Экспертиза в образовании
Информационно-библиографический материал
Составитель: библиограф Е.В.Шадрина
Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова
Н.Новгород
2008
От составителя
Экспертиза в образовании, определение которой дают как различные справочные
издания [23,29], так и авторы многочисленных книг и статей [25,28, 37 43],
«решает задачи анализа сложных педагогических процессов, характеризующихся в
основном качественными…признаками:
прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания
и их взаимодействия с внешней средой, оценка альтернативных решений и выделение
наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного
процесса» [29.c.189].
В книгах и статьях,
предлагаемых вниманию администраторов образования, можно найти информацию об
экспертизе научных исследований [5], образовательных и воспитательных программ,
планов[4,7,16,17,39], проектов, средств и методов в образовании [6, 21, 22],
инновационной деятельности [24,26,27,41], о комплексной экспертизе
образовательного учреждения при аттестации [2,8,9,28,33,39], а также о тех
требованиях, которым должен соответствовать эксперт [10,13,18,25,27,31,35,37].
Наиболее полно
представлена экспертная деятельность в образовании в книгах Шамовой
Т.И. и др. [40], Бухваловой В.А. и Плинер
Я.Г.[28], Ясвина В.А. [43], Лобка А. [24,25], Иванова
Д.А.[10-12],а также в статьях А. Тубельского [37], Лысаковой И.В. [26], Савенко
А.П.[33].
Книги и статьи
предлагаемого библиографического материал в основном относятся к периоду
времени с 2006 по 2008 годы.
- Антонова, Т.А. Проведение внутренней
экспертизы качества школьной образовательной среды//Управление качеством
образования.- 2007.-№4.-С.61-72.
- Астафьева, Н., Горелова, Ю., Милохина, Л. Внешняя оценка деятельности
образовательных учреждений: новые управленческие подходы к аккредитации и
лицензированию//Народное образование.- 2008.-№4.-С.105-109.
- Беспалько, В.П. Педагогический анализ
некоторых популярных тестовых систем//Школьные технологии.-2006.-№3.-С.
126-140.
- Боровиков Л., Коган М. Как заместителю
директора подготовиться к экспертизе воспитательной системы школы:
Фрагмент программы повышения квалификации //Сельская
школа.-2006.-№2.-С.16-18.
- Валеев, Г.Х. Экспертиза научных исследований в
сфере социогуманитарного знания
//Педагогика.-2006.-№5.-С.23-29.
- Евтушевская, С.В. Согласование контекста и
подтекста педагогического проекта как способ организации
экспертизы//Дополнительное профессиональное образование.-2008.-№4.-С.6-8.
- Ефремов, К. Психологические аспекты
экспертизы образовательных программ//Педагогическая
диагностика.-2008.-№1.-С.6-15.
- Журавлева, О.Н. Общественная экспертиза
школы: взгляд в будущее (по итогам регионального конкурса «Успешная школа
глазами петербуржца») //Методист.-2008.-№2.-С.16-18.
- Захир Ю., Полянская С., Дубинина О. Внешняя
экспертиза деятельности школы как средство управления качеством
образования// Педагогическая диагностика.-2008.-№3.-С.127-130.
- Иванов, Д.А. Экспертиза образовательного
процесса. Роль директора образовательного учреждения
//Завуч.-2007.-№5.-С.75-96.
- Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании //Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.115-199.
- Иванов, Д.А. Экспертиза в образовании:
учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Д.А. Иванов. - М.: Академия,
2008.-329с.
- Кирпичников, М.П. Экспертиза должна быть
независима: Интервью с академиком РАН, председателем ВАК
//Соискатель-педагог.-2008.-№1.-С.5-12.
- Ковалева, Г.С., Кузнецова М.И.
Международное исследование PIRLS-2006 «Изучение качества чтения и
понимания текста» //Школьные технологии.-2008.-№2.-С.153-164.
- Кузнецов, Б. Понятия «гриф» больше нет?
О новых документах по экспертизе учебников //Вестник учебной и детской
литературы.-2007.-№2.-С.22-23.
- Курганская, С.М. Экспертиза годового
плана работы школы //Педагогическая диагностика.-2007.-№6.-С.5-12.
- Курганский, С.М. Экспертиза годового
плана работы школы //Педагогическая диагностика.- 2007.-№7.-С.38-55.
- Кучер, С. Идеальный эксперт в
образовании //Народное образование.-2008.-№5.-С.102-107.
- Кучер, С.Н. Основные подходы к
экспертизе в образовании //Педдиагностика.-2007.-№2.-С.50-57.
- Кучер, С.Н. Основные подходы к
экспертизе в образовании//Школьные технологии.-2006.-№5.-С.155-160.
- Кушнер, А.И. Экспертиза средств и
методов обучения в России пока отдыхает //Народное
образование.-2007.-№8.-С.139-144.
- Кушнер А.И. Возможна ли «домашняя»
экспертиза средств и методов обучения //Педдиагностика.-2006.-№4.-С.39-45.
- Краткий словарь руководителя
образовательного учреждения/ авт.-сост. чл.-корр. АПСН В.А. Мижериков; гл. ред. спец.-корр. госдумы
РФ Ю.И. Глазков //Биб-ка журнала «Вестник
образования России».-2008.-№9.-С.75-76.
- Лобок, А. Модель института
профессиональной экспертизы педагогической инноватики
//Школьные технологии. - 2007.- №5.- С.69-78.
- Лобок А. Профессиональная педагогическая
экспертиза: как преодолеть миражи?//Воспитание. Образование. Педагогика: биб-ка «Первого сентября».-2008.-№13.
- Лысакова, И.В. Общественная экспертиза как форма
оценки результатов опытно-экспериментальной работы и инновационной деятельности:
[Опыт Научно-методического центра Центрального округа Санкт-Петербурга по
организации и проведению общественной экспертизы как формы оценки качества
результатов опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений
района с учетом интересов и требований сторон] //Управление качеством
образования.- 2008.-№3.-С.36-44.
- Новикова, Т. Экспертиза инноваций в
образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов//Народное
образование.-2006.-№4.-С.104-109.
- Педагогическая экспертиза школы. Пособие
для методистов, завучей и директоров школ/ авт.-сост.: В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер; гл.
ред. В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический
поиск»,2000.-160с.
- Полонский, В.М. Научно-педагогическая
информация. Словарь-справочник. Учитель, директору, классному руководителю,
методисту, научному сотруднику и аспиранту/ В.М. Полонский. - М.: Новая
школа,1995.-256с.
- Попцова, Е.В. Гуманитарная экспертиза
эффективности воспитательной работы //Педдиагностика.
- 2007.-№4.-С.125-130.
- Прусак, А.И. Актуальное требование к экспертам
в сфере образования: мудрость //Школьные технологии.-2006.-№5.-С.161-165.
- Реморенко, И. Экспертиза учебных
изданий//Народное образование.-2008.-№1.-С.12-14.
- Савенко, А.П. Внешняя оценка результатов
деятельности образовательного учреждения//Управление качеством
образования.- 2008.-№2.-С.20-39.
- Самигуллин, Г.Х., Багавиев,
И.И. Педагогическая экспертиза методической работы //Методист.-
2007.-№3.-С.31-33.
- Самигуллина, Г., Багавиев,
И. Экспертиза работы учителя: что должен и чего не должен делать эксперт
//Директор школы.-2007.-№8.-С.47-52.
- Стась Н.Ф. Комплексный подход к экспертной
оценке тестовых измерителей //Стандарты и мониторинг в
образовании.-2008.-№5.-С.25-30.
- Тубельский, А. Какие способы экспертизы известны в
культуре? //Педагогическая диагностика.-2008.-№4.-С.7-27.
- Уваров, А., Водопьян,
Г. Инструменты для определения состояния информатизации школы //Школьные
технологии.- 2008.-№1.-С.169-183.
- Чеснокова, Г. Аттестация школы: экспертиза
образовательных программ //Народное образование.-2006.-№2.-С.99-106.
- Шамова, Т.И., Худин,
А.Н., Подчалимова, Г.Н. [и др.]. Экспертная
деятельность в процессе аттестации школы/ Т.И. Шамова, А.Н. Худин, Г.Н. Подчалимова,
И.В. Ильина, С.Н.Белова: [Общая характеристика экспертной деятельности в период
аттестации образовательных учреждений: правовые и организационные вопросы
аттестации школ, факторы, принципы, содержание, условия, формы, методы,
обеспечивающие качество ее проведения; технология деятельности
экспертов].- М.: Педагогическое общество России,2006.- [112с.].
- Шургина, С.А. Организация экспертизы
инновационной деятельности в образовании//Справочник руководителя
ОУ.-2006.-№8.-С.22-32.
- Экспертиза и разработка политики охраны
здоровья в ОУ//Школьное планирование.-2006.-№5.-С.6-14.
- Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной
среды/ В.А. Ясвин; отв. ред. к. п. н.
С.А.Ушаков.- М.: «Сентябрь»,2000.-[128с.].- (Биб-ка
ж. «Директор школы», вып.2, 2000г.).
|