В нынешних условиях построения развивающего и развивающегося образования постиндустриального общества новое прочтение получает культурно-историческая теория Л.С. Выготского, 120-летие со дня рождения которого празднует в 2016 году научное сообщество разных стран. Инструментально-генетический метод Л.С. Выготского, обозначенный им как «начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка», стал методологической канвой построения возрастно-сообразной модели общего образования, уже нормативно зафиксированной в стандартах нового поколения. Научно-практическая конференция «Педагогическая наука в контексте реалий современной образовательной действительности», которую проводит кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, посвящена вопросам развития научных идей выдающегося педагога в таких направлениях, как педагогика и психология общего и профессионального образования
Идеи Л.С. Выготского, поддерживающие многие фундаментальные положения педагогической психологии – хотя и давнишние по своему происхождению, однако далеко не устаревшие, - получают сегодня новое прочтение.
Наиболее передовые исследования современной психолого-педагогической науки опираются на следующие базовые положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского:
- Всеобщими моментами (факторами) психического развития человека служат его обучение и воспитание.
- Специфические функции человеку от рождения не даны, а лишь заданы как общественные образцы.
- Процессы обучения и воспитания должны вызывать к жизни те процессы развития, которые лежат в зоне ближайшего развития.
- Основой психического развития человека выступает качественное изменение его социальной ситуации.
- Исходной формой деятельности является развернутое ее выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.
- Психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.
- Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.
- Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.
В региональной системе образования ГБОУ ДПО НИРО выполняет своего рода функцию социокультурного регулятора процессов формирования человеческого капитала, разрабатывая технологии «выращивания новых поколений педагогов-профессионалов, способных создавать условия для развития детей. Реализация институтом своей социокультурной миссии не возможна без опоры на культурно-историческую концепцию развития человека Л.С. Выготского, представляющую собой методологию и теорию построения пространственно (культура)-временного (история) континуума человеческой реальности в ее полноте и определенности, изложение и исследование сложного явления природы и истории в категориях деятельности, сознания и личности человека через идею развития.
Особенно ярко она представлена в современной интерпретации деятельностного подхода как основы ФГОС общего образования. Инструментально-генетический метод Л.С. Выготского, обозначенный им как «начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка», стал методологической канвой построения возрастно-сообразной модели общего образования, уже нормативно зафиксированной в стандартах нового поколения, а не просто описанной в научных статьях и монографиях.
Л.С. Выготский - выдающийся гуманист, российский ученый, внесший огромный вклад в развитие наук о социализации человека в культуре и обществе. Его понимание человеческого разума, познания, коммуникации и обучения оказали и продолжают оказывать влияние на формирование самых амбициозных образовательных проектов ХХ и ХХI веков.
В целях обобщения мирового научного опыта, методологии Л.С. Выготского, воплощения его теории в мировую психолого-педагогическую практику, проходят многочисленные конференции, семинары, круглые столы, Международный сетевой конгресс, посвященные к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского.
Свою роль как преобразователя психолого-педагогической науки Л.С. Выготский обозначил сам: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков. В этом мы видим наше историческое право, указание на нашу историческую роль, претензию на осуществление психологии как науки. Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним: даже отрицая его, мы опираемся на него».
В этих словах мы видим глубокое уважение к многовековой истории психолого-педагогической науки, и к ученым, которые ее разрабатывали. Наш долг современных ученых - заниматься исследованиями самого сложного явления природы и общества – процессов развития человека - с уважением к трудам и идеям великого ученого, оказавшим и оказывающим серьезное влияние на всю мировую педагогику и психологию в целом. Проведение научно-практической конференции для молодых ученых и аспирантов ГБОУ ДПО НИРО станет скромным вкладом в развитие научных идей Льва Семеновича Выготского в таких направлениях, как педагогика и психология общего и профессионального образования.