Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации (ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»). В утвержденных приказах Министерства образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (от 19.12.2014 № 1598) и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (от 19.12.2014 № 1599) отмечается, что целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является введение ребенка в культуру или социализация.
Нормативные документы
1. Ливанов, Д. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Д. Ливанов // Вестник образования. - 2015. - №5. - С.56-78.
2. Ливанов, Д. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Д. Ливанов // Вестник образования. - 2016. - №6. - С.38.
3. Левитская, А. А. Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому : Протокол совещания у зам. председателя Правительства РФ от 20 мая 2009 г. №АЖ-П12-33пр / А. А. Левитская // Администратор образования.-2009.-№24.-С.61-66.
4. Музаев, А. О приёме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья : Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. №01-50-174/17-1968 / А. Музаев// Вестник образования. -2015. - №9. - С.54-55.
5. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проект специального Федерального государственного образовательного стандарта // Вестник образования. - 2010. - №4. - (Тематическое приложение).
6. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах: направления, формы и особенности обучения и воспитания: инструктивно-методические материалы /авт.-сост. : Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. – М. : Учитель, 2017. – 199с. – (Методическая лаборатория) - ISBN: 978-5-7057-4326-1
7. Попова, А. Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"// Вестник образования. - 2015. - №19. - С.33-70.
8. Проект специального Федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (выдержки из основных положений концепции, разработанной в ИКП РАО) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №2. - С.6-16.
9. Сильянов, Е. О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья : Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 18 января 2016 г. № 07-149 / Е. Сильянов // Вестник образования. - 2016. - №6. - С.67-68.
10. Об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья : Выдержки из Закона «Об образовании» (Федеральный закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 02.02. 2018 ).
Издания педагогов НИРО
11. Графический планшет: методические рекомендации по использованию в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л.С. Сековец, А.А. Бочкарева; под общ. Ред. Е.Г. Калинкиной. – Н.Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования, 2011. – 22 с.
12. Драгошанская, Е. Н. Круглый год. Развитие временных представлений у школьников с ограниченными возможностями здоровья : методическое пособие / Е. Н. Драгошанская; под научн. ред. Л. С. Сековец. – Н. Новгород, 2011. – 140 с.
13. Колотыгина, Е.А. Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : методическое пособие / Е. А. Колотыгина. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования,2015. – 94 с.
14. Коррекционно-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : коллективная монография / под ред. Л. С. Сековец. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. – 166 с.
15. Левченко, И. Ю. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, Л. Ф. Холоднова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. - №6. – С.34-40.
16. Организация и методика дистанционного обучения детей-инвалидов: методическое пособие / Л.С. Сековец, Н. И. Городецкая и др.; под общ. ред. Е. Г. Калинкиной [Текст]. – Н.Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. – 85с.
17. Программируемая клавиатура INTELLIKEYS USB: методические рекомендации по использованию в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л. С. Сековец, А. А. Бочкарева; под общ. ред. Е. Г. Калинкиной. – Н. Новгород: Издательство Нижегородский институт развития образования, 2011. – 31 с.
18. Практика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе : коллективная монография / под ред. Л. С. Сековец. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2012. – 159 с.
19. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: методическое пособие /под ред. Л. С. Сековец. А. В. Тереховой. – Н. Новгород: НГЦ,2007. – 190с.
20. Разработка программы формирования базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями : методические рекомендации / сост. : Е. Б. Аксёнова, Н. Ю. Белоусова. Л. В. Кобзарь и др. ; под общ. Ред. Е. Б. Аксёновой. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. – 86 с.
21. Развитие речевого этикета у детей с тяжелыми нарушениями речи: парциальная программа /авт.-сост.: И. А. Стародубцева, Ю. А. Храмова, В. И. Глухова [и др.] под научн. ред. Л. С. Сековец. – Саров-Арзамас: АГПИ, 2009.-104 с.
22. Сековец, Л. С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения : монография / Л. С. Сековец. – Н. Новгород : Вектор-ТиС,2008. – 440 с.
23. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их использование условиях введения ФГОС: сб. методических материалов / сост. : Е. Б. Аксёнова, Н. Ю. Белоусова, Л. В. Кобзарь и др. ; под общ. Ред. Е. Б. Аксёновой. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. – 133 с.
24. Цилина, Е. А. Развитие перцептивно-речевой сферы младших школьников с ЗПР и ОНР в условиях общеобразовательной школы : методическое пособие / Е. А. Цилина. – Н. Новгород, 2016. – 89 с.
25. Фомичёва. Е. Н. Физкультурно-оздоровительная деятельность с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья : учебно-методическое пособие / Е. Н. Фомичёва ; под н. ред. В. Т. Чичикина. – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2016. – 137 с.
Публикации
26. Абкович, А. Я. Сравнительный анализ готовности образовательных организаций разного типа к обучению школьников с церебральным параличом / А. Я. Абкович, И.Ю. Левченко // Стандарты и мониторинг в образовании.-2015.-№ 4.-С. 14-28.
27. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : проблемы, поиски, решения / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №11.- С.98-102.
28. Айбазова, М. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец // Педагогика. - 2014. - №5. - С.82-86.
29. Акимова, Н. Л. Опыт функционирования инклюзивной группы кратковременного пребывания в ДОО / Н. Л. Акимова, О. Н. Руденская, Е. Г. Самарцева // Управление ДОУ. - 2017. - №4. - С.113-121.
30. Акимова, Н. Л. Функционирование инклюзивной группы кратковременного пребывания в ДОО / Н. Л. Акимова, О. Н. Руденская, Е. Г. Самарцева // Управление ДОУ. - 2017. - №5. - С.78-86.
31. Аленкина, О. Дети с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: способы воспитательной работы / О. Аленкина // Воспитательная работа в школе. - 2010. - №1. - С.74-79.
32. Антипина, Т. Г. Ландшафтное и интерьерное озеленение образовательной организации как один из факторов успешной социализации обучающихся с ОВЗ / Т. Г. Антипина, И. Ю. Елесина, О. Н. Лежнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №8. - С.35-38.
33. Арламова, Е. Н. Сотрудничество семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е. Н. Арламова, А. М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.57-62.
34. Архипова, Е. Ф. Рекомендации к коррекционному содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с нарушениями слуха по основным образовательным областям / Е. Ф. Архипова
// Современное дошкольное образование. - 2016. - №3. - С. 42-49.
35. Архипова, Е. Ф. Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза - будущие воспитатели ДОО / Е. Ф. Архипова, Н. А. Синицина // Современное дошкольное образование. - 2017. - №5-6. - С. 40-48.
36. Архипова, Е.Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. - 2016. - №5. - С.54-58.
37. Асонова, Е. А. "Дорога к дому" / Е. А. Асонова, Н. Л. Маленкова // Дополнительные образовательные программы. - 2011. -№6.
38. Астафьева, О. М. Нейропсихологические упражнения для учащихся 1-х классов с ОВЗ / О. М. Астафьева
// Логопед. - 2016. - №10. - С.88-91.
39. Астахова, Н. И. Летняя школа "Преодоление" - подготовка в вузы абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья / Н. И. Астахова // Народное образование (электронная версия). - 2010. - №6. - С.161-168.
40. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции у детей с задержкой психического развития : от экспериментального исследования к практике образования / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2016. - №5. - С.3-9.
41. Балина, Л. Н. Виртуальный ясли-сад : Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих детей раннего, предшкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ / Л. Н. Балина // Современное дошкольное образование. - 2012. - №3. - С.66-72.
42. Баринова, Г. В. Социализация личности с ограниченными возможностями в системе российского образования / Г. В. Баринова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №2. - С.44-51.
43. Бахина, А. В. Электронный инструмент формирования общекультурных и профессиональных компетенций дефектолога / А. В. Бахина // Дефектология. - 2016. - №2. - С.25-37.
44. Бгажнокова, И.М. История Отечества. 7 класс [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова / И. М. Бгажнокова. - Москва : Просвещение, 2017. - 223 с. : ил. - ISBN 978-5-09-051192-6.
45. Белозерцева, Т. А. Формирование профессиональной ориентации и интеграции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в социум / Т. А. Белозерцева, Е.В. Котельникова, И.Ю. Шмакова // Социальная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67-75.
46. Бессарабова, Ю. В. Мотивация студентов с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Бессарабова // Образовательные технологии. - 2010. - №3. - С.95-99.
47. Блинов, Л. В. Организация летнего отдыха детей с ОВЗ в Хабаровском крае / Л. В. Блинов, Н. В. Мшвилдадзе. -
48. Браткова, М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития / М. Браткова, Т. Бутусова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С.55-60.
49. Брейдак, Т. А. Роль социального педагога в сопровождении процесса инклюзивного обучения / Т. А. Брейдак // Социальная педагогика. – 2015. - №1. - С.26-29.
50. Бродская, А. В. Саморегуляция поведения и копинг-стратегии матерей детей раннего возраста с нарушениями в развитии и группы риска / А. В. Бродская, Н. Н. Шерешик // Дефектология. - 2016. - № 2. - С. 85-92.
51. Бурцева, И. В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Бурцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С.63-68.
52. Буторина, О. В. Формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Буторина // Начальная школа. - 2016. - №7. - С.74-76.
53. Буторина, О. С. Об опыте воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. С. Буторина
// Воспитание школьников. - 2010. - №7. - С.40-44.
54. Бутусова, Т. Игры с правилами : формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития / Т. Бутусова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №3. - С.21-26.
55. Вачков, И. В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников / И. В.. Вачков // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3. - С.59-65.
56. Веневцев, С. И. Мультиспорт без ограничений / С. И. Веневцев, Л. В. Калина, П. С. Пилигузова
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.46-51.
57. Вильшанская, А. Д. Организация обучения детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в инклюзивной школе / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №3. - С.17-43.
58. Вильшанская, А. Д. Специфика индивидуальной педагогической работы с родителями особого ребёнка с использованием нового игрового оборудования / А. Д. Вильшанская // Педагогическая диагностика. - 2012. - №1. - С.25-29.
59. Вителис, С. Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах РФ в 2011-2012 гг. : Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 июля 2011 г. №06-1277 / С. Вителис // Вестник образования. - 2011. - №22. - С.50-62.
60. Водяницкая, О. И. Об итоговой аттестации по учебному предмету "Физическая культура" школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья / О. И. Водяницкая // Физическая культура в школе. - 2013. - №3. - С.14-20.
61. Воронкова, Р. Г. Проблемы инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ / Р. Г. Воронкова, Е. Л. Малиованова, Т. А. Мотявина, В. В. Кривошеев // Образование в современной школе. - 2012. - №10. - С.43-45.
62. Ворошилова, Е. Л. Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров в условиях реализации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. А. Иванова, Т. А. Ворошилова // Вестник образования. - 2017. - №11. - С.61-66.
63. Ворошилова, Е. Л. Создание условий для раскрытия образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на современном этапе / Е. Л. Ворошилова // Мастер-класс: прил. к журналу "Методист". - 2016. - №10. - С.2-6.
64. Выродова, И. Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И. Выродова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С.86-92.
65. Гайдук, Л. Л. Нетрадиционные пособия для подготовки старших дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте / Л. Л. Гайдук, Я. И. Таламанова // Логопед. - 2017. - №3. - С.70-77.
66. Галанина, Ж.А. Специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Ж. А. Галанина // Образование в современной школе. - 2014. - №6. - С.37-39.
67. Голиков, Н. А. Дети с выраженными ограничениями в здоровье: как оптимизировать качество их жизни в массовой школе? / Н. А. Голиков // Народное образование. - 2015. - № 5. - С. 188-197.
68. Головчак, Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями развития : Технология и практика обучения / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова/ / Народное образование. - 2011. - №7. - С.175-182.
69. Головчиц, Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Дефектология. - 2014. - №1. - С.3-13.
70. Гриднева, Т. Программа коррекционной работы для детей и подростков с особыми потребностями в обучении / Т. Гриднева // Беспризорник. - 2011.- №1. - С.40-46.
71. Груздева, М. Л. Построение дистанционного учебного курса для сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Груздова // Информатика и образование. - 2015. - №1. - С.46-48.
72. Гузова, Л. П. Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. П. Гузова // Методист. - 2016. - №8. - С.17-19.
73. Гулидов, П. В. Право детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / П. В. Гулидов // Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №8. - С.31-37.
74. Дементьева, И. Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И. Ф. Дементьева, С. А. Сопыряева // Социальная педагогика. - 2012. - №2. - С.43-47.
75. Денисова, Г. Н. Сенсорные игры в логопедической работе с детьми раннего возраста / Г. Н. Денисова. -
76. Джалакова, Д. С. Организация летнего отдыха детей с ОВЗ и инвалидностью в республике Дагестан / Д. С. Джалакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.37-40.
77. Диденко, Л. А. Совершенствование процесса управления социально-реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Диденко, А.В. Кочеткова // Инновации в непрерывном образовании. - 2014. - №8. - С.60-66.
78. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской – М. : Национальный книжный центр, 2013. – 336с. – (Инклюзивное образование).
79. Егорова, Т. А. Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОО / Т. А. Егорова, А.Е. Максимова // Управление ДОУ. - 2015. - №2. - С.85-93.
80. Ежовкина, Е. В. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования / Е. В. Ежовкина / Педагогическое образование и наука. - 2012. - №11. - С.94-97.
81. Елисова, Г. Е. Дидактические игры и игровые ситуации в развитии активной речи у детей с ОВЗ / Г. Е. Елисова, Л. В. Лукьянчикова, Н. А. Великодняя // Логопед. - 2017. - №3. - С.107-116.
82. Емельянова, И. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО / И. Емельянова, С. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С.77-81.
83. Жаворонков, Р. Н. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к общему образованию: анализ правоприменительной практики субъектов РФ / Р. Н. Жаворонков // Дефектология. - 2017. - №3. - С.69-77.
84. Жеребятьева, Е. А. Совместная деятельность с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Е. А. Жеребятьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.23-26.
85. Жигорева, М. В. Реализация междисциплинарных связей в образовательном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Жигорева, С.А. Кузьминова, Л.А. Пантелеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - №2. - С.22-25.
86. Жигорева, М. В. Концептуальные подходы к реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - №3. - С.15-17.
87. Жильцова, Е. В. Формирование комфортных образовательных отношений взрослых и детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Жильцова // Методист. - 2015. - №9. - С.60-63.
88. Зарецкий, В. В. Инновационный проект "Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья" / В. В. Зарецкий, А. Р. Маллер // Мастер-класс: прил. к ж. "Методист". - 2013. - №9. - С.42-47.
89. Зарецкий, В. К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике / В. К. Зарецкий, И. М. Гордон // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3. - С.19-25.
90. Зверева, Т. Н. Игровые технологии как средство обучения грамоте детей 5-7 лет с ОВЗ / Т. Н. Зверева. -
91. Зерницкий, О. В. Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка // Мир психологии. - 2010. - №1. - С.134-145.
92. Ивашкевич,Т. П. Новые формы дошкольного образования организация работы патронажной группы для детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. П. Ивашкевич, В. В. Коренная // Дошкольная педагогика.-2010.-№7.-С.58-59
93. Извольская, А. А. Развитие самовосприятия детей с нарушениями слуха в разных условиях школьного образования / А. А. Извольская // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. - С.91-98.
94. Инденбаум, Е. Л. Взаимодействие специалистов образовательной организации в оценке успешности формирования сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ / Е. Л. Инденбаум, Л. А. Самойлюк // Дефектология. - 2017. - №4. - С.9-17.
95. Инденбаум, Е. Л. Диагностика в контексте реализации стандартов образования детей с ОВЗ: проблемы и перспективы / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. - 2016. - №4. - С.17-24.
96. Инденбаум, Е. Л. Проблемы оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и возможные подходы к их решению. Сообщение 1. / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар, И. О. Позднякова, В. Е. Кузнецова // Дефектология. - 2017. - №6. - С.10-21.
97. Каганов, В. О показателях динамики обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / В. Каганов // Вестник образования. - 2016. - №6. - С.85-92.
98. Каганов, В. О родительской плате за присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях / В. Каганов // Вестник образования. - 2016. - №6. - С. 78-80.
99. Кантор, В.З. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья : проблемы подготовки кадров / В. З. Кантор, И. П. Волкова, А. А. Богданова // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - №4. - С.20-23.
100. Капитульская, А. И. Опыт применения ИКТ на уроках биологии для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / А. И. Капитульская // Информатика и образование. - 2015. - № 5. - С. 55-59.
101. Карпова, С. И. Теоретические аспекты социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС / С. И. Карпова // Нижегородское образование. - 2016. - №4. - С.53-60.
102. Касимова, О.М. О создании условий в образовательных организациях для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / О. М. Касимова // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - №6. - С.57-62.
103. Кашапова, Л.М. Роль музыкально-досуговой деятельности в формировании социальной успешности детей с ОВР / Л. М. Кашапова, А.А. Шафикова // Педагогика. - 2014. - №7. - С.58-61.
104. Кива, И.Ю. Песочная терапия в развитии детей 4-7 лет с ОВЗ / И. Ю. Кива // Логопед. - 2017. - №5. - С.102-106.
105. Кинаш, Е. Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Кинаш // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. - С. 89-100.
106. Кириллова, И. О. Оценка сформированности жизненной компетенции и социализированности учащихся с ограниченными возможностями здоровья / И. О. Кириллова, В. Н. Куровский // Начальная школа. - 2016. - №9. - С.50-56.
107. Кожалиева, Ч. Б. Индивидуальное сопровождение младшего школьника в инклюзивном образовании : учебно-методическое пособие для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ / Ч. Б. Кожалиев, Ю. А. Шулекина. – М. : ИД «Методист»,2016. – 76 с.
108. Кожанова, Т. Педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Кожанова // Детский сад от А до Я. - 2014. - №3. - С.112-118.
109. Козина, Г.П. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования : практика территориальной ПМПК Нерюнгринского района / Г. П. Козина, Ю. В. Кобазова // Социальная педагогика. - 2014. - №4. - С.61-67.
110. Козина, Г.П. Трансформация профессионального сознания педагогов в процессе внедрения и реализации инклюзивного образования / Г. П. Козина, Ю. В. Кобазова // Управление качеством образования. - 2013. - №6. - С.29-35.
111. Колокольцева, М. А. Адаптация выпускников сельских школ в колледже / М. А. Колокольцева, М. М. Янченко // Педагогика. - 2017. - №4. - С.52-58.
112. Колпакова, Л. Е. Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Е. Колпакова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №1. - С.77-79.
113. Кондратьева, С. Ю. Коррекционно-развивающая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / С. Ю. Кондратьева // Дефектология. - 2017. - №6. - С.26-38.
114. Коновалова, Е. Ю. Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому / Е. Ю. Коновалова // Воспитание школьников. - 2012. - №9. - С.17-21.
115. Корвижина, Л. А. Приёмы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у обучающихся с ОВЗ на интегрированных уроках географии, биологии, русского языка и литературы / Л. А. Корвижина, Н. Г. Колпашникова // Методист. - 2017. - №4. - С.38-39.
116. Корнеева, Н. Ю. Состояние проблемы формирования инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании / Н. Ю. Корнеева // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №12. - С.85-89.
117. Королёва, Е. А. Нормативная правовая база инклюзивного образования детей с ОВЗ / Е. А. Королёва // Управление ДОУ. - 2016. - №6. - С.61-64.
118. Королёва, Н. Ю. Специфика организации дистанционного обучения детей-инвалидов в условиях Кольского Заполярья / Н. Ю. Королёва, Т.В. Кузьмичева, Л.П. Ляш, А.С. Попов // Дефектология. - 2011. - №5. - С.82-94.
119.Коршунова, Л. В. Многодетная семья: хорошо или плохо? : Мероприятие-диспут для детей 6-7 лет с ОВЗ / Л. В. Коршунова. –
120. Косарева, С.П. Опыт инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида / С. П. Косарева, С. Р. Рупняк // Управление ДОУ. - 2016. - №6. - С.35-48.
121. Котюшева, Л. М. Инклюзивная практика : обучение для всех / Л. М. Котюшева // Логопед. - 2017. - №9. - С.13-15.
122. Кривоносова, Т. Правовой статус детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в новом законе об образовании / Н. И. Трифонова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2013. - №10. - С.38-43.
123. Круглов, В. Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья / В. Круглов // Вестник образования. - 2010. - №7. - С.52-80.
124. Кузнецова, М. С. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями , воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями в развитии / М. С. Кузнецова, А. В. Цатурян// Дефектология. - 2010. - №4. - С.42-50.
125. Кукушкин, И. И. Новые инструменты освоения дефектологического знания для новой аудитории / И. И. Кукушкин. -
126. Кумарина, Г.Ф. Обучение детей с проблемами в здоровье и развитии / Г. Ф. Кумарина // Народное образование. - 2014. - №6.-С.144-150.
127. Куракина, А.А. Опыт программного сопровождения психодиагностики учащихся с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Куракина, О.А. Куракина, В.В. Тарахтий // Информатика и образование. - 2016. - №3. - С.38-39.
128. Кутепова, Н.Г. Инновационно-процессуальные условия моделирования коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными особенностями здоровья в условиях совместного обучения детей в муниципальной образовательной системе / Н. Г. Кутепова // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №5. - С.103-107.
129. Лазарева, О. Р. Организация лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Р. Лазарева // Управление ДОУ. - 2010. - №7. - С.86-91.
130. Лазуренко, С. Б. Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их социальной адаптации / С. Б. Лазуренко, Л.С. Намазова-Баранова, Е.А. Стребелева // Вестник образования. - 2015. - №9. - С.72-80.
131. Левченко, И. Ю. К проблеме стандартизации специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - №4. - С.45-49.
132. Левченко, И.Ю. Особенности организации учебного процесса при формировании диагностической компетенции магистров специального (дефектологического) образования / И. Ю. Левченко, Е. В. Логунова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №6. -С.48-53.
133. Лихоузова, Т. В. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Лихоузова // Коррекционная педагогика. - 2015. - №2. - С.3-6.
134. Лубовский, В. И. Задачи, принципы и возможности реконструирования системы психологической диагностики нарушений развития / В. И. Лубовский, И.А. Коробейников, С. М. Валявко // Дефектология. - 2015. - №6. - С.47-56.
135. Лукина, А.К. Трудовое объединение как средство социализации подростка с ограниченными возможностями здоровья / А. К. Лукина, Н. В. Кашапова // Социальная педагогика. - 2014. - №2. - С.71-75.
136. Лусс, Т. В. Экопарк как коррекционно-педагогическая рекреационная территория / Т. В. Лусс
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №8. - С.54-58.
137. Любимов, М. Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов // Социальная педагогика. - 2012. - №2. - С.49-53.
138. Любимов, М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов // Народное образование (электронная версия). - 2012. - №4. - С.186-189.
139. Макарова, М. Ф. Образование без границ, жизнь без границ / М. Ф. Макарова // Логопед. - 2017. - №5. - С.38-44.
140. Маленкова, Л. И. Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии / Л. И. Маленкова // Народное образование. - 2011. - №7. - С.222-227.
141. Малиновская, М. А. Проектирование информационно-образовательной среды для организации инклюзивного образования / М. А. Малиновская, А. Н. Малюга, О. А. Савельева, А. А. Созинов // Информатика и образование. - 2016. - №6. - С.69-72.
142. Малофеев, Н. Н. О сохранении здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев // Вестник образования. - 2015. - №9. - С.65-72.
143. Марченко, М. О. Мероприятия по реализации проекта "Профнавигация без барьеров" / М. О. Марченко, М. В. Полякова // Школа и производство. - 2016. - №3. - С.42-47.
144. Миндель, А. Я. Активный отдых как форма социальной адаптации детей с ОВЗ (записки педагога-путешественника) / А. Я. Миндель // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.41-45.
145. Михайлова, Е. С. От ограниченных возможностей к возможности без границ / Е. С. Михайлова // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист". - 2017. - №3. - С.34-38.
146. Монтлевич, Т. План работы междисциплинарной группы по сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Т. Монтлевич, Л. Антонова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2013. - №11. - С.39-42.
147. Мухаев, М. "Вот какие мы необыкновенные! У всех глаза на глазах, а у нас на пальцах!": обучение детей-инвалидов / М. Мухаев // Директор школы. - 2011. -№4. - С.7-12.
148. Науменко, Ю. В. Интегрированное образование: гармонизация отношений ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и сверстников / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Социальная педагогика. - 2013. - №4. - С.57-66.
149. Науменко, Ю. В. Образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Народное образование. - 2014. - №9. - С.143-152.
150. Науменко, Ю. В. Организационно-методическое сопровождение коррекционной работы общеобразовательной организации / Ю. В. Науменко // Нижегородское образование. - 2016. - №2. - С.82-88.
151. Науменко, Ю. В. Психолого-педагогическая поддержка ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Начальное образование. - 2013. - №2. - С.36-41.
152. Науменко, Ю.В. Примерные требования реализации ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ: образ выпускника / Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Педагогическая диагностика. - 2014. - №1. - С.79-93.
153. Неретина, Т. Г. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова // Начальная школа. - 2015. - №11. - С.38-44.
154. Никитина, И. М. Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области / И. М. Никитина, Т. А. Данельченко, Е. Ю. Жукова, Л. И. Могилова // Справочник руководителя ОУ. - 2011. - №8. - С.41-50.
155. Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушенями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. - 2010. - №2. - С.3-18.
156. Новикова, И. М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Новикова // Дефектология. - 2016. - №5. - С.21-30.
157. Ноговицина, Л. П. Дифференциация и индивидуализация обучения как форма педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями / Л. П. Ноговицина // Инновационные проекты и программы. - 2010. - №5. - С.75-79.
158. Петриёва, О.А. Организация обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе / О. А. Петриёва // Управление качеством образования. - 2012. - №4. - С.43-45.
159. Пецка, М. В. Арттерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Пецка // Коррекционная работа. - 2015. - №2. - С.53-56.
160. Печникова, Л. С. "Надо бороться за ребенка, помогать ему, опираясь на его внутренние возможности" : Интервью с зав. каф. клинической психологии ИППиП / Л. С. Печникова // Современное дошкольное образование. - 2011. - №2. - С.10-15.
161. Покровская, С. В. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ / С. В. Покровская, Н. Н. Телышева // Современное дошкольное образование. - 2017. - №8. - С. 21-27.
162. Полторацкая, Н.Л. Социализация лиц с особыми образовательными потребностями на базе Смоленского педагогического колледжа: актуальные ресурсы, вызовы, перспективы / Н. Л. Полторацкая, Г.А. Репина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. - С.39-47.
163. Почтарева, В. В. Принятие родителями и педагогами особенностей развития детей с ОВЗ : Опыт работы специалистов ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы / В. В. Почтарева, А. В. Сидорович // Современное дошкольное образование. - 2017. - №5. - С.76-79.
164. Пшеницына, Л. С. Система индивидуальной поддержки учащихся, имеющих проблемы в обучении, поведении / Л. С. Пшеницына // Управление качеством образования. – 2011 - №2. - С.39-50.
165. Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье / Ю. А. Разенкова // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 3-15.
166. Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье / Ю. А. Разенкова // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 18-29.
167. Разенкова, Ю. А. Ценностные основания системы ранней помощи семье с особым ребенком // Управление ДОУ.-2010. - №6. - С.23-35.
168. Разненкова, Ю. А. Модели организации ранней помощи семьям детей с ОВЗ в образовании / Ю. А. Разненкова, С. С. Славин // Управление ДОУ. - 2016. - №6. - С.14-26.
169. Рапопорт, И. Медицинское обслуживание учащихся с ОВЗ: на что обратить внимание / И. Рапопорт // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2016. - №9. - С.66-69.
170. Репринцева, Е. А. Проблемы и перспективы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы / Е. А. Репринцева // Дефектология. - 2012. - №6. - С.8-16.
171. Рыбальченко, Л.И. Тьюторское сопровождение обучающихя с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Л. И. Рыбальченко, Г.А. Попова, С.В. Шмакова, Л.А. Абрамова, В.В. Соломонова // Методист. - 2014. - №3. - С.50-53.
172. Савельева, А. С. "Профлаб 2015- 15": оптимизация работы центров содействия семейному воспитанию / А. С. Савельева // Управление ДОУ. - 2016. - №6. - С. 104-108.
173. Савельева, О. А. Из опыта дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области / О. А. Савельева // Информатика и образование. - 2012. - №2. - С.10-13.
174. Самсонова, Е. В. Инклюзия - стратегия выхода из тупика для современной системы образования / Е. В. Самсонова // Современное дошкольное образование. - 2017. - №5. - С.55-63.
175. Саяпина, О. Канистерапия как способ адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Саяпина
// Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2015. - № 7. - С. 60-63.
176. Сенатская, С. Взаимодействие школы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья / С. Сенатская // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2015. - № 7. - С. 44-48.
177. Сергеева, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада / Л. Сергеева // Детский сад от А до Я. - 2013. - №5. - С.112-123.
178. Соловьева, И. Л. Итоги III и IV Всероссийских конкурсов методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей / И. Л. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.19-22.
179. Соломин, В. П. Социально-реабилитационное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов как тренд развития профессионального образования / В. П. Соломин, В. З. Кантор // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - №1. -С.11-13.
180. Степанов, Н. С. Профессиональная ориентация учащихся школ-интернатов и детских домов Германии и России (сравнительный педагогический анализ) / Н. С. Степанов, А.Р. Демченко, М.В. Славгородская, С.В. Балахнина // Профильная школа. - 2013. - №6. - С.27-34.
181. Степанова, В. А. Коллегиальное консультирование как одна из форм сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна / В. А. Степанова, М. М. Иванова // Дефектология. - 2017. - №3. - С.49-56.
182. Стефанова, Е. Е. Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии / Е. Е. Стефанова // Управление ДОУ. - 2013. - №6. - С.67-70.
183. Суворова, И.В. Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы / И. В. Суворова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №1. - С.64-67.
184. Тер-Григорьянц, Р.Г. Социальная адаптация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе летних профильных смен / Р. Г. Тер-Григорьянц, Г. Л. Котова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №7. - С.12-18.
185. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования / В. В. Ткачева // Коррекционная педагогика. - 2013. - №3. - С.21-22.
186. Томме, Л. Е. Особенности усвоения арифметических задач обучающимися с тяжелыми нарушениями речи / Л. Е. Томме, М. Ю. Черниченко // Дефектология. - 2016. - №2. - С.76-84.
187. Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2016. - №8. - С. 20-27.
188. Третьяк, Н. Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 апреля 2014 г. № НТ - 392/07 / Н. Третьяк // Вестник образования. - 2016. - №6. - С.73-77.
189. Трифонова, Н. И. Комплексная система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. И. Трифонова // Дошкольная педагогика. - 2013. - №8. - С.43-45.
190. Ушенина, Л. А. Лето: сенсорный коврик для детей с ДЦП и детей-инвалидов на индивидуальных занятиях / Л. А. Ушенина // Логопед. - 2015. - № 5. - С. 83-89.
191. Фёдорова, Г. А. Развитие школьников с проблемами здоровья / Г. А. Фёдорова // Педагогическая диагностика. - 2012. - №2. - С.98-102.
192. Феоктистова, Т. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Феоктистова // Детский сад от А до Я. - 2013. - №6. - С.136-144.
193. Филиппова, Е. В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении / Е. В. Филиппова, Т. В. Пивненко // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. - С.80-87.
194. Финагин, В. Г. Создание сети образовательных учреждений для реализации непрерывного образования детей с ограниченными физическими возможностями на основе дистанционных технологий / В. Г. Финагин // Образование в современной школе. - 2013. - №11. - С.36-38.
195. Фурсов, С. Социализация детей с инвалидностью в инклюзивном творческом коллективе / С. Фурсов // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2015. - № 7. - С. 48-60.
196. Цуканова, О. С. Система коррекционной работы в обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы / О. С. Цуканова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. - №2. - С.35-39.
197. Чебоксарова, О. А. Равный среди равных : из опыта работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / О. А. Чебоксарова // Воспитание школьников. - 2013. - №1. - С.54-56.
198. Чепель, Т.Л. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований / Т. Л. Чепель, Т.П. Абакирова, С.В. Самуйленко // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - С.33-41.
199. Черкасов, А. В. Концепция экологического парка с функцией семейной коррекционной релаксации / А. В. Черкасов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №8. - С.50-53.
200. Чернухин, О. А. Авторская программа эколого-биологической направленности "Перспектива: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через экологическое образование, ориентированное на практику" / О. А. Чернухин // Дополнительные образовательные программы (приложение к журналу "Внешкольник"). - М.: ООО"Новое образование", 2014. – 72 с.
201. Чернышова, С. Л. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам / С. Л. Чернышова, Л.П. Буженинова, С.А. Чернышова, Н.И. Чернышов // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист". - 2015. - №6. - С. 19-25.
202. Шабас, С. Алгоритм профессионального взаимодействия педагогов детского сада с семьей ребенка с ОВЗ / С. Шабас. – М. : Просвещение, 2017.
203. Шандорова, З. Система ранней помощи в Чешской Республике / З. Шандорова // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 15-22.
204. Шевелева, Д. Е. Инклюзивное образование : развитие равноправных отношений между учащимися / Д. Е. Шевелева // Социальная педагогика. - 2014. - №2. - С.61-70.
205. Шелкунова, О. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / О. Шелкунова, А. Квасова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №11. - С.110-117.
206. Широких, О.Б. Организация инновационной научно-методической площадки в вузе как условие формирования компетентности будущих педагогов / О. Б. Широких // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №6. - С.65-68.
207. Щербакова, А. М. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А. М. Щербакова, А. Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. - С.63-69.
208. Щербакова, Т. В. Наследники Данилы-мастера / Т. В. Щербакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №8. - С.39-42.
209. Юркова, О. В. Внешние и внутренние ресурсы качества образовательного процесса в ДОО / О В. Юркова // Управление ДОУ. - 2016. - №6. - С.78-84.
210. Яковлева, И. И. Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для школьника с ограниченными возможностями жизнедеятельности / И. И. Яковлева // Начальная школа. - 2016. - №8. - С. 12-17.
211. Яковлева, И. М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - №3. - С.17-21.
212. Янковская, Н. А. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Янковская, С. Е. Захарова // Педагогическая диагностика. - 2011. - №2. - С.32-51.
Электронные ресурсы
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studopedia.ru/14_101132_detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (дата обращения 02.02.2018).
2. Презентация на тему «Каких детей мы называем…» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/45681/(дата обращения 02.02.2018).
3. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Альманах института коррекционной педагогики. – 2017. - №31: "Разработка и внедрение специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения 02.02.2018).
4. Фальковская, Л. Законодательное разграничение понятий «дети-инвалиды» и «лети с ОВЗ» / Всероссийское общество орфанных заболеваний (ВООЗ) : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rare-diseases.ru/novosti/403-l-r-l-r (дата обращения 02.02.2018).
Глоссарий
Адаптация – (в пер. с лат. - приспособляю) –социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к меняющимся условиям социальной среды. Целью адаптации является устранение либо ослабление негативного действия факторов окружающей среды.
Развивающее обучение – такое построение педагогического процесса, когда в ходе усвоения и применения знаний и умений систематически и целенаправленно развиваются познавательные, творческие способности, психические качества, двигательные умения и навыки учащихся с ОВЗ.
Коррекция – система психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Компенсация – возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.