Содержание образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса сегодня интенсивно обновляются, поэтому возрастает интерес к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Предметно-информационная модель классического УМК, включающая учебные и методические издания с односторонне линейными связями между компонентами, уступает место личностно-ориентированной модели. Современные завершенные линии УМК по английскому, немецкому и французскому языкам для начальной, основной и средней школы образуют единую систему обучения на основе преемственности на всех уровнях общего образования. Вопросы применения УМК нового поколения для проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях информационно-открытого мира – предмет обсуждения для участников научно-практической конференции «Роль УМК в подготовке обучающихся к успешной сдаче ГИА», которая пройдет 16 октября в ГБОУ ДПО НИРО. Организатор конференции - кафедра иностранных языков института.
Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов. Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация па конечные результаты, в частности, на формирование личности обучаемого, на развитие его нравственного и творческого потенциала.
Иностранный язык является предметом филологического цикла и формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствуя его поликультурному образованию, языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию и формированию социальных умений.
Интенсивно обновляются содержание образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса, поэтому сегодня возрастает интерес к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Современный УМК должен соответствовать требованиям ФГОС и обеспечивать взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела и учебного курса в целом. Инструментами этих взаимосвязей являются компоненты УМК.
В настоящее время предметно-информационная модель классического УМК, включающая учебные и методические издания с односторонне линейными связями между компонентами, все быстрее превращается в личностно-ориентированную модель УМК.
Учебно-методический комплекс по иностранному языку нового поколения как компонент информационно-образовательной среды изменился не только количественно и содержательно. Завершенные линии УМК по английскому, немецкому и французскому языкам для начальной, основной и средней школы образуют единую систему обучения на основе преемственности на всех уровнях общего образования. Содержание учебников отражает особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира. Помимо системного изучения языка учебники формируют открытость и готовность к диалогу с представителями других культур.
В соответствии с требованиями Минобрнауки РФ все учебники имеют как печатную, так и электронную форму. В учебно-методическом комплексе сделан акцент на взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии основных элементов и ресурсов, которые отвечают специфике учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в конкретных образовательных учреждениях и направлены на успешную подготовку к итоговой аттестации.
УМК нового поколения позволяет педагогу учесть уровень подготовки и образовательные запросы школьников. Его применение обеспечивает проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях информационно-открытого мира, что, в свою очередь, позволит достичь достаточно высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, уделяя основное внимание коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении.
Основным элементом методического компонента УМК является книга для учителя. В соответствии с поставленной целью и определенными условиями она предлагает рекомендации по изучению курса на базовом или углубленном уровне, а также на элективных или факультативных занятиях.
Использование учебно-методического комплекса придает учебному процессу системность, логичность и завершенность, что позволяет реализовать воспитательные, развивающие и общеобразовательные цели иностранного языка как предмета.