На II Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций в России» было особо отмечено, что для подготовки квалифицированных инженеров и рабочих, готовых выполнять задачи нового уровня, необходимо выстроить современную систему профессионального образования (СПО). В целях развития кадрового потенциала СПО проектно-сетевой центр образования специалистов профессиональных образовательных организаций (ПОО) ГБОУ ДПО НИРО разработал региональный инновационный сетевой образовательный проект «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы», в рамках которого была проведена специальная подготовка управленческих команд – участников проекта. Также центр спроектировал для реализации учебную программу для преподавателей «Проектирование результативности образовательного процесса согласно требованиям ФГОС СПО с учетом соответствующих профессиональных стандартов».
Анализ эффективности реализации научно-методического сопровождения модели ПОО и программы развития представлен руководителями инновационных экспериментальных площадок проекта для обсуждения на межрегиональной заочной научно-практической конференции «Социальные эффекты развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций».
Эффективная профессиональная образовательная организация – это организация, достигающая высоких результатов в области образования выпускников, обеспечивающая развитие потенциала своих работников и достойный уровень качества жизни образовательного сообщества, а также вносящая позитивный вклад в развитие социума.
Основным мероприятием организационно-диагностического этапа проекта «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы» стало проведение проектно-диагностических сессий для инновационных площадок. Была проведена персонифицированная диагностика педагогических коллективов экспериментальных площадок Проекта, разработана технологическая карта управления процессом реализации программы развития профессиональной образовательной организации и программа мониторинга эффективности реализации этой программы.
В связи с тем, что в ходе реализации организационно-диагностического этапа проекта был выявлен низкий уровень сформированности управленческих компетенций руководящих работников профессиональных образовательных организаций, потребовалось проведение специальной подготовки управленческих команд участников проекта: ГБПОУ «Богородский политехнический техникум», ГБПОУ «Балахнинский технический техникум», ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», ГБПОУ «Заволжский автомоторный техникум», ГБПОУ «Кулебакский металлургический колледж», ГБПОУ «Лукояновский сельскохозяйственный техникум», ГБПОУ «Первомайский политехнический техникум», ГБПОУ «Нижегородский строительный техникум», ГБПОУ «Дзержинский технический колледж», ГБПОУ «Нижегородское индустриальное училище».
Для обеспечения нормативно-правового ресурса внедрения системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций коллективом проектно-сетевого центра разработано учебно-методическое пособие «Проектно-сетевое взаимодействие по реализации стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций».
Для реализации планов мероприятий («дорожных карт») программ развития профессиональных образовательных организаций – инновационных площадок проекта разработана «Технологическая карта управления процессом реализации программы развития профессиональной образовательной организации», подготовлено учебное пособие «Проектирование модели профессионального развития обучающихся в профессиональной образовательной организации»
Об эффективности реализации научно-методического сопровождения модели ПОО и программы развития свидетельствуют отчеты по результатам образовательной деятельности, представленные управленческими командами организаций, входящих в группу экспериментальных площадок. В этих учреждениях по отдельным специальностям ПОО качество подготовки обучающихся повысилось более чем на 30%, увеличилось количество выпускников с отличными дипломами и, что особенно важно, такие выпускники все востребованы на предприятиях реальной экономики в регионе.
Авторы Проекта на основе анализа результатов деятельности инновационных площадок считают возможным внедрение этого опыта в практику профессиональных образовательных организаций и в образовательный процесс повышения квалификации, тиражирование и распространение результатов.