В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, к которым следует отнести обеспечение инновационного характера базового образования, модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе, совершенствование системы физического воспитания. Физическая культура и спорт, здоровый образ жизни рассматриваются, как условие, ресурс и направление успешной социализации подрастающего поколения.
В целях обеспечения высокого качества изучения и преподавания предмета /дисциплины «Физическая культура» разработан проект «Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в РФ». В настоящее время Проект концепции размещен на сайте http://edu.crowdexpert.ru/concept_fizra для профессионально-общественного обсуждения педагогической, родительской общественности, представителей органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.
Преподаватели кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ считают Проект актуальной попыткой оптимизации содержания, направлений развития учебного предмета «Физическая культура» в контексте тенденций отечественного и зарубежного опыта.
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цель, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях. Сотрудники кафедры, принимая в общем формулировку цели Концепции, предлагают свой вариант определения направлений и их детализации по организационно-содержательному обеспечению учебного предмета «Физическая культура» с учётом социального запроса.
Первая из задач, которые определила Концепция, - модернизация содержания учебного предмета «Физическая культура». Это естественно, т.к. обновление, «осовременивание» являются закономерностью развития любой системы. В том числе и системы физического воспитания. Здесь, как было отмечено при обсуждении, важно определиться по выбору и мере модернизации: по объекту, по условиям, по ресурсному и кадровому обеспечению, по результативности, по эффективности. Любая «модернизация» должна быть состоятельной по цели.
Вторая и третья задачи Концепции, по мнению преподавателей кафедры, детализируют содержание первой задачи. Очень важна задача по расширению базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического обеспечения деятельности обучающихся и педагогических работников.
Следует включить в концепцию и задачу по развитию готовности педагогов физической культуры к реализации Концепции.
Поставленные в Концепции задачи должны обеспечить создание образовательной среды для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры как средства укрепления здоровья, развития познавательных интересов и творческого потенциала личности каждого ребенка, формирования поведенческих установок, умения ориентироваться в окружающей действительности.
В настоящее время в Нижегородском регионе проводится системная работа по созданию условий для вовлечения детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочное время. Во многих образовательных организациях реализуются программы внеурочной деятельности физкультурной и спортивной направленности, работают спортивные секции и кружки по различным видам спорта, разработаны системы (методики, технологии) физкультурно-оздоровительной деятельности, создаются школьные и студенческие спортивные клубы, развиваются партнерские отношения с дополнительными образовательными организациями (ДЮСШ, детские клубы, центры и т.д.).
Но практическая реализация поставленных задач в настоящее время ограничивается индивидуальными предпочтениями педагогов, руководителей образовательных организаций, уровнем их понимания, отношения к профессиональной деятельности. На сегодняшний день остаются нерешенными следующие проблемы: организационно-методическое обеспечение и сопровождение предмета «Физическая культура» на местах, недостаточное внимание к развитию (совершенствованию) физкультурно-спортивной инфраструктуры для качественной организации и проведения урока физической культуры (три часа в неделю с одним классом); отсутствие системного, дифференцированного подхода к процессу обучения (с учетом групп здоровья; детей с ОВЗ); недостаточное внимание к формированию позитивного имиджа учителя физической культуры, престижу педагогической профессии физкультурно-спортивного профиля в профессиональной среде и в обществе.
В рамках курсов повышения квалификации педагогов физической культуры образовательных организаций Нижегородской области кафедра теории и методики физического воспитания и ОБЖ осуществляет целенаправленную деятельность по ряду направлений. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются:
- Научно-методическое и учебно-методическое сопровождение образовательного процесса по физическому воспитанию в контексте требований ФГОС
- Совершенствование процесса физического воспитания в образовательных организациях на основе внедрения физкультурно-оздоровительных; спортивно-оздоровительных технологий; новых видов спорта; ИКТ-технологий
- Организационно-методическое сопровождение деятельности по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях.
Реализация указанных направлений в деятельности кафедры, образовательных организаций города и области будет рассматриваться на всероссийской научно-практической конференции «Организационно-содержательное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций в современных условиях». Одним из важных направлений работы конференции также является анализ проблем, связанных с осуществлением деятельности по Комплексу ГТО в образовательных организациях, и оказание помощи в их решении на основе межведомственного и сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Программа конференции включает: сообщения и доклады учителей и преподавателей физической культуры, специалистов организаций физкультурно-спортивной направленности по практическому использованию методик и технологий для развития двигательных способностей обучающихся в условиях подготовки к сдаче испытаний/тестирований ГТО; по основным тенденциям развития Олимпиадного движения школьников; современному состоянию и путям развития предмета «Физическая культура»; вопросы регуляции сетевого взаимодействия центров тестирования при сдаче нормативов Комплекса ГТО обучающимися образовательных организаций; вопросы внедрения программ для обучающихся, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья.
К участию в конференции приглашаются: руководители районных методических объединений учителей физической культуры города Н.Новгорода и Нижегородской области; специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов / городских округов, курирующие деятельность по внедрению и реализации ВФСК ГТО в образовательных организациях; учителя и преподаватели физической культуры (1-2 представителя от района).
В рамках проведения конференции кафедра проводит исследование теоретических и практических аспектов, связанных с реализацией физкультурно-спортивной деятельности по Комплексу ГТО в образовательных организациях. В связи с этим кафедра приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в
анкетировании по вопросам реализации физкультурно-спортивной деятельности по ВФСК «ГТО» в образовательных организациях.