Итоги
проведения областного августовского совещания по
теме:
«Приоритетные направления реализации региональной системы образования в
области безопасности жизнедеятельности в контексте современных требований»
для
руководителей районных методических объединений, преподавателей-организаторов
и учителей ОБЖ
В работе совещания
21 августа 2019 г.
приняли участие представители 22 районов Нижегородской области и 5 районов
города Нижнего Новгорода (42 чел.).
Тематика совещания определила его
содержание:
обозначить значимые проекты
модернизации образования; раскрыть приоритетные направления в сфере
безопасности жизнедеятельности; акцентировать внимание педагогов на
формирование ценностных ориентиров и патриотическое воспитание обучающихся.
С приветственным словом выступила заведующая кафедрой теории и методики
физического воспитания и ОБЖ, кандидат педагогических наук, доцент Фомичева Елена Николаевна. Она представила основные
цели и задачи, приоритетные направления реализации региональной системы
безопасности жизнедеятельности в контексте современных требований ФГОС,
профессионального стандарта педагога, концепций модернизации учебных предметов,
стратегии развития Нижегородской области до 2035 года, национального проекта
«Образование». Остановилась на вопросах повышения профессиональной и социальной
компетентности педагогов физической культуры и ОБЖ, необходимости непрерывного профессионального
саморазвития и овладения инновационными педагогическими технологиями.
Далее с докладом «Требования к результатам освоения ООП по учебному
предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Концепцией
преподавания ОБЖ по формированию практических умений и навыков обучающихся в
реальных условиях» выступил канд. воен. наук, профессор кафедры теории и
методики физвоспитания и ОБЖ Виктор Григорьевич Пичененко.
В выступлении были отражены: значение учебного предмета в системе
общего образования; мотивационные, содержательные, методические проблемы
изучения и преподавания ОБЖ. Было подчеркнуто, что в настоящее время отсутствует
единый подход к преподаванию ОБЖ, продвигается идея интегрированного обучения с
другими дисциплинами; есть разногласия по учебно-методическим материалам, рассчитанным
на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При
этом примерная ООП ООО предполагает освоение этого содержания в течение всего
двух лет (в 8-9 классах). Важным моментом в сообщении стало выделение
обязательных тематических линий с определением их целесообразного объема и
тематики, обязательных практических занятий в каждом классе с учетом психолого-возрастных
особенностей обучающихся.
Далее
канд.биол.н., доцент кафедры теории
и методики физвоспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО Лекомцева Анна Александровна выступила с докладом «Планирование занятий в
системе ОБЖ в условиях реализации проекта по здоровьесбережению
обучающихся ОО и Программы «Развитие здравоохранения Нижегородской области на
период до 2020 года»». Были раскрыты вопросы содержательного характера программ
внеурочной деятельности по курсу «Здоровый образ жизни», использование здоровьесберегающих технологий на уроках и
физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня. Освещены всероссийские
мероприятия, соревнования, акции («Спорт – альтернатива пагубным привычкам»,
«Школа – территория здоровья», «Здоровье нации – основа процветания России», «Проектория», «Стиль жизни – здоровье!» и другие), в которых
педагоги-преподаватели или учителя ОБЖ могут принимать участие в целях
транслирования своего опыта в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
На данном совещании присутствовали: начальник учебного центра
патриотического воспитания Приволжского федерального округа на базе ГБОУ
«Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала
армии Маргелова В.Ф» Ризатдинов Айдар Марсович, который ознакомил присутствующих с
материально-техническими возможностями учебного центра по проведению
5-ти дневных учебных сборов по основам военной
службы; далее представитель ООО
«Цифровое пространство», соавтор проекта «VR-ОБЖ» Елизаров Антон Евгеньевич предложил одну из практико-ориентированных интерактивных форм
организации учебных занятий по предмету ОБЖ с акцентом на применение тренажерных
систем и моделей виртуальной реальности с целью правильного поведения в
нештатных ситуациях в условиях, приближенных к реальным, с целью сохранения
здоровья и жизни.
Далее на
совещании своим опытом работы поделился преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ
«Школа № 181» Канавинского района г.Н.Новгорода Варенов Александр Васильевич, который представил сообщение по теме:
«Использование цифровых образовательных ресурсов для повышения качества
образования в предмете ОБЖ (с учетом рекомендаций программы «Российская
электронная школа»)». Он рассказал о внедрении в практику деятельности
образовательных организаций ресурсов «Российской электронной школы», которая
является специальной информационной площадкой, где расположены интерактивные
уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, а также дополнительные ресурсы для самообразования
и обогащения профессионального опыта педагогов. Также он проинформировал о
возможностях эффективного использования для учебного процесса таких
компьютерных площадок, как: Kahoot, Plicket, Learning Apps.
В выступлении заслуженного учителя РФ, преподавателя-организатора ОБЖ
МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского
района г. Нижнего Новгорода Горшкова
Сергея Вячеславовича был показан опыт проведения практико-ориентированных
форм организации учебных занятий с применением тренажерных систем, которые
разработаны преподавателем и учениками школы. Так, например, в рамках изучения тем
по организации первой помощи пострадавшим, используется тренажер «Степа»,
имитирующий такие неотложные состояния, как: обморок, кома или клиническая
смерть (потеря сознания, остановка дыхания и кровообращения). Для освоения
обучающимися тем по «Подготовке к активному отдыху на природе», «Туризму»,
«Автономному существованию человека в природе» изготовлены и используются в
учебном процессе макеты-тренажеры - «Ориентирование на местности»,
«Организация бивачных работ» Также разработаны и установлены в кабинете ОБЖ данной школы ряд электрифицированных
стендов.
В выступлении Коновалова
Александра Васильевича, преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ «Школа № 41» Канавинского
района г.Н.Новгорода: «Актуализация Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» и ее использование в практике
школьного воспитания» были затронуты вопросы определения и понимания сути патриотизма,
роль учителя в формировании у обучающихся чувства любви к Родине. Чувство
восхищения и гордости участников семинара вызвали приведенные Коноваловым А.В. примеры
мужества, отваги отдельных героев: генерала Карбышева, лейтенанта полиции Магомета Нурбагандова, лейтенанта
А. Прохоренко, гвардии майора Р. Филиппова. В заключении выступления А.В.
Коновалов прочитал стихотворение поэта Василия Федорова «Сердца».
Своим небольшим еще опытом работы по теме «Повышение
профессиональной компетентности педагогов ОБЖ на основе проектной деятельности
с детьми в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста»
(Федеральный проект «Современная школа»)» поделился Маврин Петр Валерьевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Починковская СШ.
С сообщением по теме: «Организация и проведение Всероссийских открытых
уроков по ОБЖ в рамках совместной деятельности МЧС и Минпросвещения России»
выступила преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Филинская
СОШ с. Филинское Вачского
района Минеева Светлана Владимировна,
которая представила участникам семинара, как авторские разработки уроков, так и
презентации, видеофрагменты для организации и проведения Всероссийских открытых
уроков. Это уроки по темам: 1 марта – урок,
посвященный празднованию
Всемирного дня гражданской обороны с проведением тренировок по защите детей и работников образовательных организаций при возникновении чрезвычайных
ситуаций; 30 апреля – урок,
посвященный безопасному отдыху детей в летний период, их подготовке к летним
каникулам, правилам поведения в природной среде, в том числе на водных
объектах, действиям при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в местах массового пребывания
людей, а также организации встреч с ветеранами в преддверии празднования Дня
пожарной охраны; 2 сентября – урок
подготовки детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных
ситуаций, в том числе в местах массового пребывания людей, адаптации после
летних каникул; 4 октября – урок,
посвященный празднованию Дня гражданской обороны Российской Федерации, с
проведением тренировок по защите детей и персонала образовательных организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Для
учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ была представлена также дополнительная информация: по образовательному проекту «Международная олимпиада «Глобус», в рамках реализации которого школам
предлагается сотрудничество для проведения социально значимых олимпиад таких,
как ПДД и Основы безопасности
( для
дошкольников и школьников);
по возможному участию педагогов Нижегородской области во Всероссийском
конкурсе «Лучший педагог по обучению основам безопасности поведения на дорогах».
Итоги проведенного
семинара с участниками показали, что его организация прошла на достаточно
высоком уровне, у всех слушателей остались хорошие впечатления. Многие из
педагогов отметили актуальность содержания представленных сообщений, с точки
зрения теоретической и практической значимости, выразили желание использовать
опыт учителей в своей работе.