2
7
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Подразделения

Нижегородскому учительскому институту - 105 лет

 

Нижегородскому учительскому институту – 105 лет

 

 

«Институту большое спасибо за то,

что он приучил к усидчивости,

 научил заниматься, а для учителя – это главное»

(Из письма выпускника директору института)

 

В 2016 году исполняется 105 лет со дня открытия учительского института в Нижнем Новгороде. За это время он прошел нелегкий путь развития и стал одним из крупнейших педагогических вузов страны.

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с этапами становления Педагогического вуза в Нижнем Новгороде.

 

Нижегородский учительский институт

1911 – 1918 гг.

 

Учительский институт в Нижнем Новгороде был утвержден 30 октября 1911 года. Его целью сала подготовка педагогов-многопредметников для высших начальных училищ с 4-классным образованием. Располагался институт в доме купца Наумова на ул. Большая Покровская (сейчас это дом  №33).

 

Обучение длилось 3 года. Выпускники имели право работать в начальных школах низшего типа, а также чиновниками в государственных и земских учреждениях.

Изучали предметы курса городских училищ и педагогические дисциплины.

Первым директором института стал Николай Дмитриевич Никольский – педагог и методист, бывший директор учительской семинарии в Ярославской губернии. Для института он подобрал квалифицированный педагогический персонал. При институте были созданы фундаментальная и учебная библиотеки.

 

Основную массу обучающихся составляли крестьяне. В июле 1914 года состоялся первый выпуск института из 28 человек.

 

В 1916 году директором Нижегородского учительского института стал Всеволод Константинович Беллюстин – выдающийся педагог-математик и методист обучения в начальной школе. С его приходом педагогический процесс значительно оживился.

 

Гражданская война сильно изменила жизнь института. После свержения самодержавия временное правительство решает дать учительским институтам статус высшего учебного заведения с факультетской структурой. С 17 октября 1917 года в Нижегородском учительском институте появились историко-словесный и физико-математический факультеты. Весной 1918 года состоялся последний выпуск института, т. к. в октябре того же года он получил статус высшего учебного заведения и стал называться Нижегородским педагогическим институтом.

 

 

Нижегородский педагогический институт

(1918 – 1919)

 

Перед педагогическим институтом стояла цель «дать педагогическую и научную подготовку лицам, желающим посвятить тебя педагогической деятельности в единой трудовой школе».

 

Уставом был предусмотрен 4-летний срок обучения. Первые три года предусматривали теоретическое и практическое изучение дисциплин, а на 4-м курсе студенты должны были проходить педагогическую практику. Выпускникам присваивалось звание учителей школы II ступени.

 

Должность директора упразднили, и для ведения текущей работы педагогический совет выбрал президиум.

 

В 1919 году институт подвергся реорганизации.  С 1 сентября Нижегородский педагогический институт и учительская семинария были закрыты, произошло их объединение, и 13 октября открылось новое высшее учебное заведение – Институт народного образования (ИНО).

 

 

Институт народного образования

(1919 – 1921)

 

Председателем совета ИНО, который в то время выполнял функции ректора, был избран Владимир Константинович Лебединский, профессор физики, ведущий специалист Нижегородской радиолаборатории.

 

В феврале 1921 года в составе правления вводится должность политического комиссара, на которую назначили члена РКП(б) Давида Лурье, который в 1920/1921 учебном году являлся студентом первого курса института. В декабре 1921 года он стал председателем правления института  и успешно руководил им.

 

Осенью 1921 года Институт народного образования вновь преобразуется в педагогический институт.

 

Нижегородский педагогический институт

(1921 – 1926)

 

15 сентября 1921 года институт въезжает в здание бывшей Нижегородской губернской гимназии, которое занимает по сей день. Институт унаследовал от гимназии оборудование учебных  кабинетов и богатейшую в городе библиотеку.

 

 

 

 

В 1921 – 1922 годах преподавание предметов было организовано по 4 циклам: социально-историческому, физико-химическому, естественно-научному и естественно-географическому. В 1923 – 1924 учебном году в институте было 5 отделений: физико-техническое, естественно-агрономическое, общественно-экономическое, политико-просветительское, школьное, вместо которого на следующий год было введено лингвистическое отделение.

 

Педагогический факультет

 Нижегородского университета

(1926 – 1930)

 

В 1926 году педагогический институт был присоединен к Нижегородскому университету на правах факультета, который состоял из 5 отделений: физико-математического, химико-биологического, социально-исторического, отделений языка и литературы и политпросветработы.

 

Институт существовал в университете до весны 1930 года, когда НГУ был расформирован.

 

Педагогический институт был восстановлен со следующими отделениями: общественно-экономическим, физико-техническим, лингвистическим, естественно-географическим, политико-просветительским, внешкольным, дошкольным, физического воспитания и курсов иностранных языков.

 

Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт

(1930 – 1993)

 

 

В 30-х годах шел процесс расширения института. В 1932-1933 учебном году институт состоял из 9-ти отделений, на которых училось 775 студентов. В 1931 году при институте был создан двухгодичный «вечерний» пединститут для ускоренной подготовки учителей заводский и фабричных училищ и работников дошкольных учреждений.

В 1934 году вместо отделений были введены факультеты: исторический, языка и литературы, физико-математический, естественный и педагогический.

Осенью 1932 года институту было присвоено имя М. Горького.

К началу ВОВ на дневном отделении обучалось 1350 студентов.

В годы войны институт продолжал функционировать: кафедры продолжали вести научную работу, разрабатывались и читались новые курсы, систематически осуществлялся прием новых студентов.

В послевоенные годы институт продолжал расширяться. В 1947 году на факультетах, кроме физкультурного и педагогического, была введена вторая специальность преподавателя, в связи с этим срок обучения продлился до 5 лет.

 

 

В 1986 году институт праздновал свое 75-летие. Высокие достижения вуза были отмечены правительственной наградой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1987 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

Нижегородский государственный

педагогический университет

(1993 – 2011)

 

В 1993 году ГГПИ был преобразован в педагогический университет и получил название Нижегородский государственный педагогический университет. С 1995 по 2010 гг университетом руководил ректор Виктор Андреевич Глуздов, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, дважды лауреат Премии г. Нижнего Новгорода, заслуженный работник высшей школы РФ. В настоящее время  В.А. Глуздов является советником при ректорате университета.

 

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(с сентября 2011 года)

 

В 2011 году начался новый исторический этап в развитии педагогического университета. К старейшему вузу региона был присоединен самый молодой вуз области – Волжский государственный инженерно-педагогический университет. В сентябре объединенному вузу было присвоено имя Козьмы Минина.

НГПУ им. Минина обеспечивает систему подготовки дошкольного, начального, среднего профессионального, высшего, дополнительного и послевузовского образования и переподготовки педагогических кадров.

В настоящее время в состав вуза входит 6 факультетов: гуманитарных наук; естественных, математических и компьютерных наук; дизайна, изящных искусств и медиа-технологий; психологии и педагогики; управления и социально-технических сервисов; физической культуры и спорта.

Ректором университета с 2012 является Федоров Александр Александрович, доктор философских наук, профессор.

Подробнее ознакомиться с деятельностью НГПУ им. Козьмы Минина, его историей, найти информацию о факультетах, кафедрах и других подразделениях можно, посетив сайт университета http://www.mininuniver.ru/


Литература

 

Из фонда библиотеки НИРО:

 

Зыкова, Н.С.

Из истории развития факультета повышения педагогической квалификации НГПУ (1970 1980) / Н.С. Зыкова // Образование в Нижегородской области: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 210-летию советского образования в Нижегородской области. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 91 – 93.

 

 

Повшедная, Ф.В.Учительский институт-педуниверситет: этапы становления и основные направления научно-педагогических исследований (1911 – 1996) /  Ф.В. Повшедная, И.В. Берельковский  // Образование в Нижегородской области: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 210-летию советского образования в Нижегородской области. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 89-91.


Ханов, В.А. Нижегородский педагогический институт начала 20-х годов в романе Н.И. Кочина «Нижегородский откос» / В.А. Ханов // Образование в Нижегородской области: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 210-летию советского образования в Нижегородской области. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 59 – 63.


Профессионально-педагогическая подготовка учителей в Нижегородском учительском институте  // Нижегородская школа VIII – начала
ХХ века: Очерки истории образования / под ред. И.В. Берельковского. – Нижний Новгород :  Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 184 – 192.


От Главного училища и губернской гимназии к педагогическому университету // Педагогическое обозрение. – 1996. - №2. – С. 125.


Из фонда НГОУНБ им. А.И. Ленина:

 

Белова, И. Нижегородскому педагогическому университету – 100 лет / И. Белова // День города. – 2012. - №1 (11-17 января). – С. 14.

Крупин, Н.М.Педагогический институт имени М. Горького / Н.М. Крупин // Горьковская область. – 1939. - №9. – С. 58-67.

Ниякий, В.В. «Добрых всходов на многие лета…» : Из истории учительского института в Нижнем Новгороде / В.В. Ниякий // Педагогическое обозрение. – 1995. - №1. – С. 110 – 114.

Сапон, В.П. «Летопись бодрого стояния на страже Родины»: Нижегородский учительский институт накануне и в годы Первой мировой войны / В.П. Сапон // Военно-патриотический журнал. – 2012. - №5. – С. 63-65.

Стоюхина, Н.Ю.Нижегородский учительский институт / Н.Ю. Стоюхина // Гуманитарное образование в провинции. Нижегородский университет в первые годы советской власти : монография / Н.Ю. Стоюхина. – Санкт-Петербург : Любавич, 2011. – С. 182.

Федоров, А.А.Образование европейского уровня / А.А. Федоров; беседовала Ю. Миндалева // Земля Нижегородская. – 2012. - №24 ( 15 июня). – С. 16.

Шапошников, Л.Е. Мининский университет / Л.Е. Шапошников; беседовала С. Дурнева // Нижегородская правда. – 2012. - №40 (12 апреля). – С. 8.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph