Измерения
в образовании
На современном этапе развития образования в России важное место
отводится системе
оценки его качества. Способы и методы оценки качества образования, образовательных достижений
обучающихся чаще всего разрабатываются как педагогические измерения с использованием технологии тестирования.
1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ЗА
РУБЕЖОМ
Теория и методология
педагогических измерений за рубежом развивались в русле общей теории измерений,
сложившейся в естественных науках, а также под влиянием исследований в психологии и
педагогике.
Условно
периодом предыстории теории педагогических измерений можно считать временной
промежуток с конца XIX до начала XX вв., когда в центре внимания учёных находились
в основном философские и математические проблемы измерений. В числе наиболее
ярких работ этого периода можно назвать первую теорию градации интеллектуальных
способностей, созданную в 1905
г. французским врачом и психологом А. Бине
, а также исследования британского учёного Ф.
Гальтона и его ученика Дж.
Кеттела[1],
которые уже в 1890 г.
использовали термин «тест
на интеллект» (mental test) и ввели в научный
оборот специальную неотъемлемую характеристику теста, указывающую на
степень дифференциации испытуемых по интеллектуальным способностям.
Появление теории А.
Бине совпало по времени с исследованиями англичанина Ч.
Спирмена, заложившего
серьёзные основы теории педагогических измерений, соединив в своём исследовании элементы
теории физических измерений, корреляционный анализ и накопленный психологами опыт по
оцениванию способностей детей.
Начиная с 20-х гг. XX
в. интенсивное развитие получила классическая теория педагогических измерений,
которую в зарубежной литературе принято называть классической теорией
тестов.
Потребность в увеличении эффективности тестирования и
стремление к повышению качества тестов привели к конструктивной критике классической
теории измерений, следствием чего явилось построение современной теории измерений (Item Response Theory — IRT). Очередной этап
развития IRT с конца 60-х до начала 80-х гг.
можно соотнести с её широким внедрением в практику измерений путём создания
различных оценочных технологий и алгоритмов, реализованных в виде компьютерных программ
(LOGTST, BICAL). Результаты,
полученные на протяжении этого периода, позволили вплотную подойти к внедрению теории IRT в практику педагогических измерений.
Современный период развития
теории и практики педагогических измерений
характеризуется интенсивным
внедрением в образовательный процесс
компьютерной техники и информационных
технологий. К числу наиболее
интересных программно-инструментальных
и программно-педагогических продуктов, созданных мировым лидером в компьютерном тестировании Assessment Systems Corporation (ASC), можно отнести такие
программы, как RASCH, RASCAL, Quest, ConQuest и др.
В 1999 г. в США были приняты стандарты
для
педагогических и психологических тестов, подготовленные Американской ассоциацией исследований
в образовании. Соответствие характеристик теста требованиям стандартов является признанием того
факта,
что его можно использовать для аттестации выпускников учебных заведений и принятия управленческих
решений в образовании.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ
В России, как и в
других странах, тесты начали использовать в конце XIX
в., причем, в основном разрабатывались программы психолого-педагогических наблюдений и анкеты. В начале XX
в. тесты стали широко применяться сторонниками экспериментальной
педагогики, которые
создавали и использовали их для психометрических приложений в педологии. Видные педологи того
времени А.
П. Болтунов, А.
Ф. Лазурский, А.
П. Нечаев и другие широко использовали тесты в исследованиях личности обучаемых.
У истоков
развития педологии в советский период стояли известные учёные: М. Я. Басов, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, А. Р. Лурия и другие,
посвятившие многие из своих работ обучению
и развитию детей. С начала 1920-х гг. активно проводились масштабные
научные эксперименты в образовании,
разрабатывались тестовые методики, совершенствовалась
педологическая и педагогическая
подготовка учителей.
Вплоть до 1934 г.
тесты активно использовали в учебном процессе советской школы. Однако в 1936 г. вышло постановление
ВКП (б), котором тесты были отнесены к «вредным
методам».
Только в начале 1990-х гг., когда вышли первые значительные работы по методологии
психодиагностики
(«Психологическое тестирование» профессора
Нью-Йоркского университета А. Анастази, «Общая
психодиагностика»), наступил
новый этап в развитии научных основ педагогических измерений в России.
К настоящему моменту на вооружении учителей и организаторов тестирования находится
значительный теоретический арсенал, закладывающий необходимый фундамент для развития теории и
практики измерений в образовании. Начиная
с 2000 г.
в России формируются необходимые
условия для обеспечения высокого качества педагогических тестовых материалов.
В частности, приказом
Минобразования РФ (от 17.04.2000 № 1122) при Исследовательском
центре проблем качества подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (технологического университета) был открыт Центр сертификации педагогических тестовых материалов (ПТМ).
Коренные изменения в
отношении к
измерениям в образовании произошли в 2001 г.
в связи с началом эксперимента по введению ЕГЭ. Тесты были официально
признаны как средством контроля и
управления качеством образования, а их разработка и совершенствование стали одним из приоритетных направлений модернизации
российского образования. За прошедшие с тех пор годы значительно повысилась степень доверия к результатам ЕГЭ со стороны органов управления образованием, образовательных учреждений, учителей, которые убедились в высокой объективности и обоснованности итогов тестирования, их высокой прогностичности при отборе абитуриентов вузов.
Среди
учёных-педагогов укрепилось понимание того, что теория педагогических измерений — это
наука, обладающая своей методологией, методами и аппаратом, необходимыми для
разработки качественных педагогических тестов. В нашей стране, как и во всём мире,
появились многочисленные инновации в формах тестовых заданий, стали издаваться учебные
пособия, а также материалы для проведения тестирования.
Ученые
Нижегородского института развития образования (ГБОУ ДПО НИРО) приняли активное участие в создании научных работ,
посвященных измерению и оценке в образовании, а также подготовке
материалов
для компьютерного тестирования слушателей квалификационных курсов.
В целом можно
констатировать, что к настоящему времени в России накоплен определённый научный
потенциал, позволяющий на профессиональном уровне реализовать достижения теории педагогических измерений при проведении эвалюации
в образовании.
Число новых публикаций по теме подтверждает
актуальность разработки и использования теории педагогических измерений методом
тестирования в практике современного образования.
[1]
Кеттел Джеймс Маккин (1860–1944) — американский психолог. Провел классическое
исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при
тахистоскопическом предъявлении объекта. Выступил зачинателем и одним из
лидеров тестологического движения, разработав систему тестов, направленных на
изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных
и др.).