Технологии, разрабатываемые на
кафедре, специфичны, т.к. предполагают не только алгоритмизацию
(структурирование) учебной деятельности, но, за счёт слова-образа)
(динамичности, открытости, способности к мгновенным модификациям по уровням
сложности, по количеству связей и пр.) можно
содействовать развитию таких
природных качеств человека, которые позволят, при сокращении времени обучения
(по теме, разделу, классу) значительно изменить качество освоения этого или
иного материала.
Особенностью такого процесса является ускоренное оперирование сложными «живыми
системами»: словами-образами (концептами), художественным произведением любого
вида искусства, творчеством отдельного автора, историей культуры того или иного
периода. Динамика таких систем основана на целостности явления и на
«повторяющихся» образных явлений по эпохам и национальным искусствам (аналогии, ассоциации, сопоставления и пр.),
что позволяет значительно улучшить запоминание огромного материала и оперирования
им при выполнении проблемных заданий. Гибкость мышления, его системность, импровизационность и при этом точность (на уровне словоупотребления в любых учебных ситуациях)
– всё это качества творческого человека. И, с нашей точки зрения, реальность и
перспектива современного гуманитарного образования.
Разработаны новые технологии чтения (аналитического), содействующие пониманию
прочитанного; учтены при этом
психолого-педагогические возрастные особенности восприятия, мышления, памяти,
внимания читателя; сформулированы
методологические принципы интенсивной
учебной деятельности, главные из
которых:
· соотнесение
частей и целого (с преимущественным вниманием к последнему);
· соотнесение
статичных явлений и динамичных процессов (с преимущественным вниманием к
последнему);
· «сетевая»
взаимосвязь явлений в истории художественной культуры (по горизонтали и
вертикали).
Экспериментальная
работа по освоению новых технологий в Нижегородской области продолжается. В числе первых были г.Павлово, г.Семёнов,
г.Арзамас, г.Саров, Приокский
район г.Н.Новгорода.
Поэтапные результаты этого эксперимента отражены в публикациях в газете
«Литература» (Издательский Дом «Первое сентября»), в выступлениях на
Международных научно-методических
конференциях («Голубковские чтения»), конференции,
посвящённой памяти В.Г.Маранцмана, Ассоциации
гимназического образования (г.С.-Петербург), а также в диссертациях и
публикациях преподавателей кафедры.