Стратегия развития непрерывного образования взрослых базируется на четырех ключевых принципах, обозначенных в национальной повестке развития России: а)строить нашу политику вокруг Человека, его благополучия, интересов и запросов; б)расширять пространство свободы; в)осуществлять технологический прорыв; г)открытость страны, ее нацеленность на активное участие в мировых процессах и интеграционных проектах. Данные идеи являются для коллектива кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО особым поворотом или стратегическим вектором к новой парадигме непрерывного образования взрослых, создания методологической платформы научных исследований в сфере непрерывного образования взрослых обучающихся. Эта платформа включает три стратегии организации научных исследований: поддерживающая стратегия, сопровождающая стратегия и компаративистская образовательная стратегия.
Непрерывное образование взрослых в настоящее время является основным ресурсом обновления кадрового потенциала и системы образования в целом. В своем Послании Федеральному собранию Президент России В.В. Путин обозначил: «В классах формируется будущее России, если школа может отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».
В этом контексте образование взрослых выступает уникальным механизмом построения пространства возможностей развития Человека в условиях постиндустриальной цивилизации. Стратегия и тенденции развития непрерывного образования взрослых в контексте обозначенной в послании Президента РФ национальной повестки развития России базируется на четырех ключевых принципах: строить нашу политику вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов; расширять пространство свободы; осуществлять технологический прорыв; открытость страны, ее нацеленность на активное участие в мировых процессах и интеграционных проектах.
Данные идеи являются для нас особым поворотом или стратегическим вектором к новой парадигме непрерывного образования взрослых, создания методологической платформы научных исследований в сфере непрерывного образования взрослых обучающихся.
Методологическая платформа непрерывного образования взрослых включает три стратегии организации научных исследований.
1. Поддерживающая стратегия – педагогическая и адаптивная андрагогическая модель, направленная либо на самоутверждение взрослого в достигнутом социально-профессиональном статусе, либо на его ресоциализацию через смену рода занятий. Данная модель интегрирует в себе традиционно-дидактические методы, характеризуемые последовательностью, систематичностью (демонстрация, лекция, семинары, деловые игры, тренинги и др.); проблемно-поисковые методы в сочетании с фасилитацией, обеспечивающей поддержку индивидуальных образовательных траекторий с элементами проектной деятельности. В рамках поддерживающей стратегии наибольший научный интерес имеют исследования, связанные с разработкой технологий социокультурной деятельности, рефлексивно-деятельностными моделями ресоциализации педагогов и т.д.
2.Сопровождающая стратегия – андрагогическая автономизирующая модель. Ее основной смысл можно определить одним словом – саморазвитие. Смысл сопровождающей стратегии в расширении и совершенствовании умений, необходимых для самообразовательной деятельности, а также ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников.
В структуру автономизирующей андрагогической модели входят: «смешанное обучение», «обучение действием», «экспериментирующее обучение», возобновляемое образование, расширяющееся образование, общинное образование, образование в форме «образующейся организации», образование в форме «образующегося общества», событийное образование и др.
Объединяет перечисленные технологические форматы постановка в центр образовательного взаимодействия, наличествующего у взрослого обучающегося социального и профессионального опыта, как источника образовательных и жизненных задач, а также акцентирование ценности интерактивности образовательного процесса.
В рамках сопровождающей стратегии наибольший научный интерес имеют исследования, направленные на разработку технологий работы со знанием в насыщенной информационной среде, с качеством и скоростью поиска и обработки информации и ее применением в образовательном процессе; персонифицированных технологий, связанных с выявлением новых стимуляторов учения, развития ситуативного интереса и эмоционального переживания нужды в учении, в получении нового знания, освоении нового умения; коммуникативных технологий и корпоративных моделей обучения, связанных с признанием ценности живого общения, максимального комфорта как в получении знания, так и оценке своих образовательных достижений.
3. Компаративистская образовательная стратегия связана с переходом общества в очередную фазу постиндустриального развития, когда все подсистемы изменились настолько, что без более высокого уровня научного осмысления действительности решать возникающие проблемы стало невозможно, обусловил новый тип «нелинейного» мышления, который распространяется и на образовательные проблемы.
Принципы такого мышления, составляющие методологическую основу компаративистской образовательной стратегии, отражают трансформированную реальность образования. Компаративистский подход позволяет уходить от однозначных и унифицированных решений, обеспечивая «стягивание» разрозненных дисциплинарных знаний в целое. Положенный в основу соответствующей образовательной стратегии, он формирует способности человека управлять собственным развитием в нестабильном, сложном мире через освоение новой культуры мышления, культуры поведения и культуры чувств.
Применительно к образованию взрослых компаративистская образовательная стратегия воплощается в модели самоопределяющегося образования – хьютагогике. Исходя из этимологии термина Heutagogy, где в основе лежит греческое слово «εαυτό» - «сам», «самость», которую основатели новой концепции Хас и Кеньон в 2000 году определили еще и как самоопределяемое обучение, в котором обучающийся определяет цели и выстраивает в соответствии с ними свою образовательную траекторию, то есть является «основным агентом в своем собственном обучении» и выстраивается его как результат «персонального опыта».
Хьютагогика содержит новую систему принципов и образовательных практик, которые могут быть применимы к любым точкам образования и обучения человека в течение всей жизни, и которые компенсируют недостатки педагогической и андрагогической наук, обнаруживаемые в новом мире.
Ученые в области образования взрослых рассматривают хьютагогику как новую концепцию непрерывного образования, интегрирующую достижения педагогики и андрагогики в решении новых научно-педагогических и образовательных задач.
В центре внимания хьютагогики находится потенциал (capability) взрослого человека. Именно это позволяет нам определить ее как науку о становлении Человека возможного, где возможность понимается как некая потенция, могущая стать способностью при определенных условиях.