Социальная ответственность каждого члена общества всегда определялась его вкладом в развитие общественного блага. Осознание же своей ответственности, своего общественного долга обусловлено нравственной силой личности. Между тем современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, патриотическая позиция не является безусловной ценностью, все более явным становится разрыв между требованиями, предъявляемыми обществом к личности, и низким уровнем ее гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит институту образования; воспитание социально ответственного гражданина является ключевой миссией современной школы.
Этим определена актуальность тематики X Нижегородских Рождественских образовательных чтений – «От основ христианской добродетели – к социальному служению в современном мире: личностное и культурное измерения», которые проводят 23 декабря 2015 года министерство образования Нижегородской области, ГБОУ ДПО НИРО совместно с отделом образования и катехизации Нижегородской митрополии РПЦ.
В рамках Нижегородских Рождественских образовательных чтений традиционно разворачивается дискуссия вокруг основных подходов, содержания и методов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Ключевая идея мероприятия - актуализация историко-культурных аспектов проблемы социального служения: от реализации идеи христианского подвижничества через образы святых Нижегородской земли - до обсуждения вопросов благотворительной деятельности в современной России.
Социальное служение, характеризуемое О.В. Решетниковым как «добровольная бескорыстная деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки нуждающимся, на решение острых социальных проблем», предполагает следующие вектора реализации: благотворительная деятельность, добровольчество, миротворчество, правозащитная деятельность.
Проекция данных направлений на образовательную почву актуализирует проблему формирования духовно-нравственных ценностей гражданина России в воспитательном процессе образовательной организации. Разрешение этой проблемы предполагает работу школы в таких важных направлениях, как:
- создание благоприятных организационно-управленческих условий для обеспечения а) системности и непрерывности процесса патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся (в т.ч. – посредством организации поисковой, волонтерской, туристско-краеведческой деятельности, сотрудничества с ветеранскими и конфессиональными организациями и т.д.); б) социальной адаптации детей-мигрантов и их интеграции в российское многонациональное общество.
- разработка новых и актуализация содержания реализуемых дополнительных общеобразовательных программ духовно-нравственной и патриотической направленностей;
- разработка и реализация современных технологий духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения (прежде всего – проектных технологий).
Формат X Нижегородских Рождественских образовательных чтений предполагает работу участников в рамках пленарного заседания, секций, посвященных актуальным вопросам социального служения, волонтерской и миротворческой деятельности, а также мастер-класса по проблеме социального служения.
Программа X Нижегородских рождественских образовательных чтений
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
10.00 – 11.00 – Регистрация участников (фойе 1-го этажа)
Работа выставок и продажа литературы (фойе 1-го этажа)
11.00 – 13.00 – Пленарное заседание (актовый зал, 1-й этаж; видеотрансляция
в фойе 1-го этажа, конференц-зале 4-го этажа)
13.00 – 13.40 – Обед
Работа пресс-центра
13.40 – 15.30 – Секционные заседания (проходят параллельно)
ПРОГРАММА
11.00 – 13.00 – Пленарное заседание (актовый зал, 1-й этаж; видеотрансляция в фойе 1-го этажа, конференц-зале 4-го этажа)
– Праздничное открытие чтений
Николай Юрьевич Бармин, ректор ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (ведущий)
– Приветственное слово митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия
– Приветственное слово министра образования Нижегородской области Сергея Васильевича Наумова
– Приветственное слово руководителя отдела образования и катехизации Нижегородской епархии РПЦ протоиерея Евгения Худина
Презентация фильма «Духовные чтения на Нижегородской земле»
Культурно-образовательная композиция «Собор Нижегородских святых»
Модератор: Даниил Викторович Семикопов, секретарь Ученого Совета Нижегородской духовной семинарии, заведующий кафедрой церковной истории, доцент, кандидат философских наук
Культурно-образовательная композиция «Социальное служение в современном мире: духовно-просветительская и благотворительная деятельность»
Модераторы: Решетников Олег Викторович, директор Института общест-венного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский», кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва);
Глинина Валентина Васильевна, старший редактор, ведущая прямых эфиров радио «Образ»
13.40 – 15.30 – Секционные заседания (проходят параллельно)
Секция 1 (ауд. 408)
Мастер-класс «Ресурсный центр социального служения: проблемы создания и перспективы развития»
Автор: Решетников Олег Викторович, директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский», кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва)
Секция 2 (актовый зал, 1-й этаж)
Творческая презентация Людмилы Кононовой – поэта, музыканта, автора-исполнителя, члена Союза писателей России
Секция 3 (ауд. 402)
Добровольчество как социокультурное явление: от теории – к осмыслению педагогических практик
Руководитель: Фадеева Светлана Александровна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО
1. Потенциал современного добровольчества: социально-педагогический контекст (докладчик – Неверова Лариса Валерьевна, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород)
2. Управление развитием воспитательной деятельности на основе реализации добровольческих проектов (докладчик – Миронова Елена Геннадьевна, замес-титель директора по воспитательной работе МБОУ Гимназия № 80, г. Нижний Новгород)
3. Реализация социально ориентированных проектов в рамках просветительского проекта «Балахнинский благовест» (докладчик – Жидкова Елена Александровна, директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий,
г. Балахна)
4. Развитие добровольчества в образовательной организации (докладчик – Корчагина Анна Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Школа № 6», г. Богородск)
5. Роль педагога в социализации студентов в процессе добровольческой деятельности (докладчик – Журавлева Ольга Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГБПОУ «Дзержинский технический колледж»,
г. Дзержинск)
6. Профилактика детского неблагополучия средствами добровольческой деятельности (докладчик – Торопова Любовь Анатольевна, директор МБОУ ДОД Центр внешкольной работы "Перспектива" г/о г. Шахунья)
7. Создание оптимальных условий для активизации участия подростков в социально значимых акциях и проектах (докладчик – Пыхова Елена Альбертовна, директор МБУ ДО «Дом детского творчества Нижегородского района»,
г. Нижний Новгород)
Секция 4 (ауд. 401)
Формирование духовно-нравственных ценностей гражданина России в воспитательно-образовательном процессе
Руководители: Султанова Альбина Владимировна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО;
Иткин Эдуард Самуилович, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО;
Яшина Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО
1. Православные аспекты программ дополнительного образования по военно-патриотическому воспитанию школьников (докладчик – Иткин Эдуард Самуилович, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород)
2. Наследники победы под Андреевским флагом: опыт реализации программы профильного отряда городского лагеря «Экос» (докладчик – Михайлов Михаил Михайлович, учитель истории МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород)
3. Специфика духовно-патриотической работы со школьниками при организации памятных мероприятий в рамках социальной деятельности храма-часовни Всех святых (докладчик – Угрюмов Дмитрий Сергеевич, член Союза журналистов России, прихожанин храма-часовни Всех святых)
4. Реализация идеи духовного подвига служения в программе внеурочной деятельности младших школьников «Уроки для души» (докладчики – Яшина Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород; Тимошина Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород)
5. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в проектно-исследовательской деятельности (докладчик – Морозова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа», Дивеевский район)
6. Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания (докладчик – Ларюшкина Светлана Николаевна, учитель истории МБОУ «Курихинская ООШ», Вознесенский район)
7. Роль образовательной организации в социокультурной адаптации мигрантов: из опыта педагогического и социального сопровождения адаптации детей-мигрантов в образовательном процессе (докладчик – Ершова Наталья Юрьевна, директор МБОУ СОШ № 96, г. Нижний Новгород)