Нижегородский регион - в числе 7 пилотных, где реализуется национальная приоритетная программа по повышению производительности труда. Залог успеха - внедрение бережливых (lean) технологий, причем актуально это не только для сферы промышленности. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион»: сегодня образовательными организациями реализуются более девяноста проектов по оптимизации внутренних процессов. Бережливые технологии - это, по сути, эффективное управление временем учителя. Они позволяют учителю и ученику избежать трат на непроизводительную деятельность - на перекладывание бумаг, на поиск инструмента, на подготовку отчетов - и больше сил отдавать производственному процессу. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов»), созданный в ГБОУ ДПО НИРО, осуществляет организационно-методическое сопровождение мероприятий, связанных с разработкой и внедрением бережливых технологий, и повышение квалификации работников образования в области lean-технологий.
Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
- повышению качества образования,
- обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
- сокращению временных и финансовых потерь,
- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
- развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.
В контексте решения данных задач в ГБОУ ДПО НИРО и создан учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов»). Фабрика процессов – инновационный подход к обучению и внедрению lean-технологий в образовательную практику.
Цель дополнительного профессионального образования по программе «Фабрика процессов» (повышение квалификации) – обучение слушателей основным принципам организации фабрики процессов с использованием метода бережливого производства с последующей реализацией их в образовательных организациях. В ходе обучения по программе повышения квалификации специалисты могут научиться:
-самостоятельно: составить тактический план организации фабрики процессов в конкретной образовательной организации;
-организовать сбор проблем и предложений от участников образовательного процесса;
-при помощи инструментов бережливого производства определить наиболее проблемные процессы;
оценить потери при реализации фабрики процессов с использованием инструментов бережливого производства.