных школ и лучших учителей в системе повышения квалификации. Обновлению модели повышения квалификации во многом способствует интеграция с ведущими научными учреждениями России, а также активное участие в жизни профессионального сообщества специалистов-андрагогов [27].
В предлагаемом библиографическом материале приводится информация о публикациях на заявленную тему, где описываются различные модели и формы повышения квалификации учителей, используемые сегодня как в учреждениях дополнительного профессионального образования, так и на уровне образовательного учреждения. Среди прочих заслуживают внимания публикации о следующих моделях:
Личностно-ориентированная модель дополнительного профессионального образования – предполагающая смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальной модели профессиональной деятельности педагога [112].
- Каскадная (циклическая) модель повышения квалификации – включающая предкурсовой период (изучение уровня профессионализма), теоретико-практический курс и внедренческий период[117].
- Логико-дидактическая модель учебного процесса повышения квалификации, основанная на межличностном взаимодействии всех участников процесса обучения, включении их в различные формы групповой работы и побуждении к рефлексивно-оценочному анализу себя, форм обучения и совместных учебно-познавательных действий [35].
- Несколько вариантов-моделей формирования содержания курсов повышения квалификации работников образования предлагаются и подробно описываются в одноименной статье Л. В. Мозгарёва [73].
- Модель вариативной формы повышения квалификации руководящих работников МОУ описан в статье М.В. Чикуровой [141-142].
- Модель сетевого взаимодействия ОУ как условие повышения профессиональной компетенции педагога рассматривается в статьях Н.Ф. Стельмах [123] и И.Н. Поповой [100].
- Муниципальная модель повышения квалификации, предлагающая структуру комплексной Программы повышения квалификации для ОУ, включающую в себя Индивидуальную образовательную программу педагога на основе внутришкольной системы повышения квалификации [103].
- О разработке своей модели развития деятельности педагогических и руководящих кадров в системе повышения квалификации рассказывают в приложении к журналу «Методист» педагоги МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка. По их мнению, эта модель должна отражать идеи открытости и динамической целостности, гуманитаризации образования и системно-деятельностного подхода [74].
- Модель «Учитель XXI века», предлагаемая руководством ГОУ СОШ №1995 г. Москвы, предполагает создание такой образовательной среды, при которой развитие профессиональной компетентности учителя средствами школы и ее партнеров будет наиболее адекватно соответствовать современным требованиям системы образования [86].
Публикации в основном относятся к 2010-2013 гг. и будут интересны руководителям образовательных организаций и муниципальных методических служб.
- Абатурова, В.В. О порядке аттестации, повышения квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров // География в школе.-2011.-№4.-С.42-45.
- Алимова, Е.Е. Модель оптимального взаимодействия учреждения дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации) с муниципальными методическими службами // Методист.-2010.-№9.-С.16-20.
- Афанасьева, Ч.В. Инновационные подходы к повышению профессиональной компетенции работников дошкольных образовательных учреждений в системе дополнительного образования // Педагогическое образование и наука.-2010.-№6.-С.87-90.
- Афонин, С. "Кнут" и "пряник" повышения квалификации // Директор школы.-2010.-№6.-С.44-46.
- Афонин, С.М. О проблемах повышения квалификации учителя и возможных решениях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№6.-С.29-30.
- Баграмян, Э.Р. О задачах системы повышения квалификации в подготовке педагогических работников к работе по новым образовательным стандартам // Методист.-2011.-№10.-С.4-5.
- Барабанов, В.В. О проблемах подготовки и повышения квалификации учителя истории и обществознания
// Преподавание истории и обществознания в школе.-2011.-№8.-С.39-42.
- Басюк, В.С. Полиинституциональная модель повышения квалификации как условие кадрового обеспечения введения ФГОС основного общего образования в Иркутской области // Вестник образования.-2012.-№11.-С.10-25.
- Батракова, И.С. Обобщенная модель повышения квалификации педагогических кадров в контексте непрерывного профессионального образования // Человек и образование.-2011.-№1.-С.28-33.
- Беленкова, М.Н. Образовательный потенциал сетевых сообществ // Информатика и образование.-2012.-№8.-С.40-42.
- Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне // Народное образование (электронная версия).-2010.-№8.-С.128-134.
- Бондарь, Т.В. Вариативное планирование повышения квалификации педагогов начального и среднего профобразования // Образовательные технологии.-2011.-№1.-С.69-74.
- Борисова, Т.Г. Технология проектного обучения // Образование в современной школе.-2011.-№5.-С.24-29.
- Буйлова, Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов ДОД // Дополнительное образование и воспитание.-2010.-№3.-С.3-16.
- Буйлова, Л.Н. Повышение квалификации педагога дополнительного образования в условиях профильного обучения // Профильная школа.-2011.-№3.-С.38-40.
- Буйлова, Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов ДОД // Дополнительное образование и воспитание.-2010.-№2.-С.3-7.
- Буйлова, Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей города Москвы в современных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании.-2012.-№6.-С19-24.
- Бурзанова, Л.А. ФГОС - новый стимул профессионального развития педагога // Педагогическая диагностика.-2013.-№4.-С.89-95.
- Валюшина, Н.М. Вопросы качества в системе дистанционного повышения квалификации // Методист.-2010.-№9.-С.6-9.
- Воровщиков, С.Г. Перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работников образования // Педагогическое образование и наука.-2012.-№5.-С.4-9.
- Вострухина, Т.Н. О формах повышения профессионального мастерства педагогов // Образование в современной школе.-2012.-№7.-С.42-57.
- Гайнеев, Э.Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования // Методист.-2013.-№1.-С.44-49.
- Гликман, И.З. Теоретические основы воспитания // Методист.-2011.-№5.-С.11-15.
- Гоглова, М.Н. Как управлять профессиональным ростом педагога // Народное образование.-2011.-№9.-С.146-152.
- Горбунова, Л.Н. Профессиональная переподготовка социальных педагогов как проектно-исследовательский процесс // Профильная школа.-2010.-№6.-С.31-37.
- Городецкая, Н.И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.И.Городецкая.- Н.Новгород,2010.
- Грешилова, И.А. Андрагогическая модель обучения в контексте современной философии образования// Alma mater.-2012.-№4.-С.36-39.
- Гузеев, В.В. Проект функционала федерально-региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере образования // Методист.-2010.-№7.-.С.2-6.
- Давиденко, Н.В. Педагогические чтения как одна из форм повышения квалификации // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист".-2012.-№7.-С.9-11.
- Данзанов, П.Г. Повышение квалификации учителей. Анализ противоречий // Журнал руководителя управления образованием.-2012.-№5.-Ч. IV. - С.23-28.
- Данзанов, П.Г. Свободное образование как стратегия для системы повышения квалификации // Журнал руководителя управления образованием.-2013.-№3(30).-С.46-49.
- Данилов, С.В. Проектно-исследовательская деятельность как приоритет в системе повышения квалификации: региональный опыт// Методист.-2012.-№9.-С.3-6.
- Девайкина, О.В. Повышение квалификации педагогических работников // Образование в современной школе.-2012.-№7.-С.36-41.
- Дуганова, Л.Л. Организация групповой работы слушателей курсов повышения квалификации // Методист.-2011.-№6.-С.8-24.
- Дуганова, Л.П. Модель повышения квалификации педагогов искусства: учебное пособие / Л.П. Дуганова. М.: Издательство АПК и ППРО,2011.
- Дуганова, Л.П. К вопросу о взаимосвязи профессиональных потребностей и процесса повышения квалификации учителей искусства // Методист.-2010.-№3.-С.6-11.
- Дуганова, Л.П. Организация групповой работы слушателей курсов повышения квалификации // Методист.-2011.-№5.-С.5-10.
- Ефимкина, А.И. Опыт педагога как основное и обязательное условие повышения его квалификации // Педагогическое образование и наука.-2012.-№2.-С.16-18.
- Ефимкина, А.И. Опыт педагога как основное и обязательное условие повышения его квалификации // Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.54-57.
- Жаркова, Е.Н. Проектирование развития региональной системы повышения квалификации работников образования // Alma mater.-2011.-№2.-С.35-60.
- Жундрикова,С.В. Повышение квалификации социальных педагогов // Социальная педагогика.-2013.-№1.-С.111-120.
- Заводова, Ю.В. Стажировка как элемент внутришкольной системы повышения квалификации // Справочник руководителя ОУ.-2011.-№4.-С.53-58.
- Задонская, Л.В. Система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений // Информатика и образование.-2012.-№1.-С.83-87.
- Задорин, К.С. Медиаобразование в повышении квалификации педагогических работников // Педагогическое образование и наука.-2010.-№1.-С.86-88.
- Захарова, Т.Б. Основные направления повышения квалификации учителей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Т.Б. Захарова, А.С. Захаров // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.-№4.-С.3-11.
- Ивановская Л.В. Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей // Методист.-2011.-№4.-С.29-32.
- Игнатьева, А.С. Научно-методическое обеспечение субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации // Управление качеством образования.-2012.-№7.-С.39-43.
- Ильясов, Д.Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука.-2010.-№1.-С.64-69.
- Исаева, С.А. Профессиональное развитие педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации: история и современность // Стандарты и мониторинг в образовании.-2012.- С.36-39.
- Ищенко, О.С. Система повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного образования (из опыта работы методической службы)// Методист.-2010.-№1.-С.38-39.
- Клепец, Г.В. Организация курсов повышения квалификации на основе индивидуальных образовательных программ // Методист.-2010.-№9.-С.10-16.
- Козлова, О.И. Исследовательская деятельность педагогов начальной школы - один из факторов повышения их профессиональной компетентности // Начальная школа.-2012.-№1.-С.81-84.
- Колесникова, Н.Н. Педагогический конкурс как эффективная форма повышения профессионализма педагога дополнительного образования детей // Методист.-2011.-№4.-С.33-35.
- Коптелов, А.В. Модель развития профессиональной компетентности руководителей методических служб
// Методист.-2010.-№10.-С.14-15.
- Коптелов, А.В. Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений средствами кейс-технологии // Методист.-2013.-№2.-С.2-5.
- Королёва, О.А. Роль методического центра в системе повышения квалификации педагогов города Сарова // Национальный проект "Образование".-2012.-№4.-С.32-35.
- Король, И.Г. Городской мастер-класс "Парад инновационных идей": технология проведения // Методист.-2012.-№9.-С.49-51.
- Коршунов, С.В. Как подготовиться к переходу на уровневую систему // Аккредитация образования.-2010.-№38.-С.24-25.
- Кравцов, С. Институты повышения квалификации работников образования: функции, задачи, зона ближайшего развития// Образовательная политика.-2012.-№2.-С.7-15.
- Красношлыкова , О.Г. Повышение квалификационной категории без нервотрёпки: Два года система образования Кемеровской области работает по новому стандарту Аттестации / О.Г. Красношлыкова, Г.А. Вертохвостова, З.И. Сушкевич //Народное обращзование (электронная версия).-2013.-№4.-С.95-102.
- Крукиер, Л.А. Повышение квалификации и сертификация ИКТ-компетентности педагогов в Ростовской области
// Информатика и образование.-2012.-№7.-С.14-16.
- Крюгер, М. Повышение квалификации директоров ОУ путем исследования школьных организаций
// Журнал руководителей управления образованием: Методическое сопровождение.-2010.-№1-С.13-16.
- Крючкова, С.Г. Формирование информационной культуры преподавателя в рамках повышения квалификации
// Среднее профессиональное образование.-2012.-№2.-С.7-8.
- Кузнецова, А.Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС// Вестник образования.-2011.-№11.-С.71-77.
- Кузнецова, О.П. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов как необходимое условие внедрения информационных технологий в образовательных процесс // Управление качеством образования.-2011.- №2.-С55-63.
- Кутейницына, Т.Г. Образовательный ваучер в системе повышения квалификации// Журнал руководителя управления образованием.- II полугодие. - Ч.IV: Кадровый менеджмент.-С.7-14.
- Кутукова, О.Г. Особенности организации повышения квалификации учителей начальной школы на современном этапе модернизации образовательного процесса // Информатика и образование.-2010.-№12.-С.3-10.
- Лыкова, В. Повышение профессиональной компетентности педагога на рабочем месте // Сельская школа.-2010.-№3.-С.31-39.
- Малахова, Е.Ю. Системный подход в повышении квалификации педагогических кадров ДОУ // Управление ДОУ.-2010.-№4.-С.91-93.
- Мальцева, М.А. Система повышения профессионализма педагогов в условиях базовой сельской школы
// Директор сельской школы.-2010.-№1.-С.88-91.
- Матушанский, Г.У. Моделирование повышения квалификации преподавателя высшей школы на траектории ассистент - старший преподаватель – доцент // Alma mater.-2011.-№3.-С.40-42.
- Матюшкина, М.Д. Социокультурные основания оценки качества современного образования: монография / М.Д. Матюшкина. - СПб.: Издательство СПбАППО,2010.
- Махова, Ю.В. Образовательные стандарты нового поколения как фактор повышения квалификации преподавателей // Среднее профессиональное образование.-2011.-№2.-С.3-4.
- Модель развития кадрового потенциала муниципальной системы образования в условиях введения ФГОС общего образования / под общ. ред. Н.П. Недоспасовой.- М.: Издательство АПК и ППРО ,2012.
- Модель сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования в системе методической службы Ангарского муниципального образования / сост. Л.М. Козырева и др.; науч.ред. Е.В. Василевская. – М.: Изд-во АПК и ПРО,2010.
- Мозгарев, Л.В. Сравнительный анализ моделей формирования содержания повышения квалификации работников образования// Методист.-2011.-№1.-С.3-11.
- Неклюдова, Л.В. О современном подходе к организации повышения квалификации педагогических кадров
// Методист.-2010.-№1.-С.17-20.
- Немова, Н.В. Развитие содержания профессионального управленческого образования руководителей образовательных учреждений // Профильная школа.-2010.-№6.-С.15-24.
- Немова, Н.В. Проблемы и теоретические основы развития непрерывного профессионального образования современного руководителя образовательного учреждения // Профильная школа.-2010.-№3.-С.25-30.
- Низиволик, Т.Г. Роль администрации школы в стимулировании активности педагогов к непрерывному профессиональному развитию в условиях введения ФГОС// Управление качеством образования.-2013.-№5.-С.28-41.
- Никитин, Э.М. Кто и как будет реформировать систему повышения квалификации работников образования // Методист.-2011.-№2.-С.2-6.
- Никитин, Э.М. Организационно-содержательные подходы к подготовке тьюторов для реализации повышения квалификации работников образования по проблемам введения ФГОС основной образовательной школы // Методист.-2012.-№4.-С.2-4.
- Никитин, Э.М. Кто и как будет реформировать систему повышения квалификации работников образования // Методист.-2010.-№10.-С.2-4.
- Ниязбаева, Н.Н. Рефлексивные методы обучения в процессе повышения квалификации педагогов-практиков
// Методист.-2013.-№5.-С.6-9.
- Новиков, А.Е. Сетевое обучение как перспективное направление в системе образования // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.53-55.
- Норенко, Е. Модель "Учитель XXI века": проектирование и внедрение внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко, В. Лисник // Школьное планирование.-2010.-№5.-С.60-78.
- Орачева, Е.А. Опыт преподавания курса "Персональный менеджмент" // Методист.-2010.-№10.-С.12-13.
- Осипова, И.В. Совершенствование системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров // Педагогическое образование и наука.-2010.-№4.-С.53-61.
- Осипова, О.Л. Сетевая методическая поддержка педагога в системе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука.-2010.-№1.-С.69-71.
- Осипова, О.П. О некоторых итогах повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий // Методист.-2010.-№10.-С.7-11.
- Павлова, И.В. Проектирование сетевой модели методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогов / И.В. Павлова, Т.С. Фещенко // Методист.-2011.-№1.-С.21-32.
- Пальянов, М.П. Особенности модернизации профессионального образования в России и за рубежом (сравнительный анализ) // Профильная школа.-2013.-№2.-С.23-31.
- Панова, Е.А. Национально-региональный компонент как потенциал развития профессиональной культуры учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации // Методист.-2010.-№2.-С.11-14.
- Пастухова, И.П. Совершенствование системы повышения квалификации: проблемы и решения // Среднее профессиональное образование.-2011.-№10.-С.7-12.
- Перегуд, А.И. Мастер-класс как эффективное средство презентации инновационного опыта и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ // Дошкольная педагогика.-2012.-№1.-С.48-53.
- Петровская, Е.Н. Подготовка руководителя к внутришкольному повышению квалификации учителей
// Народное образование [электронная версия].-2010.-№1.-С.123-129.
- Платунова, Е.Ю. Делегирование управленческих полномочий педагогическому коллективу как средство повышения профессиональной культуры учителя // Методист.-2011.-№6.-С.59-62.
- Подлесная, Н.А. Организация профессионального становления молодого специалиста в региональной системе повышения квалификации педагогов // Педагогическое образование и наука.-2012.-№5.-С.45-47.
- Пономарёва, Г.М. Вебинары и веб-конференции: новые формы работы в повышении квалификации педагогов/Г.М. Пономарева, В.М. Кондратьева // Журнал руководителя управления образованием.-2012.-II полугодие.-Ч. IV: Кадровый менеджмент. - С.36-40.
- Попова, И.Н. Создание модели сетевого взаимодействия на муниципальном уровне как фактор повышения профессионализма педагогических работников образовательных учреждений// Методист.-2012.-№8.-С.33-38.
- Потлова, М.Ф. Роль системы повышения квалификации в творческом росте учителя, руководителя школы
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№2.-С.3-4.
- Прошина, И. Повышение профессионализма на рабочем месте // Сельская школа.-2012.-№6.-С.23-26.
- Пьянкова, А.Р. Современные модели и механизмы повышения квалификации в образовании // Методист.-2013.-№1.-С.28-31.
- Распопова, С.Н. Квалификация директора школы как объект управления // Журнал руководителя управления образованием.-2013.-№1(28).-С.40-44.
- Ройтблат, О.В. Возможности неформального образования в повышении квалификации сельских педагогов // Директор сельской школы.-2010.-№1.-С.10-14.
- Ройтблат, О.В. Из опыта информационного обеспечения процесса повышения квалификации учителей // Химия в школе.-2013.-№5.-С.42-44.
- Рытов, А.И. Новые ориентиры системы повышения квалификации педагогических работников: федерально-региональный подход // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№2.-С.46-49.
- Рытов, А.И. Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов // Народное образование.-2011.-№9.-С.153-159.
- Рытов, А.И. Повышение квалификации директоров школ с использованием модульных программ // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2010.-№5.-С.11-17.
- Рытов, А.И. Сетевая модель повышения квалификации // Народное образование (электронная версия).-2013.-№1.-С.127-131.
- Рытов, А.И. Целевые ориентиры модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров // Профильная школа.-2012.-№6.-С.11-15.
- Рытов. А.И. Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№6.-С.36-39.
- Рязанцева, О.Н. Повышение профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№2.-С.63-72.
- Савинков, А.Ю. О модульной организации повышения квалификации работников образования (опыт Воронежского ИПКиПРО) // Человек и образование.-2011.-№1.-С.39-45.
- Сиденко, А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№4.-С.41-44.
- Сиденко,А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-=№6.-С.65-77.
- Синенко, В.Я. Каскадная (циклическая) система повышения квалификации работников образования // Вестник образования.-2012.-№20.-С.11-14.
- Система обучающих кейсов для руководителей ОУ: учебно-методическое пособие / авт.-разраб. С.А. Максимова, В.В. Целикова.- Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования,2011.
- Скрипова, Н.Е. Индивидуализация обучения педагогов начальной школы в системе повышения квалификации // Педагогическое образование и наука.-2010-№1.-С.94-96.
- Смелова, М.А. Повышение профессиональной компетентности воспитателей семейного детского сада
// Управление ДОУ.-2012.-№2.-С.43-47.
- Смирнова, С.А. Программа повышения квалификации учителя, работающего с одаренными детьми // Одаренный ребенок.-2012.-№2.-С.66-76.
- Соколова, Т.Е. Подготовка учителя начальных классов к работе в условиях введения новых образовательных стандартов // Методист.-2010.-№4.-.2-7.
- Стельмах, Н.Ф. Модель взаимодействия образовательных учреждений - одно из условий повышения профессиональных компетенций педагога как воспитателя // Образование в современной школе.-2013.-№2.-С.59-61.
- Стефанишина, Н.А. Проект "Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров"// Управление современной школой. Завуч.-2012.-№3.-С.69-82.
- Стрельникова, Т.Д. Мастер-класс как форма повышения квалификации и обобщения педагогического опыта // География в школе.-2010.-№5.-С.51-54.
- Сухая, Н.В. Конкурс "Учитель года" как индивидуальный маршрут педагога в повышении своей квалификации // Методист.-2011.-№10.-С.22-23.
- Сысоева, Е.Ю. Специфика преподавания курса "Личный и профессиональный имидж преподавателя вуза" в системе повышения квалификации // PR в образовании.-2010.-№2.-С.83-85.
- Тавстуха, А.А. Персонифицированные модели повышения квалификации педагогических работников // Методист.-2010.-№6.-С.6-7.
- Тарасова, Н.В. Особенности и преимущества персонифицированных модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки // Методист.-2010.-№5.-С.6-9.
- Текучева, Е.Н. Районный семинар по проблемно-диалогической технологии // Начальная школа плюс до и после.-2010.-№5.-С.61-66.
- Тенилов, Е.А. Внутрифирменная организация повышения квалификации специалистов на основе компетентностного подхода // Человек и образование.-2010.-№2.-С.98-102.
- Тетерина, С.Л. Деятельность ФГАОУ АПК и ПРО в условиях модернизации федерально-региональной системы повышения квалификации работников образования РФ // Инновационные проекты и программы в образовании.-2013.-№2.-С.47-49.
- Тетерина, С.Л. Федерально-региональная система повышения квалификации работников образования // Вестник образования.-2012.-№20.-С.5-10.
- Трунцева, Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя // Профильная школа.-2010.-№4.-С.33-36.
- Тюрина, С.В. Развитие информационной компетентности педагога средствами ИКТ в системе повышения квалификации // Национальный проект "Образование".-2012.-№4.-С.35-37.
- Урсова, О.В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации педагогов // Информатика и образование.-2012.-№9.-С.26-31.
- Фишман, Л.И. Повышение квалификации: желаемое и действительное// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№6.-С.26-29.
- Хлебунова, С.Ф. Модернизация системы повышения квалификации как инновационный ресурс повышения качества регионального образования // Информатика и образование.-2012.-№7.-С.6-13.
- Чернобай, Е.В. Адаптивность системы повышения квалификации как условие подготовки современного руководителя образовательного учреждения // Стандарты и мониторинг в образовании.-2011.-№3.-С.52-55.
- Чеховских,О.Г. Современная модель повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Методист.-2011.-№4.-С.14-19.
- Чикурова, М.В. Вариативная модель повышения квалификации руководителей ОУ // Журнал руководителя управления образованием.-2013.-№1(28).-С.45-49.
- Чикурова, М.В. Модель вариативной формы повышения квалификации руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений // Методист.-2012.-№4.-С.27-31.
- Чопоргина, Н.А. Стандарт нового поколения как ориентир повышения квалификации педагогов Иркутской области // Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.50-53.
- Чугалаев, А. "Не мы в институт, а институт к нам!"// Директор школы.-2011.-№1.-С.12-24.
- Чугалев, А.Х. Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№4.-С.23-24.
- Шепелев, М.В. Научно-практическая конференция как форма непрерывного повышения квалификации // Химия в школе.-2013.-№4.-С.36-39.
- Шепелев, М.В. Проектирование модульного содержания курсов повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными в области химии учащимися // Профильная школа.-2013.-№1.-С.14-18.
- Шиварев, П.В. Квалификация или "квали-фикация"?// Журнал руководителя управления образованием.-2010(II полугодие).-№4-6.-С.33-37.
- Школа педагога-исследователя - эффективная форма повышения квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе. Из опыта работы / авт.-сост. И.Д. Демакова и др.- М.: Издательство АПК и ППРО,2011.
- Шошина, Н.А. Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ "Шаги к успеху"// Дошкольная педагогика.-2012.-№7.-С.44-48.
- Щетинская, А.И. Повышение профессиональной квалификации // Классный руководитель.-2013.-№1.-С.68-82.
- Ээльмаа, Ю. Вновь о "кнутах" и "пряниках" повышения квалификации: взгляд из "другого окопа" // Директор школы.-2010.-№7.-С.27-31.
- Юрилова, О.В. Каждый учитель индивидуален. Инновации в системе повышения квалификации педагогов
// Мастер-класс: прил. к ж. "Методист".-2012.-№1.-С.2-6.
- Яковлева, Г. Управление самообразованием педагогов в инновационном ДОУ // Дошкольное воспитание.-2010.-№7.-С.87-95.
Яковлева, Н.И. Модернизация управления системой переподготовки педагогических кадров // Педагогика.-2010.-№10.-С.50-54. |