4
5
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

Новая концепция преподавания обществознания в образовательных организациях Нижегородской области

Новая концепция преподавания обществознания, утвержденная на коллегии Минпросвещения России 24.12.2018, принята к реализации в текущем учебном году. Цель Концепции - повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации. Обществознание, как учебный предмет, в условиях новых социально-политических, гуманитарных и глобальных проблем должно быть включено в процесс воспитания общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции и законодательстве РФ. Знание и понимание содержания учебного курса – основа для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе. Новая Концепция раскрывает и задачи, и пути достижения этой цели. Перед учителями поставлена задача не просто познакомиться с текстом Концепции, но и подготовиться к ее творческой реализации. Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО проводит квалификационные курсы «Современные подходы в преподавании истории и обществознания», на которых рассматриваются и вопросы работы в соответствии с принятой Концепцией.

В Концепции раскрываются актуальные для педагогов-обществоведов аспекты: место и значение обществознания в образовательной программе общего образования; основные направления совершенствования преподавания обществознания; модернизация содержания и методов преподавания обществознания; обновление изданий учебного назначения, расширение общедоступных информационных ресурсов, необходимых для преподавания обществознания. Обществознание, отмечается в Концепции, выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в школе программой воспитания и социализации обучающихся. Согласно Концепции, преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями). При освоении программ основного общего и среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира.

Специалисты кафедры истории и обществоведческих дисциплин рекомендуют предлагать учащимся задания различного уровня сложности и разных типов: на формирование определений и понятий, сравнение и классификацию, на анализ и обсуждение отрывков из документов, научной и научно-популярной литературы, высказываний ученых, писателей, а также на умение давать собственные оценки и работать с различной информацией, включая электронные ресурсы и Интернет. Работа с такого рода заданиями позволяет формировать виды универсальных учебных действий.

Немаловажной составляющей реализации практической части преподавания предмета «Обществознание» служит проектная деятельность. Выступая в качестве одного из видов заданий УМК, проектная деятельность является вполне самостоятельной и независимой методической единицей, позволяющей активизировать творческую деятельность учащихся, повысить уровень мотивации, выработать самостоятельные исследовательские умения, способствовать развитию творческих способностей и логического мышления, объединять знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщать к конкретным жизненно важным проблемам.

В 2019/2020 учебном году для общего среднего образования в рамках ФГОС действительны следующие УМК:

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. АО «Издательство «Просвещение»;

Котова О.А., Лискова Т.Е. АО «Издательство «Просвещение»;

Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Рыбакова М.В. и др. Под ред Никонова В.А. ООО «Русское слово-учебник»

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин подготовила также для учителей Методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных организациях Нижегородской области в 2019-2020 учебном году»
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph