Государственно-общественное управление в
образовании
От составителя
В Концепции Федеральной
целевой программы развития образования на 2006-2010гг. одним из основных
направлений в реализации задачи повышения эффективности управления в сфере
образования названо «внедрение моделей общественно-государственного управления
в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного
участия в образовательной деятельности
как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования»
[1, 10, 12, 15, 17, 18]. Это означает, что в управлении школой более активное
участие должна принимать общественность, и в первую очередь родительская [38]. Сегодня в школах наряду с директором и его
заместителями появляются новые
гражданские институты: попечительские советы, ассоциации выпускников,
Управляющие советы, которые призваны стать проводниками результативности модернизационных проектов в сфере образования [4, 6,
23,30,31,34,36].
Школа становится все более открытой. Одним из наиболее эффективных
инструментов, обеспечивающих информационную открытость учреждения, является
подготовка, публикация, распространение и обсуждение регулярных публичных
докладов [2,3,7,9,10,11,20,22,33].
Предлагаемый библиографический материал
содержит информацию о статьях из книг и периодических изданий, в
основном 2006-2009 гг., в которых
рассказывается о теории и практике государственно-общественного управления в образовании.
- Акинфиева, Н.В. Вовлечение общественности в управление
образованием как механизм запуска инноваций в управлении / Н.В. Акинфиева, А.П. Владимирова //
Нововведения в управлении образованием/ под ред. А.М. Моисеева. – М.:
РОССПЭН,2004. - С.72-90.
- Аникеева, А.С. Положение о
публичном докладе муниципального общеобразовательного учреждения/ А.С. Аникеева
// Журнал руководителя управления образованием. - 2008. - Пилотный выпуск.-
С.29-40.
- Байкалова, В. Как подготовить
публичный отчет?/ В. Байкалова // Школьное планирование.-2009.-№2.-С.18-33
- Балашова, С.Е. Функции управляющего совета социально
активной школы/ С.Е. Балашова // Управление качеством образования.-2009.-№4.-С.76-77.
- Баранов, П.А. Государственно-общественное управление
как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга/ П.А. Баранов //
Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90.
- Бочкарев, В. Не
навязывайте нам советы: [мнение по поводу проблем и деятельности упр. советов в
школе]/ В. Бочкарев//Учительская газета.- 2008.-№ 29 января (№4-5).- С.12-13.
- Вальдман, И.А. Что нам
мешает говорить на одном языке или Трудности подготовки публичных докладов
школы/ И.А. Вальдман // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент.-2009.-№4.-С.11-17.
- Варфоломеева, Т.И. Государственно-общественное
управление в ДОУ/ Т.И. Варфоломеева// Управление ДОУ. - 2009. - №4. - С.45-51.
- Гончарова, Л.В. Публичный доклад как средство
обеспечения информационной открытости школы/ Л.В.Гончарова, Е.Н.Пугачева,
Л.В.Морозова//Национальный проект «Образование».-2009.-№4.-С.35-38.
- Государственно-общественная система управления
образованием//Хадиуллин, И.Г. Управленческие аспекты образования. Личностно
ориентированный подход, инновации и профессиональная компетентность учителя:
курс лекций/ И.Г. Хадиуллин, В.Ф. Габдулхаков, Р.Х. Гильмеева. - Казань: Изд-во
Казанского университета,2006. - С.31-41.
- Грибцова, А.В. Публичный доклад "О состоянии и
развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"/А.В.
Грибцова // Журнал руководителя управления образованием. - 2008. -Пилотный
выпуск. - С.23-29.
- Груздев, М.В. Государственно-общественное управление
образованием: может ли миф стать реальностью?/ М.В. Груздев // Управление
качеством образования. - 2007. - №1. - С. 9-13.
- Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в
управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8. - С.
126-134.
- Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в
управлении школой/ В. Гусаров/ Управление образованием. - 2008. - №4. - С.
48-55.
- Дик, Н.Ф. Государственно-общественное управление
общеобразовательным учреждением: Книга
руководителя / Н.Ф. Дик. - Ростов н / Д.: Феникс,2006.-320с.
- Ельцина, Ж.А. Модель общественно-активной школы как
фактор реализации гражданского образования / Ж.А. Ельцина // Управление
качеством образования. – 2008. - №6. - С.16-28.
- Ельцина, Ж.А. Опыт реализации
государственно-общественного подхода к управлению образованием в школе / Ж.А.
Ельцина // Управление качеством образования. – 2008. - №1. - С.9-18.
- Каменский, А.М. Государственно-общественный характер
управления школой / А.М. Каменский, А.М. Прокофьева, М.В. Небучинов // Завуч.-
2007.-№1. - С.10-24.
- Корнетов, Г.Б. Феномен общественно-активной школы в
современной России//Управление современной школой. Завуч.-2009.-№6.-С.53-68.
- Куренкова, М.С. День открытых дверей в школе/М.С.
Куренкова //Национальный проект «Образование».-2009.-№4.-С.39-41.
- Лизинский, В.М. Директор школы и
общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе:
пособие для директоров школ/В.М. Лизинский.-М.: Центр «Педагогический
поиск»,2004.-160с.
- Майер, А.А. Публичный доклад о жизнедеятельности ДОУ/ А.А.
Майр // Управление ДОУ.-2009.-№3.-С.110-. - 116.
- Методические рекомендации по внесению изменений в
уставы ОУ в связи с созданием управляющих советов и организацией их
деятельности // Практика административной работы в школе. – 2008. - №2. - С.12-14.
- Михарева, Н.Б. О составлении публичного доклада общеобразовательного
учреждения / Н.Б. Михарева // Администратор образования. - 2009. - №19. - С.71-72.
- Моисеев, А. Национальный проект стимулирует государственно-общественное
управление образованием / А. Моисеев, С. Косарецкий //Народное образование. - 2007.
- №4. - С.25-29.
- Мудрова, Н.А. Государственно-общественное управление
сельской школой / Н.А. Мудрова // Директор сельской школы. – 2008. - №4. - С.42-51.
- Муравьев, Е. Государственно-общественное управление
образованием в регионе: (из опыта Тверск. обл.)/ Е. Муравьев// Управление
образованием. – 2008. - №1. - С.47-57.
- Низиенко, Е.Л. Механизм государственно-общественного
управления профильным обучением на территории муниципального образования/ Е.Л.
Низиенко //Педагогическая диагностика. - 2009. - №2. - С.121-126.
- О государственно-общественном управлении в сфере
общего образования Ханты-Мансийского автономного округа: Закон // Вестник
образования.- 2006. - №24. - С.21-33.
- Павленко, С. Управляющий совет – новое слово в
школьной жизни/ С. Павленко // Вести образования.- 2007. - 1-15 авг. (№15). - С.
23.
- Парахневич, В. Управляющий совет – единомышленник и
помощник школьной администрации// Директор школы.-2009.-№2.-С.42-44.
- Публичный отчет образовательного учреждения в практике
лучших школ Нижегородской области /
сост.: М.В. Журба, Е.Г. Калинкина, О.В. Плетенева. - Н.Новгород: Изд-во
Волго-Вятской академии гос. Службы,2007. - 98с.
- Пугачева, Н.Б. Государственно-общественные механизмы
управления мониторингом и развитием регионального рынка образовательных услуг/
Н.Б. Пугачева // PR в образовании. - 2008.
- №3. - С.34-50.
- Совершенствование механизмов школьной системы
управления через организацию и деятельность управляющего совета школы: Из опыта
работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Котовска Тамбовской
области/ авт.: Н.В. Аверин, Г.А. Мамонтова, О.В. Куклова. - М.: АПКиПРО,2009. - 48с. – (Биб-ка журнала
«Методист».-2009.-№1).
- Туркина, Л.В. Государственно-общественное управление
образованием в Ивановской области/ Л.В. Туркина //Вестник образования. - 2007. -
№11. - С.23-29.
- Фильчагина, Т. Разграничение полномочий руководителей
школы и Управляющего совета/ Т. Фильчагина // Сельская школа. - 2009. - №4. - С.3-6.
- Щербаков, А.В. Технология создания Публичного
доклада образовательного учреждения/ А.В.Щербаков // Справочник руководителя
ОУ.-2009.-№4.-С.18-30.
- Ярчин, И. Родители -
не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры / И. Ярчин// Учительская
газета. - 2008. - № 05 февр.(№6). – С.8.
|