Модель представления
инновационного педагогического опыта
1.
Самопрезентация носителя опыта: Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы,
условия педагогической деятельности (необходимые сведения о микрорайоне,
социальной среде, классе), отражение специфики личностной и профессиональной
педагогической позиции, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
2.
Исторический контекст возникновения и
становления инновационного педагогического опыта (дотеоретическая ступень инновационного
педагогического опыта):
-
Характеристика
противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.
-
Формулировка
проблемы, сначала как практической: есть потребность в повышении эффективности
образовательной деятельности, но неизвестно, как это можно сделать, затем как
исследовательской: есть потребность в каких-то знаниях, методах, необходимых
для решения практической проблемы, но этих знаний, методов нет.
3.
Теоретическое обоснование инновационного
педагогического опыта (низшая
теоретическая ступень инновационного педагогического опыта):
3.1. Характеристика
ведущей идеи, подходов и принципов той научной школы, в русле которой
разрабатывалась концепция инновационного педагогического опыта
3.2. Представление
целей и задач педагогической деятельности автора опыта (под целью
педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного
результата). Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу
общества, реальным потребностям образовательной практики.
4. Технология инновационного педагогического
опыта (высшая теоретическая ступень инновационного педагогического опыта):
4.1. Представление ведущей
педагогической идеи опыта – центральной, основной концептуальной мысли,
выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.
4.2. Характеристика социопрактического аспекта инновационного
педагогического опыта, представляющая собой обобщенные характеристики субъектов
образовательной деятельности: социальное происхождение, возрастные особенности,
индивидуальные способности и возможности учащихся категории педагогов, способных
к восприятию и принятию концептуальной идеи опыта, региональные и
культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности
реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия
обучения и воспитания, характеристики возможных социальных партнеров,
обеспечивающие возможность наиболее эффективной образовательной деятельности в
русле заявленной концепции.
4.3. Характеристика ценностно-смысловых аспектов инновационного
педагогического опыта, означающая обозначение границ ответственности педагога за
смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или
иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей
(сообществами), обществом в целом.
4.4. Характеристика деятельностного аспекта инновационного
педагогического опыта, предполагающая:
-
описание
приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса,
введение деятельностного компонента содержания образования, введение
гуманитарных аспектов содержания естественнонаучных предметов и т. п.).
-
описание
разработанных в опыте способов организации учебно-воспитательного процесса:
-
описание
технологии применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы в
соответствии с поставленными целями и задачами
-
описание алгоритмов учебной деятельности школьников,
поэтапных действий учителя.
-
описание
приемов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.
4.5. Характеристика прогностического аспекта инновационного
педагогического опыта, связанная с представлением нормативной модели ожидаемого
результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры
новообразований личности обучающегося, состоящей из определенной системы знаний
и представлений, умений и навыков, способов и методов деятельности, смыслов и
ценностных ориентаций, относящихся к той предметной области, которая составляет
содержательную основу инновационного педагогического опыта.
5. Модель диссеминации инновационного педагогического
опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования):
5.1. Диапазон опыта (отдельная
педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая
система «урок – внеклассная работа», лекционно-семинарская система, система
внешкольной работы, организация воспитательной системы, и т. п.) и степень его
новизны (конкурентные преимущества опыта по сравнению с другими новшествами,
применяемыми в данной области педагогической практики0
5.2. Результативность
опыта и достигнутые эффекты.
5.3. Трудоемкость
опыта, риски и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта.
5.4. Формы
тиражирования опыта в педагогическом сообществе, адреса распространения опыта и
мнение тех, кто его уже использует.