2
8
11
Подразделения

Эстетическое и этическое воспитание школьников

Во всех современных нормативных документах об образовании подчеркивается важность гуманистических ценностей в воспитании подрастающего поколения (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 г.», Образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», тексты ФГОС второго поколения, «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» и др.). Поэтому особую актуальность сегодня приобретает система этического и эстетического воспитания как важнейшей составляющей культуры личности.

Не отступая от сложившейся традиции, приведем толкования названных понятий из заслуживающих уважение источников.

Этика (греч.) – учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. [1]

Эстетика – наука о прекрасном в природе и искусстве, имеет задачей выяснение сущности прекрасного и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке.[2]

Энциклопедический педагогический словарь дает следующее определение эстетического воспитания: «процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности».[3]

В Федеральный государственный стандарт начального общего образования включена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в которую входит и модуль «Основы светской этики» [7, 16, 30-32, 34]. Проблемам организации преподавания курса ОРКСЭ посвящен сборник учебно-методических материалов Нижегородского института развития образования [33]. Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первые представления о морали. При отборе материала для учебника «Основы светской этики» и в логике его изложения важную роль сыграл учебник по этике для вузов авторов А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна [6]. Подходы этих авторов к этике как к разделу философии позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуры, и рассказать об этике, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в теориях великих учителей человечества.

Наиболее актуальными разработками последних лет, отвечающими основным тенденциям социокультурной модернизации российского образования, ведущий научный сотрудник Института социальной педагогики РАО В.Н. Клепиков считает научно-практические исследования ведущих ученых России: Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, А.И. Шемшуриной и Е.Н. Щурковой, поскольку в них заложены креативные идеи, опередившие свое время [23, 49]. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А. продолжают работу по совершенствованию концепции нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодежи в условиях современной социокультурной среды, охватывающей семью, школу и учреждения дополнительного образования с учетом интегративного освоения общечеловеческих ценностей. Особо следует подчеркнуть важность применения интегрированного этического курса с 1 по 11 классы, с привлечением этического потенциала общеобразовательных предметов и внеклассных мероприятий [17-22].

Предлагаемый библиографический материал кроме названных в обзоре изданий содержит сведения о последних публикациях в периодической печати на тему «Этическое и эстетическое воспитание школьников» за 2010-2013 гг. и будет полезен всем учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования и завучам по воспитательной работе образовательных учреждений.

  1. Бездухов, В.П. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации / В.П. Бездухова, О.К. Позднякова // Педагогика.-2010.-№6.-С.15-25.
  2. Васильева, А.Н. Современная этика взаимоотношений между родителями и подростками / А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына, К.Н. Сивцева // Философия образования. - 2012. - №2. - С.77-83.
  3. Городецкая, Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход к эстетическому воспитанию в школе полного рабочего дня / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после.-2010.-№11.-С.17-20.
  4. Гуменюк, Т.А. Этика учителя / Т.А. Гуменюк // Классный руководитель.-2011.-№5.-С.101-104.
  5. Гура, Е.В. Художественно-эстетическое воспитание в условиях военного суворовского училища / Е.В. Гура // Методист.-2013.-№6.-С.49-55.
  6. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2002.-472с.
  7. Данилюк, А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение,2010.- [24с.].
  8. Дымкова, О.А. Урок музыки и эстетическое развитие ребенка / О.А. Дымкова // Музыка в школе.-2012.-№6.-С.62-65.
  9. Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты: научно-практическое пособие / С.А. Езова.- М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ,2012.
  10. Жесткова, Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е.А. Жесткова // Начальная школа.-2013.-№5.-С.24-27.
  11. Жожикашвили, С. Соотношение этического и эстетического на уроках литературы / С. Жожикашвили // Сельская школа.-2012.-№5.-С.113-119.
  12. Зайцева, Н.В. Роль музыкального искусства в процессе формирования нравственно-эстетических идеалов школьников / Н.В. Зайцев // Среднее профессиональное образование.-2013.-№4.-С.51-54.
  13. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И.И. Зарецкая // Начальная школа.-2011.-№1.-С.54-58.
  14. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика : истоки и проблемы: учебник для вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - Ростов н /Д : Изд. центр «МарТ»,2000.-448с.
  15. Зыбинга, О.О. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект) / О.О. Зыбина, А.С. Франц // Муниципальное образование : инновации и эксперимент.- 2013.-№4.-С.34-38.
  16. Катышева, И.Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А.А. Шемшурина, Н.М. Брунчуковой, Р.Н. Демина и др. «Основы светской этики. 4 кл. (4-5 кл.)» / И.Б. Катышева, К. В. Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа,2013.-234с.
  17. Клепиков, В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников / В.Н. Клепиков // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№4.-С.2-8.
  18. Клепиков, В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании / В.Н. Клепиков // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№3.-С.45-48.
  19. Клепиков, В.Н. Аксиологическая интеграция как образовательная технология этического воспитания школьников / В.Н. Клепиков // Воспитание школьников.-2012.-№6.-С.8-15.
  20. Клепиков, В.Н. Интегративные процессы в этическом воспитании школьников / В.Н. Клепиков // Образование в современной школе.-2012.-№9.-С.53-57.
  21. Клепиков, В.Н. Интегрированный этический курс по светской этике в современной школе / В.Н. Клепиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2012.-№4.-С.15-21.
  22. Клепиков, В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников / В.Н. Клепиков // Образование в современной школе.-2011.-№3.-С.20-28.
  23. Клепиков, В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодежи / В.Н. Клепиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2013.-№3.-С.39-45.
  24. Комаров, В.А. Нравственно-эстетическая функция экранизации литературных произведений / В.А. Комаров // Педагогическое образование и наука.-2012.-№10.-С.87-90.
  25. Коротенков, Ю.Г. Компьютерная культура и компьютерная этика / Ю.Г. Коротенков // Информатика и образование.-2011.-№1.-С.40-45.
  26. Кропоткин, П.А. Этика: Избранные труды / П.А. Кропоткин.- М.: Политиздат, 1991.-496с.
  27. Ломов, А.И. Профессиональная этика педагога в новом Законе "Об образовании"/ А.И. Ломов // Журнал руководителя управления образованием.-2013.-№3(30).-С.26-31.
  28. Михеева, Л.Н. Эстетическая культура в современном образовательном пространстве вуза / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука.-2012.-№1.-С.4-8.
  29. Морозова, Е.А. К вопросу об этическом образовании и нравственном воспитании одаренных детей / Е.А. Морозова // Одаренный ребенок.-2012.-№2.-С.24-28.
  30. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. : Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.-187с.
  31. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс (4-5 кл.) / [авт.-сост.: А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Демин, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова]; под ред. Т.Д. Шапошниковой.-М.:Дрофа,2012.-[175с.].
  32. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение,2011.- 63с.
  33. Основы религиозных культур и светской этики : сборник учебно-методических материалов / под ред. С.А. Максимовой, В.К. Романовского, С.К. Тивиковой. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. - 187с.
  34. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.] ; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2011.-240с.
  35. Павлова, Е.А. Многоуровневая модель нравственно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Е.А. Павлова // Методист.-2012.-№9.- С.60-62.
  36. Парамонова, А.Е. Развитие эстетических чувств младших подростков в ходе изучения курса "Основы православной культуры"/ А.Е. Парамонова // Начальная школа плюс до и после.-2012.-№1.-С.72-75.
  37. Переверзева, Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание / Э.В. Переверзев // Начальная школа.-2013.-№5.-С.66-72.
  38. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост.: М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2011. - 24с.
  39. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост.: М.Т. Студеникин.- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012. - 32с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  40. Савина, Г.В. Культурологический подход к эстетическому воспитанию при обучении биологии / Г.В. Савина // Образование в современной школе.-2010.-№1.-С.47-52.
  41. Савина, Г.В. Музейно-педагогические технологии как средство эстетического воспитания // Воспитание школьников.-2011.-№2.-С.50-54.
  42. Сморчкова, В.П. Эстетические основания профессиональной подготовки будущих социальных работников / В.П. Сморчкова // Педагогическое образование и наука.-2012.-№6.-С.9-12.
  43. Эстетическое воспитание и художественное образование в начальной школе: современное состояние и перспективы развития: Круглый стол // Начальная школа.-2010.-№8.-С.3-35.
  44. Студенкин, М.Т. Преподавание основ этики в школе / М.Т. Студенкин // Преподавание истории в школе.-2012.-№7.-С.24-26.
  45. Тараканова, Е.Б. Духовная деятельность человека как сфера формирования его эстетических взглядов / Е.Б. Тараканова // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.24-28.
  46. Тер-Геворкян, Н. Эстетика как способ воспитания человека / Н. Тер-Геворкян // Сельская школа.-2009.-№4.-С.39-45.
  47. Ушаков, К.М. Этика не столько теория, сколько наглядный пример / К.М. Ушаков // Директор школы.-2010.-№7.-С.13-14.
  48. Шемшурина, А.И. Диалоги со школьниками о главном / А.И. Шемшурина // Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.34-42.
  49. Шемшурина, А.И. Этика как системообразующий фактор воспитания и организующее начало педагогической системы школы / А.И. Шемшурина // Воспитание школьников.-2012.-№9.-С.10-16.
  50. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике: учебное пособие / Ю.А. Шрейдер.- М.: МИРОС,1994.-136с.
  51. Щербаков, Р.Н. Эстетическое начало в обучении основам наук / Р.Н. Щербаков // Педагогика.-2010.-№7.-С.46-51.

Библиограф библиотеки НИРО

Шадрина Е.В.

 

 



[1] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Изд-во Эксмо,2003.-С.659.

[2] Там же, С.658.

[3] Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская энциклопедия,2003.-С.327=328.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph