Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вступившие в силу с 1 сентября 2016 года, предполагают, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ включаются в общий образовательный процесс. Это требует как доступную среду и соответствующее материально-техническое состояние школ, так и достаточное число высококвалифицированных педагогов. Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивной школы важным ресурсом становится тьюторство. Задачи подготовки муниципальных команд тьюторов, специалистов сопровождения, а также руководителей школ, реализующих адаптированные образовательные программы (АООП), по актуальным вопросам введения ФГОС ОВЗ в ОО решает кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГБОУ ДПО НИРО.
В современных условиях инклюзивное образование занимает особое место. Нарушения развития у детей с ОВЗ могут затрагивать слух, зрение, речь, движения, поведение, интеллект. У многих детей перечисленные нарушения сочетаются между собой. Виды затруднений, которые испытывает каждый такой ребенок, носят индивидуальный характер. Поэтому наиболее актуален вопрос о создании различных вариантов адаптированных образовательных программ. ФГОС ОВЗ представляет около 30 примерных программ. Перед педагогами стоит задача разработки адаптированных образовательных и коррекционно-развивающих программ для конкретных своих учеников на основе этих примерных программ. Цель образовательной организации - создание для ребенка с ОВЗ индивидуальной образовательной траектории, которая будет содействовать формированию у ученика способностей жить самостоятельно и которая будет направлена на активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении,
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии сегодня работает и над такой проблемой, как использование адресных образовательных технологий, которые не только способствуют достижению ребенком с ОВЗ предметных результатов, но и дают возможность развиваться такому ребенку как личности.
Другой вопрос введения ФГОС ОВЗ - определение ключевых направлений совершенствования управленческой деятельности при их введении, оценка качества труда педагогов в контексте введения стандарта.
Закон «Об образовании в РФ» заявляет о праве родителей ребенка с ОВЗ выбирать любую образовательную организацию для его обучения, поэтому особенно важен вопрос формирования инклюзивной культуры в образовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы. По словам министра образования РФ О. Васильевой, "В ситуации с ОВЗ и инвалидностью может оказаться любой и каждый. Значит, разговор о том, что родители не хотят или спрашивают, как защитить своих детей, — это задача педагогов разговаривать с родителями, что есть понятие доброты, есть понятие милосердия".
Не менее важно и создание в образовательной организации среды, соответствующей потребностям детей с ОВЗ.
Но Учитель был и остается основным творцом в любой школе. Реализация ФГОС ОВЗ во многом зависит от качественной подготовки педагогических и управленческих кадров, Поэтому готовность к самосовершенствованию, к принятию новой парадигмы отечественного образования, самокритичность должны стать отличительными чертами педагога, работающего в инклюзивной школе.
27 сентября 2016 года в ГКОУ Специальный (коррекционный) детский дом №1 открылась областная выставка прикладного творчества воспитанников государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Нижегородской области.