Проектирование
воспитательной системы ОО как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной
среде: рабочее движение
25 августа 2017 года на кафедре теории и практики воспитания и
дополнительного образования прошел круглый стол с руководителями общеобразовательных
организаций - участниками сетевого проекта "Проектирование воспитательной
системы ОО как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде". Работой круглого стола руководили заведующая
кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования, доктор
педагогических наук Светлана Александровна Фадеева и доцент кафедры, кандидат
социологических наук Плотникова Екатерина Сергеевна. В работе приняли участие кураторы
инновационных площадок кафедры, заместители директоров и социальные педагоги
МБОУ Ждановская СШ Кстовского
района, МБОУ СШ №18 г. Дзержинска, МБОУ Арефинская СШ
Вачского района, МБОУ Вачская
СШ, МОУ Можаров-Майданская СШ Пильнинского
района, МБОУ СШ №14 г. Арзамаса, МБОУ СШ №10 г. Арзамаса, МБОУ «Школа № 7» г.
Богородска, МАОУ «ШКОЛА с УИОП № 183 им. Р. Алексеева» г. Нижнего Новгорода, а
также гости круглого стола из МАОУ СШ № 11 г.о. Бор, МБОУ «Октябрьская СШ» г.о.
Бор, МБОУ СШ №2 г. Бор, МБОУ Дальне-Константиновская СШ, МБОУ Дубравская СШ Дальне-Константиновского района, МБОУ
«Гимназия» г. Шахунья, МОУ Тоншаевская СОШ, МОУ
вечерняя Тоншаевская СОШ, МБОУ Выездновская
СШ Арзамасского района.
Обсуждалось движение сетевого проекта и план
работы на 2017/2018 годы по проекту и проблемные точки проекта.
С интереснейшим докладом «Подготовка и
проведение smart-мероприятия по профилактике асоциального поведения:
типичные ошибки» выступила Екатерина Сергеевна Плотникова. Обсуждались
материалы видеокейсов.
Во-первых, конечно, не все знали, что за
«компьютерным» словом «smart» спрятан умный смысл и
речь идет об умном мероприятии. Иными словами, в работе с детьми нужно очень
вдумчиво наполнять содержание каждого мероприятия.
Во-вторых, Екатерина Сергеевна рассказала о том,
как не допускать типичных ошибок в проведении воспитательных мероприятий, и,
какие эти типичные ошибки. Самое важное в свете современного законодательства
недопустимо использовать на воспитательном мероприятии видеокейсы,
картинки, раздаточные и демонстрационные материалы и др., где есть сцены насилия,
употребление наркотиков, алкоголя, курения и пр. ПАВ, нецензурная брань и
прочее. К сожалению, материалы, выложенные в сети Интернет самими педагогами,
нередко это конкурсные материалы по профилактике, да и сама деятельность
классного руководителя абсурдным образом содержит огромную просветительскую
деятельность негативного характера. И над этим необходимо серьезно задуматься
каждому человеку, работающему с детьми. От этих ошибок не застрахованы ни
педагоги, ни родители.
В-третьих, были показаны видеокейсы
и продемонстрирована методика и практика работы с ними в образовательной
организации.
Участники круглого стола получили готовый
технологический инструментарий для работы со всеми участниками образовательного
процесса: детьми, педагогами, родителями.
Единство кафедры в деле профилактики и
воспитания позволяет обращаться к опыту коллег. Так, нелишне напомнить о
рекомендациях разработанных Ларисой Валерьевной Неверовой о профилактической
работе с детьми школьного возраста:
- рассмотрение
специфических тем должно проводиться в небольших группах учащихся с достижением
неформального контакта с аудиторией и максимальной искренности
- характер массового
профилактического мероприятия должен быть только позитивным
- при проведении массового
мероприятия для несовершеннолетних приветствуется использование метода
социального нормирования
- при разработке
методических материалов по профилактике асоциального поведения
несовершеннолетних необходимо использовать источники, одобренные Министерством
образования РФ, министерством образования Нижегородской области, Нижегородским
институтом развития образования
Светлана Александровна Фадеева провела практикум
«Утверждение характеристик воспитательной системы, необходимых для профилактики
асоциальных проявлений в школьной среде».
Руководитель сетевого проекта подчеркнула
необходимость разработки вариативных моделей воспитательных систем, напомнила о
первых наработках по итогам прошедшего учебного года, сделала обзор понимания
воспитательной системы в теории педагогики.
Для подержания творческого духа инновационной
деятельности была предложена объединяющая игра с поэтичным названием «Эффект
бабочки», ориентированная на доброделание в
коллективах образовательных организаций.
В работе обращалось внимание на мотивирование
классных руководителей и родителей для участия в профилактической работе школы.
Запланировали проведение мероприятия с представителями родительских комитетов
школы.
Новым смыслом наполнили важность эстетического
оформления школы в организации профилактической работы, значимость
волонтерского движения в построении воспитательной системы нашего времени.
По итогам круглого стола
участники получили материалы для написания воспитательной системы, с опорой на
разработанные модели, задание для дальнейшей работы по построению концепции
воспитательной системы школы и программы развития данной системы.
Одним из важных моментов встречи участников
сетевого проекта была проработка компонентов воспитательной системы и их
характеристик.
За круглым столом с чаепитием участники проекта
высказались о своих трудностях и достижениях, и в связи с этим было принято
решение о необходимости усиления реального и виртуального общения между
участниками проекта. Чтобы в режиме реального времени обмениваться опытом работы
с коллегами.
Круглый стол побудил задуматься и усилить
внимание на гуманистическом характере построения воспитательных систем и
профилактической деятельности всех субъектов образовательного пространства
школ. Работа продолжается, информация о проведении инновационной деятельности
размещается на сайтах образовательных организаций и на странице
проектно-консалтингового центра воспитательных систем Нижегородского института
развития образования.
Боровская Елена
Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и
практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО