В 2016 году Нижнему Новгороду исполнилось 795 лет. Эта дата – еще один повод задуматься о настоящем и будущем нашего Отечества, о том, что мы уже сделали и что еще предстоит осуществить. История Нижегородского края уникальна, она дает примеры подлинного патриотизма и умения сплотиться для достижения поставленных целей. Эти традиции становятся нашими общими символами единства и нашей любви к своей малой Родине.
Сегодня школьное историческое образование переживает серьезную трансформацию, связанную с принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. В Концепции раскрывается образовательный и воспитательный потенциал истории России, призванный формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, социальной, культурной самоидентификации учащихся. Концепция нового УМК предусматривает переход с концентрической на линейную модель изучения Отечественной истории с древнейших времен до наших дней в 6-10 классах и определяет новую структуру ее изучения. Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО организовала массовый открытый On-line курс по Концепции нового УМК и ИКС (Историко-культурный стандарт) с интернет-ресурсами и видеолекциями. В программы повышения квалификации кафедра также включила модули о Концепции нового УМК по Отечественной истории и ИКС.
Цель Концепции - повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС. Концепция нового УМК предусматривает переход с концентрической на линейную модель изучения отечественной истории с древнейших времен до наших дней в 6-10 классах и определяет новую структуру ее изучения: 9 разделов с соответствующими историческими периодами. Концепция определяет методологические подходы преподавания истории: многоуровневое представление истории (история страны, региона, города-села); многоаспектный характер истории (экономика, социальные отношения, взаимоотоношения власти и общества, культура, религиозная жизнь и т.д.); историко-антропологический подход (в центре внимания - проблема «человека в истории»); историко-культурологический подход (акцент на духовную, культурную жизнь россиян).
Концепция нового УМК предусматривает переход с концентрической на линейную модель изучения отечественной истории с древнейших времен до наших дней в 6-10 классах и определяет новую структуру ее изучения: 9 разделов с соответствующими историческими периодами. Составной частью концепции нового УМК по отечественной истории является Историко-культурный стандарт (ИКС) - научное ядро содержания школьного исторического образования, определяющее то, что должен знать учащийся, включая персоналии, термины и понятия, события и даты по каждому разделу. В целом, Концепция нового УМК по Отечественной истории призвана обновить ценностные, методологические, содержательные и методические компоненты школьного исторического образования на современном этапе.
В соответствии с Концепцией разработаны новые УМК по истории России (издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово»), которые включены в Федеральный перечень учебников. С 1 сентября 2016 года в 6 классах общеобразовательных школ Российской Федерации планируется преподавание истории России по новым учебникам. Осмысление новых подходов преподавания истории, определенных в Концепции, ставит новые задачи перед системой повышения квалификации учителей истории. При поддержке проректора по учебно-методической работе Е.Г.Калинкиной и учебного отдела ГБОУ ДПО НИРО
кафедра истории и обществоведческих дисциплин подготовила для всех районов муниципальных тьюторов, призванных оказывать методическую помощь учителям истории в условиях введения новых УМК по истории России в школах, организовала массовый открытый On-line курс по Концепции нового УМК и ИКС с интернет-ресурсами и видеолекциями, которым воспользовались значительная часть учителей истории, модули о Концепции нового УМК по отечественной истории и ИКС включены в кафедральные учебные программы курсовой подготовки слушателей.