Какие изменения в школьных программах должны произойти в связи с реализацией Концепции развития математического образования? Какие проблемы преподавания математики, и в частности, геометрии, выявил двухуровневый ЕГЭ? Эти и другие вопросы вынесены на обсуждение участников регионального круглого стола, который 8 октября проводит кафедра теории и методики обучения математике ГБОУ ДПО НИРО. Тема «Актуальные проблемы преподавания геометрии в основной школе в условиях реализации ФГОС ООО» выбрана не случайно: базовый экзамен в новом формате ЕГЭ устанавливает планку на очень низком уровне, и в результате задания для одиннадцатиклассников стали намного проще, чем на экзамене за курс основной школы. Методисты и педагоги опасаются, что это может привести к тому, что учащиеся будут ориентироваться на простейшие задания 5-7 классов, а настоящая математика, и особенно геометрия, уйдут из школы.
Двухуровневый ЕГЭ, конечно, имеет свои плюсы:
- Базовый экзамен нашёл своего адресата: его выбрали 20% выпускников
- Базовый экзамен позволил поднять критерии в профильном экзамене и, пусть ненамного, но улучшить результаты профильного
- Грамотная реклама базового экзамена позволила улучшить результаты ЕГЭ в некоторых школах
- Двухуровневый экзамен временно снизил напряжённость в обществе при анализе итогов
Но эти временные плюсы не устраняют огромные минусы. Статистический анализ результатов ЕГЭ с 2010 г. показывает уверенное снижение доли выполненных заданий некоторых разделов математики, особенно геометрии. А это уже показатель системного брака в самом экзамене. И это не первый раз, когда страдает именно геометрия. Как известно, качество математического образования обвалилось в 70-х годах по причине ухода в наукообразную математику подальше от реальной практики. Тогда наиболее пострадала школьная геометрия. Сейчас геометрия представлена в итоговой аттестации выпускных классов основной школы. Из 26 заданий ОГЭ 9 - геометрические. В ЕГЭ 2015 г. из 21 задания только 6 - геометрические. В 2016 г. ФИПИ предложило уже 19 заданий, из которых только 5 - геометрические. В ОГЭ в это время снизили статус сложных заданий в 1,5 -2 раза (например, 4-балльное задание оценивается в два балла). Эти действия никак не могут улучшить ситуацию с математикой в школе, и с геометрией в частности. Участники итоговой аттестации в форме ЕГЭ понимают, что выполнить задания 5-7 классов и быстро набрать баллы гораздо проще, чем изучать стереометрию в старших классах и при этом набрать всего пару баллов за это. Вряд ли искусственно заниженный статус задания способствует привлечению школьников к геометрии. А ведь есть разумные способы решения проблемы, например, задания вступительного экзамена в МГУ продуманы и по объёму, и по содержанию, и по сложности. Вопросов много.
Все эти факторы и вызвали предложения существенно поменять формат экзаменов. Так в журнале «Математика в школе» №№6,7 за 2015 г. опубликовано следующее:
- Базовый экзамен необходимо уравнять с ГВЭ (государственный выпускной экзамен для отдельных выпускников) и сделать всеобщим. При этом проверять десять базовых письменных заданий должны учителя школы. Результаты экзамена пусть вернутся в итоговую отметку, и пусть все получат свой аттестат.
- Прекратить выпускать брошюры с ЕГЭ и публиковать демо-версии. Профильный экзамен должен быть в полтора-два раза сокращён и приближен к программе. Пора вернуться к учебникам.
Концепция развития математического образования в РФ утверждена распоряжениями Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. Она представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в РФ. Конечной целью намеченных преобразований является выведение российского математического образования на лидирующее положение в мире, превращение его в передовую и привлекательную область знаний и деятельности.
Но пока этого не сделано, следует предпринимать какие-то шаги. Поэтому кафедра теории и методики обучения математике, понимая, что масштабные изменения в лучшую сторону могут быть только после смены формата ЕГЭ и ОГЭ, организовала круглый стол по проблемам преподавания геометрии, чтобы выработать ряд рекомендаций.