2
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Актуальная тема

Единый урок безопасности в интернете

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.

С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:

  • Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам.
  • Наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка.
  • Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;
  • Наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Информационная безопасность школьника в образовательном учреждении может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, сопряженных с целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды; реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.

Все школы региона получили доступ к интернету (данные мониторинга «Реализация Стратегии развития информационного общества»). Учителя могут использовать ресурсы Интернета для решения учебно-методических, воспитательных проблем, общения с коллегами в сетевых сообществах, публикации своих материалов на образовательных сайтах и повышения квалификации по выбранным программам в системе дистанционного обучения. Учащиеся получили реальную возможность применять интернет-технологии для поиска информации, участия в олимпиадах, конкурсах, реализуемых в рамках многочисленных образовательных интернет-проектов, для общения со сверстниками.

Вопросы педагогического сопровождения безопасной работы детей в сети интернет обсуждали на вебинаре «Актуальные вопросы безопасной работы детей в сети интернет» педагогические и руководящие работники образовательных организаций региона вместе с и.о. министра информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области С.В. Кучиным. «Грамотное сопровождение детей в случае возникновения рисков в сети Интернет и компетентное использование сети интернет учащимися на уроках во многом зависит именно от педагогических работников», - пояснила проректор по учебно-методической работе ГБОУ ДПО НИРО Е.Г.Калинкина.

Эффективная организация учебного процесса с использованием элементов интернет-образования требует специальной подготовки педагогов. С этой целью кафедрой теории и методики обучения информатике ГБОУ ДПО НИРО разработана и реализуется программа «Безопасная работа в сети Интернет». Курс адресован как администраторам системы образования, так и педагогам общеобразовательных школ. В рамках курса рассматриваются следующие темы:

  • Обзор нормативно-правовых документов по проблеме безопасности.
  • Обзор образовательных ресурсов «Безопасный Интернет».
  • Классификация и профилактика основных Интернет рисков.
  • Правила и этические нормы поведения в сети Интернет.
  • Возрастные особенности детей и Интернет
  • Программы для обеспечения безопасной работы в сети Интернет. Компьютерные вирусы и средства защиты.

Результатом прохождения курса является разработка и проведение в школе мероприятий, направленных на обучение учащихся и их родителей основам интернет-безопасности и профилактике интернет-зависимости.

Курс реализуется в рамках накопительной системы повышения квалификации.

Уроки интернет-безопсности, по мнению начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Минобрнауки РФ А.Благинина, -"это старт большой кампании по привлечению внимания всех участников образовательных отношений к этому важному вопросу".

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph