День народного единства (4
ноября):
исторический контекст и
возможные формы организации
учебно-воспитательной
деятельности в образовательных учреждениях
В соответствии с Федеральными законами РФ №200-ФЗ «О днях воинской
славы (Победных днях) России» от 29.12.2004 и №201-ФЗ «О внесении изменений в
ст.112 Трудового кодекса» 4 ноября в России отмечается
государственный праздник - День народного единства. Он учрежден в
память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от
польских интервентов, "продемонстрировав образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе"[2], и способствовало окончанию Смуты.
В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть
драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в
1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным
образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти,
самозванство, гражданская война и иностранная интервенция. По сути, этот исторический пласт можно
определить как кризис - династический, социальный, экономический, политический.
Иными словами, это была эпоха кризиса российской государственности. Ситуацией
воспользовались самозванцы, шведские, а также польские интервенты, которые
вторглись в Москву. Патриотическое
движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием
народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных
захватчиков и показало пример того, как единение всех граждан, независимо от
происхождения, веры и положения в обществе, сплочение
и солидарность сыграли особую роль в судьбе России.
Это событие, как отмечает директор Института российской истории РАН,
профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров, является эпохальным, ключевым в
истории России и потому отмечалось в течение столетий российским народом. Это был не только день капитуляции поляков,
но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование
иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского и
считается, что помогла достигнуть победы и освободить Московский Кремль.
Праздник был общенародный, потому что именно
события конца октября 1612 года (по старому стилю) действительно всколыхнули
всю Россию, объединили ее. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло
благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и
конфессий. Кроме того, важно подчеркнуть, что поскольку в период Смуты
фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал
регионализм и сепаратизм; каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать
частью единого государства; в наши внутренние дела вмешались поляки и шведы
вполне очевидно, что освобождение
Московского Кремля, воссоздание российского государства содействовало общему
цивилизационному возрождению России [4].
Любой
государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в
будущее. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем
Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным
подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и
заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на
котором построена вся будущая мощь России.
Учитывая значимость события, существенный вклад Нижнего Новгорода и
нижегородцев в формировании патриотического движения, освободившего Москву от
интервентов и способствовавшего прекращению Смуты, подготовка и проведение Дня
народного единства (4 ноября) открывает широкие возможности для решения целого
ряда задач в рамках учебной и воспитательной деятельности образовательных
учреждений, консолидации и совместной деятельности педагогов, учащихся, их
родителей и общественности.
Предлагаемые рекомендации призваны сориентировать работников образовательных
учреждений в пространстве тематики, помочь в выборе форм организации
деятельности в преддверии празднования Дня народного единения и никоим образом
не ограничивают творческий поиск педагогов и учащихся в данном
направлении.
Важным фактором
формирования патриотизма является школьное историческое образование, поскольку
изучение героических страниц истории России представляет богатые возможности
для воспитания учащихся. Благородный гражданский и нравственный опыт лучших
людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру,
формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. Для реализации поставленных
целей могут использоваться разнообразные виды и формы уроков: интегрированные,
проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии, уроки-конференции и т.п.,
позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям,
умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.
Многофункциональным
средством на всех этапах обучения являются познавательные задания,
выполняющие информационную, развивающую и организационно-управляющую функции. В
зависимости от степени сложности они классифицируются по следующим уровням: I – усвоение и
воспроизведение историко-культурных знаний об Отечестве, формирование
представлений об исторических деятелях, явлениях, фактах; II – формирование
оценочных суждений под руководством учителя, выявление собственного мнения по
поводу предложенных оценочных суждений; III – применение усвоенных
знаний для самостоятельной оценки с нравственной позиции предложенных фактов; IV – формирование
личностного отношения к событиям и явлениям, навыков самостоятельной оценки в
ситуации выбора, а также обоснования своего решения. Примеры подобных заданий
представлены в разнообразной методической литературе по истории [например, 8; 14; 15].
Привлечение
школьников в процессе учебной деятельности к личностной и нравственной
оценке тех или иных явлений и действий людей представляет собой
своеобразный вид социальной практики, ведь благодаря этому учащиеся
знакомятся с разными образцами поведения и имеют возможность выбрать из них
наиболее социально значимые. Причем, подобная форма работы может иметь место не
только на уроках гуманитарного цикла, что особенно важно в совремннных
условиях.
Особый интерес и
социальный смысл представляют активные методы и интерактивные приемы,
предполагающие организацию совместной деятельности учителя и учащихся: метод
художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы-символа) [7];
исследовательский метод (интервьюирование, социологические опросы на улицах
города, например, на тему «День народного единства - что мы знаем о нем?»
и т.п.). Следует отметить, что
перечисленные методы помогают формированию гражданских навыков: обогащения
социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважения
мнения другого человека, открытости к диалогу.
Важно отметить, что
исключительно значимым фактором становится учет регионального своеобразия,
историко-культурного наследия родного края, поскольку при изучении
краеведческого материала ученик поставлен в позицию исследователя, стремящегося
к самостоятельному поиску исторических фактов. Одной из возможных форм
краеведческой и поисковой деятельности, к примеру, может стать разработка и
проведение экскурсии (например, по теме «Нижний Новгород – родина
второго ополчения»). В зависимости от поставленных педагогом целей,
возможностей и возрастных особенностей варьируется степень вовлеченности и
самостоятельности учащихся в данном процессе; а сама экскурсия может принимать
различные виды («традиционная», «виртуальная», «историческое путешествие» и
т.п. )
Гуманизация
образования предполагает повышенное внимание к личности, раскрытие идеи
самоценности человека как субъекта социального развития. В этой связи
целесообразно более подробно познакомить учащихся с биографией и деятельностью
героев Нижегородского ополчения К.Минина и Д.Пожарского [см. Приложение 1],
используя такие формы как беседа (например, по теме «Патриотческий призыв
К.Минина»), мини-конференция (например, по теме «Герои Нижегородского
ополчения»), обсуждение докладов и сообщений учащихся, презентация
результатов исследовательской деятельности. Весьма приветствуются в данной
связи различные межпредметные и внутрипредметные связи.
Одной из форм
активизации познавательной деятельности учащихся в данном контексте может стать
проведение конкурса творческих работ (сочинений, эссе) «Нижегородский подвиг
в истории России». Подобный конкурс позволит учащимся изложить свои взгляды и представления о
значении нижегородского ополчения и вкладе нижегородцев в объединение русской
нации и формирование российской государственности.
Новые возможности в
процессе организации учебно-воспитательного процесса предоставляют информационные
технологии. В процессе подготовки и проведения Дня народного единения, в
частности, могут быть использованы мультимедийные обучающие программы и
компакт-диски: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия (10СD)», «История России
(2CD)», «Россия на рубеже третьего тысячелетия» и другие. К
примеру, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории
до XIX века» может быть использован как для изучения темы «Смутное
время» в рамках курса истории России, так и для демонстрации презентации с
целью повторения или создания запоминающегося образа темы. Существенную роль в
плане подготовки и проведения праздника может также сыграть организация
проектной деятельности с использованием компьютерных технологий (формой
реализации которой могут быть, к примеру, компьютерные презентации). Так, могут
быть созданы разнообразные индивидуальные, групповые, семейные и иные проекты, объединенные общей целью и
тематикой.
Использование
разнообразных форм организации деятельности в рамках подготовки и проведения
Дня народного единства призвано способствовать популяризации этого праздника,
развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории России и родного
края, а также воспитанию в духе патриотизма и
любви к Родине.
Литература и источники
1.
Федеральный Закон Российской Федерации
«О днях воинской славы (Победных днях) России» (Редакция на 29.12.2004)
// http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_98337.html
2.
День народного единства // http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/
3.
4 ноября праздник – День единения России // http://www.holidays-organization.ru/4nov.php
4.
Сахаров А. Праздники не назначаются сверху // http://www.izvestia.ru/community/article739615
5.
В Нижнем Новгороде восстановят храм Иоанна Предтечи // http://www.stroy-price.ru/cgi-bin/getfullnews9.pl?137920
6.
Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества.
– М., 1993.
7.
Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами
образования. – СПб., 2004.
8.
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней.
Вопросы к олимпиаде. – М., 2001. С.26-28.
9.
История Отечества: люд, идеи,
решения. - М., 1991.
10.
Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992.
11.
Назаров В.Д. Смута начала XVII века и исторические судьбы России. //
История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1998.
12.
Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород,
1998.
13.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981.
14.
Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1995. С.78-88.
15.
Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.1. – М., 1995.