Преподаватели кафедры работают в рамках научной школы академика Людмилы Ивановны Новиковой "Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи", развивая и применяя идеи учеников и последователей системного подхода в педагогике
Научная школа Л.И.Новиковой сформировалась вокруг следующих теоретических положений:
воспитание – это управление процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий.
Развитие личности ребенка опосредованно детским коллективом, представляющим собой сложную социально-психологическую систему, для которой характерно единство организации и психологической общности.
Школьный коллектив – это дифференцированное единство разных по своим функциям объединений детей и взрослых. Школьный коллектив является ядром воспитательной системы школы.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива и его психологический климат.
Наряду с воспитательной системой эффективным механизмом личностного развития детей и взрослых является воспитательное пространство. Воспитательное пространство – это созданная педагогами среда для реализации определенных педагогических целей.
Воспитательная деятельность является профессиональной деятельностью педагога по созданию благоприятных условий для развития личности ребенка и требует от субъекта личностно-профессиональной позиции воспитателя.