4
8
9
Актуальная тема

Форсайт – технология в системе дополнительного профессионального образования: реальность и возможности

В федеральном проекте «Учитель будущего» поставлены задачи не только подготовки современного учителя к будущим переменам, но и формирования новых педагогических профессий: модератора, разработчика образовательных траекторий, тьютора, организатора проектного обучения и др. Форсайт-технологии как проектно-инструментальная система методов и методик «картирования» и сценирования вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем, применимы к широкому кругу ситуаций и потребностей обучающихся взрослых в условиях пространственного развития дополнительного профессионального образования (ДПО). Кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО имеет достаточно эффективный опыт применения технологии образовательно-научного форсайта постдипломного образования педагогических, управленческих и научно-педагогических кадров: разработана концепция развития, научно-методические материалы, проведена форсайт-сессия для стажерских и инновационных площадок. Соответствующая «контурная карта» будущего системы ДПО представлена в многочисленных публикациях.

Форсайт-технология представляет собой новую методологию организации дополнительного профессионального образования - альтернативную технологии привычного планирования, ориентирует педагогов не на воспроизводство существующей системы образования, а на ее качественное изменение и построение Будущего в настоящем, учитывая опыт и традиции прошлого.

Кафедра педагогики и андрагогики спрогнозировала и апробировала целый ряд технологических форматов, основанных на форсайт-технологии как наиболее эффективной для решения этих задач: образовательный коворкинг, научно-проектный консалтинг, модели расширяющегося и самоопределяющегося обучения взрослых, основанные на компартивистском подходе, знаниевый и инновационный реактор, метафорическое обучение.

Система ДПО, в рамках которого уникальным образом сочетается образовательная деятельность взрослого обучающегося с различными видами его практической социокультурной деятельности, безусловно может рассматриваться как «лидер изменений»: здесь обеспечивается становление системы гибких компетенций: гуманитарных, цифровых, естественнонаучных и технических, связанных с феноменом шестого цикла или научно-технологического уклада – «NBIC-конвергенция» (объединение и синтетическое усиление достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий).

Форсайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования в этом контексте являются основой для определения будущих потребностей в новых компетенциях, становятся локомотивом сферы построения онто-и антропопрактик Человека возможного. Именно в условиях становления национальной системы непрерывного профессионального роста педагогов форсайт-технологии призваны сориентировать специалистов системы ДПО и практиков при определении тенденций изменений содержания образования, образовательных технологий, показателей качества образования и способов его оценки и соответствующих изменений в организации труда педагогов, профессиональных задачах и потребностях в компетенциях.

Форсайт-технология мыслится, прежде всего, как механизм управления антропопрактиками и онтопрактиками и образовательной политики, а не как механизм социальной защиты для потерявших квалификацию педагогов, ориентируя их не на воспроизводство существующей системы образования, а на ее качественное изменение и построение Будущего в настоящем, учитывая опыт и традиции прошлого.

В основе форсайтинга лежит качественный подход и сотрудничество, предполагающее участие заинтересованных сторон в процессе производства знаний, сочетание формальных, неформальных и информальных подходов, приоритет «горизонтального» обучения, то есть обучения внутри профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций.

Целью форсайт-технологии является прогнозирование спроса на новые компетенции педагогов в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сравнивая текущую ситуацию и будущие потребности в компетенциях, участники процесса форсайта стремятся установить существующие и возможные в будущем несоответствия, принимают решение, какие действия предпринять для их устранения, определяют основных участников совместной работы по сокращению выявленных разрывов.

На данный момент внедрение изменений в системе ДПО на основе результатов форсайт-технологии может идти по двум логическим направлениям:

системный уровень, например, изменения образовательной политики в данной сфере, операционные изменения на уровне соответствующих институтов;

программы/проекты ДПО, обусловленные результатами форсайта и предложенные образовательными организациями или группой заинтересованных лиц.

Перспектива форсайт-технологии ДПО состоит в том, что она может стать не только инструментом для определения будущих потребностей в новых компетенциях педагогов, но также и эффективным инструментом создания прототипов и пилотных проектов изменений, которые затем смогут распространяться на другие сферы деятельности.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph