Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
8
11
Подразделения

Итоги проведения областного августовского совещания по теме: «Приоритетные направления реализации региональной системы образования в области безопасности жизнедеятельности в контексте современных требований»

 

 

Итоги

 проведения областного августовского совещания по теме:

«Приоритетные направления реализации региональной системы образования в области безопасности жизнедеятельности в контексте современных требований»

для руководителей районных методических объединений, преподавателей-организаторов

и учителей ОБЖ

 

В работе совещания 21 августа 2019 г. приняли участие представители 22 районов Нижегородской области и 5 районов города Нижнего Новгорода (42 чел.).

Тематика совещания определила его содержание: обозначить значимые проекты модернизации образования; раскрыть приоритетные направления в сфере безопасности жизнедеятельности; акцентировать внимание педагогов на формирование ценностных ориентиров и патриотическое воспитание обучающихся.

С приветственным словом выступила заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания и ОБЖ, кандидат педагогических наук, доцент Фомичева Елена Николаевна. Она представила основные цели и задачи, приоритетные направления реализации региональной системы безопасности жизнедеятельности в контексте современных требований ФГОС, профессионального стандарта педагога, концепций модернизации учебных предметов, стратегии развития Нижегородской области до 2035 года, национального проекта «Образование». Остановилась на вопросах повышения профессиональной и социальной компетентности педагогов физической культуры и ОБЖ, необходимости непрерывного профессионального саморазвития и овладения инновационными педагогическими технологиями.

Далее с докладом «Требования к результатам освоения ООП по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Концепцией преподавания ОБЖ по формированию практических умений и навыков обучающихся в реальных условиях» выступил канд. воен. наук, профессор кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ  Виктор Григорьевич Пичененко.

В выступлении были отражены: значение учебного предмета в системе общего образования; мотивационные, содержательные, методические проблемы изучения и преподавания ОБЖ. Было подчеркнуто, что в настоящее время отсутствует единый подход к преподаванию ОБЖ, продвигается идея интегрированного обучения с другими дисциплинами; есть разногласия по учебно-методическим материалам, рассчитанным на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная ООП ООО предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Важным моментом в сообщении стало выделение обязательных тематических линий с определением их целесообразного объема и тематики, обязательных практических занятий в каждом классе с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Далее канд.биол.н., доцент кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО Лекомцева Анна Александровна выступила с докладом «Планирование занятий в системе ОБЖ в условиях реализации проекта по здоровьесбережению обучающихся ОО и Программы «Развитие здравоохранения Нижегородской области на период до 2020 года»». Были раскрыты вопросы содержательного характера программ внеурочной деятельности по курсу «Здоровый образ жизни», использование здоровьесберегающих технологий на уроках и физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня. Освещены всероссийские мероприятия, соревнования, акции («Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Школа – территория здоровья», «Здоровье нации – основа процветания России», «Проектория», «Стиль жизни – здоровье!» и другие), в которых педагоги-преподаватели или учителя ОБЖ могут принимать участие в целях транслирования своего опыта в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

На данном совещании присутствовали: начальник учебного центра патриотического воспитания Приволжского федерального округа на базе ГБОУ «Нижегородский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени генерала армии Маргелова В.Ф» Ризатдинов Айдар Марсович, который ознакомил присутствующих с материально-техническими возможностями учебного центра по проведению 5-ти дневных учебных сборов по основам военной службы; далее представитель ООО «Цифровое пространство», соавтор проекта «VR-ОБЖ» Елизаров Антон Евгеньевич предложил одну из практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий по предмету ОБЖ с акцентом на применение тренажерных систем и моделей виртуальной реальности с целью правильного поведения в нештатных ситуациях в условиях, приближенных к реальным, с целью сохранения здоровья и жизни.

Далее на совещании своим опытом работы поделился преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Школа № 181» Канавинского района г.Н.Новгорода Варенов Александр Васильевич, который представил сообщение по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов для повышения качества образования в предмете ОБЖ (с учетом рекомендаций программы «Российская электронная школа»)». Он рассказал о внедрении в практику деятельности образовательных организаций ресурсов «Российской электронной школы», которая является специальной информационной площадкой, где расположены интерактивные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, а также дополнительные ресурсы для самообразования и обогащения профессионального опыта педагогов. Также он проинформировал о возможностях эффективного использования для учебного процесса таких компьютерных площадок, как: Kahoot, Plicket, Learning Apps.

В выступлении заслуженного учителя РФ, преподавателя-организатора ОБЖ МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Нижнего Новгорода Горшкова Сергея Вячеславовича был показан опыт проведения практико-ориентированных форм организации учебных занятий с применением тренажерных систем, которые разработаны преподавателем и учениками школы. Так, например, в рамках изучения тем по организации первой помощи пострадавшим, используется тренажер «Степа», имитирующий такие неотложные состояния, как: обморок, кома или клиническая смерть (потеря сознания, остановка дыхания и кровообращения). Для освоения обучающимися тем по «Подготовке к активному отдыху на природе», «Туризму», «Автономному существованию человека в природе» изготовлены и используются в учебном процессе макеты-тренажеры - «Ориентирование на местности», «Организация бивачных работ» Также разработаны и установлены в кабинете ОБЖ данной школы ряд электрифицированных стендов.

В выступлении Коновалова Александра Васильевича, преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ «Школа № 41» Канавинского района г.Н.Новгорода: «Актуализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» и ее использование в практике школьного воспитания» были затронуты вопросы определения и понимания сути патриотизма, роль учителя в формировании у обучающихся чувства любви к Родине. Чувство восхищения и гордости участников семинара вызвали приведенные Коноваловым А.В. примеры мужества, отваги отдельных героев: генерала Карбышева, лейтенанта полиции Магомета  Нурбагандова, лейтенанта А. Прохоренко, гвардии майора Р. Филиппова. В заключении выступления А.В. Коновалов прочитал стихотворение поэта Василия Федорова «Сердца».

Своим небольшим еще опытом работы по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов ОБЖ на основе проектной деятельности с детьми в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» (Федеральный проект «Современная школа»)» поделился Маврин Петр Валерьевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Починковская СШ.

С сообщением по теме: «Организация и проведение Всероссийских открытых уроков по ОБЖ в рамках совместной деятельности МЧС и Минпросвещения России» выступила преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Филинская СОШ с. Филинское Вачского района Минеева Светлана Владимировна, которая представила участникам семинара, как авторские разработки уроков, так и презентации, видеофрагменты для организации и проведения Всероссийских открытых уроков. Это уроки по темам: 1 марта – урок, посвященный празднованию Всемирного дня гражданской обороны с проведением тренировок по защите детей и работников образовательных организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций; 30 апреля – урок, посвященный безопасному отдыху детей в летний период, их подготовке к летним каникулам, правилам поведения в природной среде, в том числе на водных объектах, действиям при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в местах массового пребывания людей, а также организации встреч с ветеранами в преддверии празднования Дня пожарной охраны; 2 сентября – урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, в том числе в местах массового пребывания людей, адаптации после летних каникул; 4 октября – урок, посвященный празднованию Дня гражданской обороны Российской Федерации, с проведением тренировок по защите детей и персонала образовательных организаций при возникновении  чрезвычайных ситуаций.

Для учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ была представлена также дополнительная информация: по образовательному проекту «Международная олимпиада «Глобус», в рамках реализации которого школам предлагается сотрудничество для проведения социально значимых олимпиад таких, как ПДД и Основы безопасности ( для дошкольников и школьников);  по возможному участию педагогов Нижегородской области во Всероссийском конкурсе «Лучший педагог по обучению основам безопасности поведения на дорогах».

Итоги проведенного семинара с участниками показали, что его организация прошла на достаточно высоком уровне, у всех слушателей остались хорошие впечатления. Многие из педагогов отметили актуальность содержания представленных сообщений, с точки зрения теоретической и практической значимости, выразили желание использовать опыт учителей в своей работе.

  

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph