Кафедра начального образования была создана в 1993 году на базе кабинета начального обучения, которым с 1965 по 1982 год заведовала Инна Борисовна Мурашкина – профессионал, истинный интеллигент, удивительно внимательный, доброжелательный, скромный человек. Вместе с методистом кабинета Г.П.Якушевой она осуществляла огромную работу по переподготовке учителей начальных классов, связанной с переходом начальной школы с четырехлетнего на трехлетнее обучение младших школьников.
В конце 1970-х годов И.Б.Мурашкиной был создан актив кабинета. В него вошли лучшие учителя начальных классов города и области – Н.С. Храмушина (школа № 48 г. Горького), Е.С.Лебедева (школа № 52 г. Горького), А.Д.Кузина (школа № 9 г. Бора) и другие. С годами состав кабинета пополнился методистами городского и районных методических кабинетов, преподавателями факультета педагогики и методики начального обучения Горьковского педагогического института им. М. Горького, руководителями опорных школ. Актив кабинета оказывал большую помощь в изучении и распространении в школах опыта учителей-новаторов, в экспертизе новых учебников и программ для начальной школы по заданию Министерства образования и науки РФ, в проведении по областных контрольных работ для учащихся начальных классов образовательных учреждений города и области.
С 1981 по 1984 год кабинет начального обучения института возглавляла Александра Александровна Загуменнова (проработала в институте до 1990 года). В этот период проводилась огромная работа по переходу на четырехлетнее обучение детей с шести лет. С 1981/1982 учебного года кабинет под руководством НИИ школ при Министерстве образования и науки РФ осуществлял экспериментальную деятельность по обучению детей с шести лет. Вместе с авторами новых программ и учебников, а также сотрудниками кабинета дошкольного воспитания В.Н.Дроздовской и Г.Д. Дюпинской работники кабинета отслеживали продвижение в развитии и обучении шестилетних детей в образовательных учреждениях Городецкого и Лукояновского районов, средних школ № 8 и 73 г. Горького. Вместе с учителями-экспериментаторами сотрудники кабинета ездили в Москву на курсы в АПКРО.
С 1984 по 1992 год заведование кабинетом начального обучения осуществлялось Натальей Юрьевной Просвириной (Яшиной). В данный период сотрудниками кабинета Н.Ю. Просвириной, А.А. Загуменновой, С.К. Фроловой в условиях массового перехода на обучение по программе четырехлетней начальной школы проводилась планомерная работа по переподготовке учителей начальных классов. Курсы повышения квалификации педагогов проводилась как в институте, так и на базе районов. К деятельности в этом направлении кабинет активно привлекал преподавателей факультета педагогики и методики начального обучения Горьковского педагогического института им. М. Горького: Т.Г. Пешкову, Е.Я. Куклину, Л.Н. Изволенскую, В.В. Ягина, С.Ф. Жуйкову, учителей – экспериментаторов Л.Г. Замелину, Л.К. Седову, Н.Г. Стрежневу, Л.Д. Фадееву, З.Н. Удалову, Н.А. Чистоткину, В.И. Воробьеву, Е.В. Оболяеву, К.Ф. Герасимову и других.
Конец 80-х – начало 90-х годов отличала новая волна творческого подъема в деятельности педагогов области. Много внимания в то время уделялась развитию малокомплектной начальной школы. В 1989 году по инициативе Н.Ю. Яшиной, заведующей кабинетом начального обучения, и К.Ф. Герасимовой, заслуженного учителя РФ, учителя начальных классов Школы №21 г. Дзержинска, лучшие учителя города и области создали областную творческую группу учителей начальных классов. В тесном сотрудничестве работников кафедры и учителей-практиков решались проблемы обучения шестилетних детей чтению и письму. Выездные семинары на базе школ, открытые уроки и внеклассные мероприятия, командировки в школы к учителям – новаторам (к Е.Н. Потаповой – в Москву, к И.П. Щетинину – в Краснодар), презентации своего опыта на курсах повышения квалификации в АПК в Москве и ИПК в г. Талас (Киргизия) явились неотъемлемой частью работы творческой группы.
В 1993 году институт повышения квалификации работников образования был преобразован в институт развития образования, а кабинет – в кафедру начального обучения и воспитания, которую возглавила кандидат психологических наук Е.А. Сорокоумова.
В 1994 году заведующей кафедрой стала Тивикова Светлана Константиновна, кандидат педагогических наук, которая долгое время сотрудничала с кабинетом как преподаватель педагогического института. Сегодня под ее руководством на кафедре начального образования НИРО работают 13 сотрудников, из них 4 кандидата педагогических наук (С.К. Тивикова, В.Ф. Одегова, Н.Ю. Яшина, Н.Н.Деменева), 4 кандидата психологических наук (Т.А. Рунова, И.И. Бондарева, Е.А. Цилина, О.Ю. Дедова).
В период с 2005г. по 2007г. при кафедре существовала лаборатория проблем формирования профессиональной компетенции учителей начальной школы под руководством Т.М. Сорокиной, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ. Сотрудниками лаборатории были разработаны, апробированы и внедрены в процесс повышения квалификации учителей начальных классов методическое пособие «Формирование лингвистических понятий у младших школьников» (авт. Н.Ю. Яшина), УМК по литературному краеведению в 5 классе (авт. В.Ф. Одегова), сборник программ «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и письму» (О.Ю. Дедова, К.Ф. Герасимова).
С 2008 г. лаборатория переименована в лабораторию гуманно-личностных моделей образования, заведующей назначена Н.Ю. Яшина, доцент кафедры, под руководством которой с 2008 по 2011г. проводилось опытно-экспериментальное исследование по теме «Содержательные и организационно-методические основы вариативно-личностных моделей образования детей 5-11 лет». Главным научным сотрудником лаборатории был Ш.А. Амонашвили, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики. Сотрудники лаборатории, педагоги г. Н.Новгорода и Нижегородской области были участниками ежегодных Международных Педагогических Чтений в г. Москве, неоднократно представляли свой опыт работы на областных Рождественских образовательных чтениях, научно-практических конференциях различного уровня, на курсах повышения квалификации, а также в педагогическом вестнике «Три ключа», в печатных изданиях лаборатории: методических пособиях «Гуманное взаимодействие взрослых и детей на предшкольной ступени образования» (отв. за выпуск Т.М. Сорокина, Н.Ю. Яшина), «Уроки для души. Духовно-нравственное воспитание младших школьников» (авт. Н.Ю. Яшина, Е.Н. Тимошина), «Школа гражданского сообщества: из опыта работы Нижегородской МБОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов (ред. колл. О.Ю. Дедова, Н.Ю. Яшина).
Целью работы кафедры начального образования является повышение теоретического уровня и профессиональных компетентностей педагогов начальной школы, позволяющее реализовать приоритетные задачи современного начального образования. В условиях введения и реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования с 2011 г. кафедра при содействии Министерства образования и науки Нижегородской области, ректората ГБОУ ДПО НИРО и в сотрудничестве с другими кафедрами института осуществляла научно-методическое обеспечение образовательного процесса в образовательных организациях. Были разработаны новые формы повышения квалификации педагогов: каскадная модель, модульные курсы, педагогические мастерские и мастер-классы, дистанционное обучение, обучение по накопительной системе.
Одним из ведущих направлений работы кафедры с середины 90-х годов и по настоящее время является обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития личности младшего школьника. Сотрудниками кафедры были созданы, апробированы в ходе экспериментальной деятельности в образовательных организациях Нижегородской области, а затем введены в базисный учебный план региональные учебные интегрированные курсы «Гражданское образование в начальных классах» (авт. С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина), «Нижегородская сторона» (авт. В.Ф. Одегова, Н.Н. Морозова). В условиях введения ФГОС НОО в целях организации внеурочной деятельности младших школьников сотрудниками кафедры были разработаны программы внеурочной деятельности и отдельные УМК: «Дорогою открытий и добра» (авт. Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Н.Ю. Яшина), «Мы – нижегородцы!» (авт. В.Ф.Одегова), «Уроки для души» (авт. Н.Ю. Яшина, Е.Н. Тимошина), «СОКРАТ» (авт.И.Н.Мохова), «ИгРУСИЧИ» (авт. М.К. Приятелева), «Утро» Развитие речевого поведения младших школьников» (автор С.К.Тивикова), «Образ и мысль» (авторы И.И.Бондарева, С.К.Тивикова), имеющие сертификаты Научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО и областного экспертного совета Министерства образования Нижегородской области.
С 2012 г. кафедра начального образования в тесном сотрудничестве с кафедрой истории и обществоведческих дисциплин под руководством В.К. Романовского занималась подготовкой педагогов к преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. С целью оптимизации содержания, методов и форм преподавания предмета ОРКСЭ преподаватели кафедры принимали активное участие в проведении курсов повышения квалификации педагогов, в создании сборника учебно-методических материалов для педагогов «Основы религиозных культур и светской этики» (ред. кол.: С.А. Максимова, В.К. Романовский, С.К. Тивикова), проведении ежегодных Рождественских образовательных чтений, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и соработничества школы и церкви.
Кафедра начального образования работает не только с педагогами начальной школы, ее аудитория довольно широка: заместители директоров школ, психологи, учителя-предметники, методисты ИДЦ и ИДК, курирующие начальные классы. С 2013 г. кафедра в сотрудничестве с кафедрой педагогики и андрагогики занимается профессиональной переподготовкой специалистов, не имеющих квалификацию «учитель начальных классов».
Разнообразны направления деятельности кафедры: аттестация на высшую категорию учителей начальных классов, инновационная деятельность по различным направлениям профессионального мастерства педагогов, рецензирование программ внеурочной деятельности, разработанных учителями начальных классов. Кафедра проводит различные профессиональные конкурсы для педагогов и обучающихся в рамках реализации федеральных и региональных программ. В разных формах осуществляется изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов начальной школы: составление информационных карт инновационного опыта, проведение мастер-классов; выступления из опыта работы в рамках курсов повышения квалификации, на научно-практических конференциях, участие в профессиональных конкурсах, фестивалях; публикации в сборниках, периодических изданиях.