Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
6
11
Актуальная тема

«Особенные Дети»: опыт и проблемы обучения

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный процесс развития системы образования, обусловленный тенденциями увеличения числа детей с нарушениями здоровья. По данным федерального статистического наблюдения, в общеобразовательных организациях Нижегородской области в 2018/19 учебном году обучались 12734 ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и 2446 детей-инвалидов (для сравнения: в 2017 году таких детей насчитывалось 11634). Это обусловило и новые приоритеты в идеологии образования: большая гуманизация учебного процесса и усиление воспитательной и социальной направленности обучения. Детям с ОВЗ надо предоставить возможность получить необходимые навыки для общения, самореализации, самоактуализации и самообразования. Педагоги и воспитатели, работающие по АООП, столкнулись с рядом проблем. В основном они связаны с недостатком систематических комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, навыков реализации здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ. Сегодня существует острая необходимость в трансляции опыта успешных педагогов и школьных коллективов по вопросам инклюзии. Этому посвящена II Всероссийская on-line конференция "Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в ОО", инициированная кафедрой здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО.

Опыт проведения on-line конференции "Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьсберегающей деятельности в ОО", в 2018 году подтвердил большой интерес ученых, научных сотрудников и преподавателей вузов, методистов, руководителей образовательных организаций, педагогов и воспитателей, реализующих инклюзивное образование, - в ней приняло участие 75 педагогов из Нижегородской области и России.

Сегодня каждому учебному заведению приходится решать именно свои организационно-образовательные и воспитательные проблемы, которые зависят от того, какой именно ребенок с ОВЗ пришел обучаться в школу, может ли он влиться в коллектив класса или нуждается в особых условиях пребывания и обучения. В методической поддержке нуждаются и педагоги, которые пока недостаточно готовы к обучению «особых» детей. Вопрос, какими психолого-педагогическими подходами может пользоваться в своей образовательной практике учитель, работая с обучающимися с ОВЗ, стал главным для коллектива кафедры здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО при разработке специальных курсовых практик для педагогов, в классе которых есть ребенок с ОВЗ. Следует также понимать, что особые возможности здоровья у детей связаны со многими нарушениями, такими как: нарушения зрения и слуха, нарушения в речевом развитии, интеллектуальном, психическом, нарушения в опорно-двигательном аппарате, эмоционально-волевой сфере, а также нарушения, связанные со множественными патологиями. Нормативные документы в значительной мере отвечают на эти вопросы, определяя создание необходимой инфраструктуры в школе и адаптивных основных образовательных программ для детей с различными проблемами в здоровье, однако это не решает полностью всех проблем, возникающих у педагога при работе с такими детьми.
Но поскольку ФЗ РФ №46 от 3 мая 2012 г гласит, что "...государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно проходить путем обеспечения инклюзивности системы образования....", то в этом свете каждый педагог должен быть готов решать эту задачу. Поэтому подготовка педагогов к работе с такими обучающимися является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Кафедрой здоровьесбережения в образовании разработаны специальные курсовые практики для учителя, в классе которого есть ребенок с ОВЗ.
Важным элементом повышения квалификации педагогов стали выезды и работа на стажировочных площадках, которые проходят в школах, успешно реализующих обучение детей с ОВЗ, а также создание сетевых ресурсов по обмену опытом.
Другой системой работы с педагогами по этой проблеме является инновационная деятельность и реализация инновационных проектов, посвященных различным аспектам инклюзивного образования.
Среди проблем этой сферы - вопросы здоровьесберегающей деятельности, проектирование "Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни " в структуре АООП, а также разработка просветительских программ для работы с детьми в этом направлении.
На кафедре здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО реализуется региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория здоровья: новые возможности для детей с ОВЗ", в рамках которого и разрабатываются необходимые методические материалы.

Успешность участия педагогов из Нижегородской области во Всероссийских конкурсах свидетельствует о том, что в регионе уже накоплен опыт по эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в школах.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph