Успешность социальной системы связана с успешностью конкретных людей, которым свойственен профессионализм, компетентность и самореализация в профессии. Современный уровень управления образовательной организацией предполагает развитие широкого спектра менеджерских умений и, прежде всего, личностных качеств руководителя, которые непосредственно связаны с коммуникациями, кооперацией между людьми, созданием командного духа, творческих групп и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения соглашений. Личные качества руководителя образовательной организации влияют на формирование гуманистических начал педагогической системы, оказывая определяющее влияние на систему мотивации персонала, организационную культуру, формирование социально-психологического климата, удовлетворенность участников образовательного процесса взаимоотношениями.
Прогрессивные изменения в образовательной организации во многом зависят от позиции руководителя, его личностной активности и саморазвития.
Достижение цели педагогической системы - развитие личности ученика, не может быть обособленным явлением в деятельности организации, а только естественной частью общего процесса развития организации, пронизывающего деятельность педагогического коллектива и управляющей системы.
На основе социологического исследования, посвященного изучению влияния личностного потенциала управления руководителя на результативность деятельности образовательной организации, проведённого кафедрой теории и практики управления образованием, разработано модельное (обобщенное) представление личностных качеств руководителя образовательной организации. Исследование позволяет сделать вывод, что в личностном портрете успешного руководителя доминируют такие качества, как целеустремлённость, ответственность, доброжелательность, инициативность, креативность, коммуникабельность и трудолюбие.