Системная модель здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях предлагает внедрение и организацию в образовательных учреждениях необходимых изменений в управленческой, учебной, воспитательной и коммуникативной деятельности, способствующих сохранению здоровья обучаемых и воспитанников, а также формирование у них культуры здорового образа жизни. Использование системного подхода помогает рассматривать общеобразовательную организацию, содействующую здоровью, как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется согласно принципам адекватности и здоровьесбережения.
Важным составляющим элементом рассматриваемой педагогической системы являются человеческие ресурсы. Это педагоги, специалисты, учащиеся, родители, вступающие в определенные целевые взаимоотношения в ходе реализации деятельности педагогической системы. Постановка и разработка подходов к решению такой системной проблемы как сохранение и укрепление здоровья детей, вызывает необходимость привлечения к ней педагогических специалистов разных профилей, что связано со значительными изменениями в деятельности образовательных организаций, затрагивающими его различные функции. Особое значение в решении задач здоровьесберегающей деятельности приобретает опора на ценностные установки субъектов, участвующих в этой работе. Как показали наши многочисленные и многолетние исследования, педагог в своих ценностных позициях в основном ориентирован только на свои профессиональные качества и знания, которые он должен предоставить обучающемуся или воспитаннику. Процент педагогов, номинирующих «здоровье обучающихся и воспитанников» среди своих профессиональных ценностей, как оказалось, составляет менее 1%. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности кафедры является привлечение педагогов к решению проблемы формирования ценностных приоритетов здоровья, которые составляют основу культуры здоровья и здорового образа жизни, как у детей, так и среди педагогических работников.
Однако аксиологическая проблема двояка: затрагивая педагога, она не может не затрагивать воспитанника или обучающегося. И в этом контексте возникает ещё один аспект этой проблемы, связанный с процессом формирования устойчивых ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни у детей и подростков в ходе реализации процессов воспитания.
В современном мире человеческий капитал является фактором стабильности и прогресса, определяя качество духовного, экономического и социального роста и могущество страны. Понимание этой проблемы отражено во всех последних государственных документах РФ, ставящих в качестве приоритетных задач не только обеспечение качества образования, но и сохранение здоровья у подрастающего поколения.
Правительством Российской Федерации утвержден соответствующий План основных мероприятий до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р). Мероприятия плана охватывают широкий спектр направлений работы, большое количество субъектов уже вовлечено в активную деятельность по формированию здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий.
25 января 2019 года стартовала Всероссийская акция «Здоровое питание – активное долголетие». Акция проводится в рамках Федерального проекта «Здоровое будущее» по инициативе партии «Единая Россия».
Организация обучения детей и молодежи с целью формирования у них потребности вести здоровый образ жизни может заметно снизить поведенческие риски в ходе процесса социализации. Поэтому важно как теоретически, так и практически организовать такой обучающий и воспитательный процесс, который бы определял положительный вектор в естественном ходе социализации взрослеющего человека, совмещая его с формированием мотивации к здоровому образу жизни.
Работая в течение значительного времени над решением этой проблемы, кафедра провела теоретическое исследование понимания процесса социализации с различных позиций, и прежде всего, с точки зрения компетентностного подхода. Формирование компетентностных характеристик и осуществление компетентностного подхода в вопросах обучения правилам здорового образа жизни тесно связано с социализацией личности. Именно социальные компетенции определяют задачи и направления в социализации. Специалистами кафедры было предложено использовать его как один из подходов в обучении вопросам здорового образа жизни в современной школе. Ключевые социальные компетенции для обучающихся и воспитанников вводятся как конкретизированные цели образования в этой сфере. В методическом пособии «Вектор». Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков» (науч. ред. Гладышева О.С. Н.Новгород: НИРО, 2016.) предложены конкретные сценарии занятий, которые могут быть использованы при подготовке и проведении занятий, направленных на формирование у обучающихся и воспитанников социальных компетентностей в вопросах здорового образа жизни. И аксиологический, и компетентностный подходы интегрированы в программе для методологического обеспечения эффективной образовательной стратегии в создании просветительских программ и учебно-методических комплексов нового поколения для обучения детей и подростков основам здорового образа жизни. Специалисты кафедры убеждены: формирование социальной компетентности в вопросах здоровья невозможно, если оно не рассматривается как одна из ключевых жизненных ценностей, в пользу которой можно делать выбор поведенческой стратегии социализирующейся личности.