1
7
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Актуальная тема

Проблемы и механизмы интеграции детей-мигрантов в многонациональное российское общество

Нижегородская область является примером поликультурного, многонационального общества. Усилившаяся в последнее время миграция привела к увеличению в нижегородских школах числа детей-иммигрантов, детей-мигрантов, беженцев, при обучении которых учителя сталкиваются с трудностями, вызванными и языковым барьером, и культурными различиями. Необходима координация усилий педагогических коллективов в формировании образовательной среды, основанной на развитии у всех обучающихся установок культуры межнационального общения. Методическое сопровождение такой работы осуществляет лаборатория гражданского становления личности ГБОУ ДПО НИРО.

Участники научно-практической конференции «Проблемы и механизмы интеграции детей-мигрантов в многонациональное российское общество», которая прошла 24 ноября 2015 года в ГБОУ ДПО НИРО, представили имеющийся в образовательных организациях региона опыт работы в поликультурной школе.

Большая часть детей-иммигрантов, детей-мигрантов, беженцев не знает русского языка, особенностей русской культуры, традиций российского общества. Это может служить источником напряженности во взаимоотношениях c коллективом принимающих их школ, т.к. и школьникам – коренным нижегородцам - зачастую не хватает навыков межкультурной коммуникации, сознательной толерантности.

Посещая школы, где русский язык преподается в соответствии с государственной программой, рассчитанной на детей-носителей языка, школьники-мигранты испытывают трудности в освоении необходимого минимума знаний по всем предметам, т.к. не знают этого языка. Предварительная же подготовка учащихся по русскому языку не ведется, не предусмотрено также и изучение такими детьми русского языка как иностранного – нет ни часов в учебном плане, ни программ для школьников. В результате в одном классе учатся и дети-носители русского языка, и дети, либо слабо владеющие им, либо не владеющие им вовсе. Обучение в таком – поликультурном – классе ведется спонтанно, вся нагрузка ложится на плечи учителя, не имеющего специальной подготовки ни для обучения детей, для которых русский язык является иностранным, ни для работы в поликультурном классе. Проблемным является и взаимодействие с родителями школьников-мигрантов.

Возникает социальная в целом и образовательная в частности потребность в организации целенаправленной работы по созданию особой поликультурной образовательной среды, способной сформировать поликультурную личность, сочетающую в себе системные знания в области национальной культуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Это своеобразный социальный заказ общества, времени, требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для их дальнейшего развития. Сегодня педагоги должны решать задачи по обеспечению образовательного и педагогического взаимодействия между учащимися разных национальных и религиозных традиций, ориентации на межкультурную коммуникацию. Это предполагает и психологическую, и педагогическую адаптацию самого учителя к ценностям других культур. Это требует и разработки специальных программ и технологий для обучения детей-мигрантов в российской школе.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph