2
7
11
Подразделения

Измерения в образовании

Измерения в образовании

На современном этапе развития образова­ния в России важное место отводится сис­теме оценки его качества. Способы и ме­тоды оценки качества образования, образо­ва­тельных достижений обучающихся чаще всего разрабатываются как педагогические измерения с использованием технологии те­стирования.

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ

Теория и методология педагогических из­мерений за рубежом развивались в русле общей теории измерений, сложившейся в естественных науках, а также под влиянием исследований в психологии и педагогике.

Условно перио­дом предыстории теории педагогических измерений можно считать временной про­межуток с конца XIX до начала XX вв., ког­да в центре внимания учёных находились в основном философские и математические проблемы измерений. В числе наиболее ярких работ этого периода можно назвать первую теорию градации интеллектуальных способностей, созданную в 1905 г. француз­ским врачом и психологом А. Бине , а также исследова­ния британского учёного Ф. Гальтона и его ученика Дж. Кеттела[1], которые уже в 1890 г. использовали термин «тест на интеллект» (mental test) и ввели в научный оборот специ­альную неотъемлемую характеристику теста, указывающую на степень дифференциации испытуемых по интеллектуальным способ­ностям.

Появление теории А. Бине совпало по вре­мени с исследованиями англичанина Ч. Спирмена, заложившего серьёзные основы теории педагогических измерений, соединив в своём исследовании элементы теории физических измерений, корреляционный анализ и нако­пленный психологами опыт по оцениванию способностей детей.

   Начиная с 20-х гг. XX в. интенсивное раз­витие получила классическая теория педаго­гических измерений, которую в зарубежной литературе принято называть классической теорией тестов.

 Потребность в увеличении эффективности тестирования и стремление к повышению качества тестов привели к конструктивной критике классической теории измерений, следствием чего явилось построение совре­менной теории измерений (Item Response Theory — IRT). Очередной этап развития IRT с конца 60-х до начала 80-х гг. можно соотнести с её ши­роким внедрением в практику измерений путём создания различных оценочных техно­логий и алгоритмов, реализованных в виде компьютерных программ (LOGTST, BICAL). Результаты, полученные на протяжении этого периода, позволили вплотную подойти к вне­дрению теории IRT в практику педагогиче­ских измерений.

Современный период развития теории и практики педагогических измерений характеризуется интенсивным внедрением в образовательный процесс компьютерной техники и информационных технологий. К числу наиболее интересных программно-инструментальных и программно-педаго­гических продуктов, созданных мировым лидером в компьютерном тестировании Assessment Systems Corporation (ASC), можно отнести такие программы, как RASCH, RASCAL, Quest, ConQuest и др.

В 1999 г. в США были приняты стандарты для педагогических и психологических те­стов, подготовленные Американской ассо­циацией исследований в образовании. Со­ответствие характеристик теста требовани­ям стандартов является признанием того факта, что его можно использовать для ат­тестации выпускников учебных заведений и принятия управленческих решений в об­разовании.

 

 

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ

В России, как и в других странах, тесты начали ис­пользовать в конце XIX в., причем, в основном разрабатывались програм­мы психолого-педагоги­ческих наблюдений и ан­кеты. В начале XX в. тесты стали широко при­меняться сторонниками экспериментальной пе­дагогики, которые созда­вали и использовали их для психометрических приложений в педологии. Видные педологи того времени А. П. Болту­нов, А. Ф. Лазурский, А. П. Не­чаев и другие широко использовали тесты в ис­следованиях личности обучаемых.

У истоков развития педологии в советский период стояли известные учёные: М. Я. Басов, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, К. Н. Корни­лов, А. Р. Лурия и другие, посвятившие многие из своих работ обучению и развитию детей. С начала 1920-х гг. активно проводились мас­штабные научные эксперименты в образова­нии, разрабатывались тестовые методики, совершенствовалась педологическая и педа­гогическая подготовка учителей.

Вплоть до 1934 г. тесты активно использо­вали в учебном процессе советской школы. Однако в 1936 г. вышло постановление ВКП (б),  котором тесты были отне­сены к «вредным методам».

Только в начале 1990-х гг., когда вышли первые значи­тельные работы по методологии психодиаг­ностики («Психологическое тестирование» профессора Нью-Йоркского университета А. Анастази, «Общая психодиагностика»), наступил но­вый этап в развитии научных основ педа­гогических измерений в России.

  К настоящему моменту на вооружении учите­лей и организаторов тестирования находится значительный теоретический арсенал, закла­дывающий необходимый фундамент для раз­вития теории и практики измерений в об­разовании. Начиная с 2000 г. в России формируются необходимые условия для обеспечения высо­кого качества педагогических тестовых мате­риалов. В частности, приказом Минобразова­ния РФ (от 17.04.2000 № 1122) при  Исследо­вательском центре проблем качества подготовки специалистов Московского ин­ститута стали и сплавов (технологического университета) был открыт Центр сертифика­ции педагогических тестовых материалов (ПТМ).

Коренные изменения в отношении к измерениям в образовании произошли в 2001 г. в связи с началом эксперимента по введению ЕГЭ. Тесты были официально признаны как средством контроля и управ­ления качеством образования, а их разра­ботка и совершенствование стали одним из приоритетных направлений модернизации российского образования. За прошедшие с тех пор годы значительно повысилась сте­пень доверия к результатам ЕГЭ со стороны органов управления образованием, обра­зовательных учреждений, учителей, кото­рые убедились в высокой объективности и обоснованности итогов тестирования, их высокой прогностичности при отборе аби­туриентов вузов.

Среди учёных-педагогов укрепилось по­нимание того, что теория педагогических измерений — это наука, обладающая своей методологией, методами и аппаратом, не­обходимыми для разработки качественных педагогических тестов. В нашей стране, как и во всём мире, появились многочисленные инновации в формах тестовых заданий, стали издаваться учебные пособия, а также материалы для проведения тестирования.

Ученые Нижегородского института развития образования (ГБОУ ДПО НИРО)  приняли активное участие в создании научных работ, посвященных измерению и оценке в образовании, а также подготовке материалов  для компьютерного тестирования слушателей квалификационных курсов.

В целом можно констатировать, что к на­стоящему времени в России накоплен определённый научный потенциал, позволяющий на профессиональном уровне реализовать достижения теории педагогических измерений при проведении эвалюации в образовании.

Число новых публикаций по теме подтверждает актуальность разработки и использования теории педагогических измерений методом тестирования в практике современного образования. 

 



[1] Кеттел Джеймс Маккин (1860–1944) — американский психолог. Провел классическое исследование объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта. Выступил зачинателем и одним из лидеров тестологического движения, разработав систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.).

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph