Нижегородскому учительскому институту – 105 лет
«Институту большое спасибо за то,
что он приучил к усидчивости,
научил заниматься, а для
учителя – это главное»
(Из письма выпускника директору института)
В 2016 году
исполняется 105 лет со дня открытия учительского института в Нижнем Новгороде.
За это время он прошел нелегкий путь развития и стал одним из крупнейших
педагогических вузов страны.
Предлагаем вашему
вниманию ознакомиться с этапами становления Педагогического вуза в Нижнем
Новгороде.
Нижегородский
учительский институт
1911
– 1918 гг.
Учительский
институт в Нижнем Новгороде был утвержден 30 октября 1911 года. Его целью сала
подготовка педагогов-многопредметников для высших начальных училищ с 4-классным
образованием. Располагался институт в доме купца Наумова на ул. Большая
Покровская (сейчас это дом №33).
Обучение длилось 3
года. Выпускники имели право работать в начальных школах низшего типа, а также
чиновниками в государственных и земских учреждениях.
Изучали предметы
курса городских училищ и педагогические дисциплины.
Первым директором
института стал Николай Дмитриевич Никольский – педагог и методист, бывший
директор учительской семинарии в Ярославской губернии. Для института он
подобрал квалифицированный педагогический персонал. При институте были созданы
фундаментальная и учебная библиотеки.
Основную массу
обучающихся составляли крестьяне. В июле 1914 года состоялся первый выпуск
института из 28 человек.
В 1916 году
директором Нижегородского учительского института стал Всеволод Константинович
Беллюстин – выдающийся педагог-математик и методист обучения в начальной школе.
С его приходом педагогический процесс значительно оживился.
Гражданская война
сильно изменила жизнь института. После свержения самодержавия временное
правительство решает дать учительским институтам статус высшего учебного
заведения с факультетской структурой. С 17 октября 1917 года в Нижегородском
учительском институте появились историко-словесный и физико-математический
факультеты. Весной 1918 года состоялся последний выпуск института, т. к. в
октябре того же года он получил статус высшего учебного заведения и стал
называться Нижегородским педагогическим институтом.
Нижегородский
педагогический институт
(1918
– 1919)
Перед
педагогическим институтом стояла цель «дать педагогическую и научную подготовку лицам, желающим посвятить тебя педагогической деятельности в единой трудовой школе».
Уставом был предусмотрен 4-летний срок обучения. Первые три года предусматривали теоретическое и практическое изучение дисциплин, а на 4-м курсе студенты должны были проходить педагогическую практику. Выпускникам присваивалось звание
учителей школы II ступени.
Должность директора упразднили, и для ведения текущей работы педагогический совет выбрал президиум.
В 1919 году институт подвергся реорганизации. С 1
сентября Нижегородский педагогический институт и учительская семинария были закрыты, произошло их объединение, и 13
октября открылось новое высшее учебное заведение – Институт народного образования (ИНО).
Институт народного образования
(1919 – 1921)
Председателем совета ИНО, который в то время выполнял функции ректора, был избран Владимир Константинович Лебединский, профессор физики, ведущий специалист Нижегородской радиолаборатории.
В феврале 1921 года в составе правления вводится должность политического комиссара, на которую назначили члена РКП(б) Давида Лурье, который в 1920/1921 учебном году являлся студентом первого курса института. В декабре 1921 года он стал председателем
правления института и успешно руководил им.
Осенью 1921 года Институт народного образования вновь преобразуется в педагогический институт.
Нижегородский педагогический институт
(1921 – 1926)
15 сентября 1921 года институт въезжает в здание бывшей Нижегородской губернской гимназии, которое занимает по сей день. Институт унаследовал от гимназии оборудование учебных кабинетов и богатейшую в городе библиотеку.
В 1921 – 1922 годах преподавание предметов было организовано по 4 циклам: социально-историческому, физико-химическому, естественно-научному и естественно-географическому. В 1923
– 1924 учебном году в институте было 5 отделений: физико-техническое,
естественно-агрономическое, общественно-экономическое,
политико-просветительское, школьное, вместо которого на следующий год было введено лингвистическое отделение.
Педагогический факультет
Нижегородского университета
(1926 – 1930)
В 1926 году педагогический институт был присоединен к Нижегородскому университету на правах факультета, который состоял из 5 отделений: физико-математического, химико-биологического,
социально-исторического, отделений языка и литературы и политпросветработы.
Институт существовал в университете до весны 1930 года, когда НГУ был расформирован.
Педагогический институт был восстановлен со следующими отделениями: общественно-экономическим, физико-техническим, лингвистическим, естественно-географическим, политико-просветительским, внешкольным, дошкольным, физического воспитания и курсов иностранных языков.
Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт
(1930 – 1993)
В 30-х годах шел процесс расширения института. В 1932-1933 учебном году институт состоял из 9-ти отделений, на которых училось 775 студентов. В 1931 году при институте был создан двухгодичный «вечерний» пединститут для ускоренной подготовки учителей заводский и фабричных училищ и работников дошкольных учреждений.
В 1934 году вместо отделений были введены факультеты: исторический, языка и литературы, физико-математический, естественный и педагогический.
Осенью 1932 года институту было присвоено имя М. Горького.
К началу ВОВ на дневном отделении обучалось 1350 студентов.
В годы войны институт продолжал функционировать: кафедры продолжали вести научную работу, разрабатывались и читались новые курсы, систематически осуществлялся прием новых студентов.
В послевоенные годы институт продолжал расширяться. В 1947 году на факультетах, кроме физкультурного и педагогического, была введена вторая специальность преподавателя, в связи с этим срок обучения продлился до 5 лет.
В 1986 году
институт праздновал свое 75-летие. Высокие достижения вуза были отмечены правительственной наградой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1987 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Нижегородский государственный
педагогический университет
(1993 – 2011)
В 1993 году ГГПИ был преобразован в педагогический университет и получил название Нижегородский государственный педагогический университет. С 1995 по 2010 гг университетом руководил ректор Виктор Андреевич Глуздов, доктор философских наук, кандидат
физико-математических наук, профессор, дважды лауреат Премии г. Нижнего Новгорода, заслуженный работник высшей школы РФ. В настоящее время В.А. Глуздов является советником при
ректорате университета.
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(с сентября 2011 года)
В 2011 году начался новый исторический этап в развитии педагогического университета. К старейшему вузу региона был присоединен самый молодой вуз области – Волжский государственный инженерно-педагогический университет. В сентябре объединенному
вузу было присвоено имя Козьмы Минина.
НГПУ им. Минина обеспечивает систему подготовки дошкольного, начального, среднего профессионального, высшего, дополнительного и послевузовского образования и переподготовки педагогических кадров.
В настоящее время в состав вуза входит 6 факультетов: гуманитарных наук; естественных, математических и компьютерных наук; дизайна, изящных искусств и медиа-технологий; психологии и педагогики; управления и социально-технических сервисов; физической культуры и спорта.
Ректором университета с 2012 является Федоров Александр Александрович, доктор философских наук, профессор.
Подробнее ознакомиться с деятельностью НГПУ им. Козьмы Минина, его историей, найти информацию о факультетах, кафедрах и других подразделениях можно, посетив сайт университета http://www.mininuniver.ru/
Литература
Из фонда библиотеки НИРО:
Зыкова, Н.С.
Из истории развития факультета повышения педагогической
квалификации НГПУ (1970 1980) / Н.С. Зыкова // Образование в Нижегородской
области: история и современность: Материалы региональной научно-практической
конференции, посвященной 210-летию советского образования в Нижегородской
области. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 91 –
93.
Повшедная, Ф.В.Учительский институт-педуниверситет: этапы становления и основные направления научно-педагогических исследований (1911 – 1996) / Ф.В. Повшедная, И.В. Берельковский // Образование в Нижегородской области: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 210-летию советского образования в Нижегородской области. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 89-91.
Ханов, В.А. Нижегородский педагогический институт
начала 20-х годов в романе Н.И. Кочина «Нижегородский откос» / В.А. Ханов //
Образование в Нижегородской области: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 210-летию советского образования в
Нижегородской области. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр,
1997. – С. 59 – 63.
Профессионально-педагогическая подготовка учителей в Нижегородском учительском институте // Нижегородская школа VIII – начала
ХХ века: Очерки истории образования / под ред. И.В. Берельковского. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – С. 184 – 192.
От Главного училища и губернской гимназии к
педагогическому университету // Педагогическое обозрение. – 1996. - №2. – С.
125.
Из фонда НГОУНБ им. А.И. Ленина:
Белова, И. Нижегородскому педагогическому университету – 100 лет / И. Белова // День города. – 2012. - №1 (11-17 января). – С. 14.
Крупин, Н.М.Педагогический институт имени М. Горького / Н.М. Крупин // Горьковская область. – 1939. - №9. – С. 58-67.
Ниякий, В.В. «Добрых всходов на многие лета…» : Из истории учительского института в Нижнем Новгороде / В.В. Ниякий // Педагогическое обозрение. – 1995. - №1. – С. 110 – 114.
Сапон, В.П. «Летопись бодрого стояния на страже Родины»: Нижегородский учительский институт накануне и в годы Первой мировой войны / В.П. Сапон // Военно-патриотический журнал. – 2012. - №5. – С. 63-65.
Стоюхина, Н.Ю.Нижегородский учительский институт / Н.Ю. Стоюхина // Гуманитарное образование в провинции. Нижегородский университет в первые годы советской власти : монография / Н.Ю. Стоюхина. – Санкт-Петербург : Любавич, 2011. – С. 182.
Федоров, А.А.Образование европейского уровня / А.А. Федоров; беседовала Ю. Миндалева // Земля Нижегородская. – 2012. - №24 ( 15 июня). – С. 16.
Шапошников, Л.Е. Мининский университет / Л.Е. Шапошников; беседовала С. Дурнева // Нижегородская правда. – 2012. - №40 (12 апреля). – С. 8.