3
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Подразделения

История развития кафедры: прошлое и настоящее

Система повышения квалификации учителей трудового обучения в Горьковской области начала функционировать в середине пятидесятых годов двадцатого столетия, когда предмет «трудовое обучение» был введён в учебные планы школ во всех классах. В то время в Горьковском институте усовершенствования учителей работали профильные кабинеты по всем учебным предметам.

Длительное время этот кабинет возглавлял Михаил Павлович Долов. Активную помощь ему оказывали учителя и методисты трудового обучения: ст.преподаватели Надежда Владимировна Беспятых, Вера Павловна, Шевнина, Михаил Алексеевич Рябов, заслуженный учитель России учитель трудового обучения школы № 149 - Анатолий Иванович Курмаев, учитель трудового обучения школы № 93, Отличник народного просвещения Станислав Павлович Кузнецов и ряд других учителей г. Горького и области.

За более чем 30-летний период кабинетом трудового обучения была создана новая школа и проделан большой объём научно-методической работы по развитию трудового и профессионального обучения школьников и системы повышения квалификации учителей и мастеров трудового и производственного обучения Горьковской области.

Реформирование Российского образования в 90-е г.г. внесло существенные коррективы в систему трудового обучения подрастающего поколения, что повлекло за собой изменение его содержания и преобразования в систему технологического образования.

На базе кабинета трудового обучения в 1993 году была открыта кафедра технологии и профессионального обучения. Возглавил кафедру к.п.н., доцент Виктор Георгиевич Соловьев, а позже в 1996 году, в результате открытия в Нижегородском институте развития образования факультета профессионального образования кафедра была переименована в кафедру технологии и трудового обучения, заведующим которой стал Заслуженный работник высшей школы РФ, д. т. н., профессор Марк Иосифович Гуревич.

Состав кафедры был укомплектован опытными преподавателями высшей школы, учителями и методистами трудового обучения, которые включились и стали участниками Российско-Британской программы «Технологическое и предпринимательское образование в России и регионе Большая Волга», целевой установкой которой была развитие и внедрение в образовательную практику технологического образования Метода Проектов и подготовка учителей – тренеров.

Кафедра успешно проводила опытно-экспериментальную работу по внедрению и адаптации метода проектов в практику работы школ Нижнего Новгорода и области. Преподаватели кафедры и учителя технологии неоднократно выезжали в Великобританию для обмена опытом работы и принимали у себя делегации английских учителей и учащихся.

В этот период кафедра технологии и трудового обучения становится российским ресурсным Центром распространения и внедрения Нижегородского опыта проектных технологий. С этой целью преподаватели кафедры неоднократно выезжали в Ростов, Хабаровск, Великий Новгород, Комсомольск на Амуре и другие города России.

Наработанный опыт представлен большим количеством учебных и методических пособий, рекомендованных Министерством образования РФ для использования в общеобразовательных школах страны, в том числе УМК по технологии «Технология. Метод проектов», который издаётся Издательским центром «ВЕНТАНА-ГРАФ» (г. Москва) и используется для преподавания технологии в школах Российской Федерации. Работа кафедры в этом направлении осуществлялась под руководством М.И. Гуревича.

Практически параллельно в 1992 г. в структуре Нижегородского института развития образования появилось ещё одно новое звено - кафедра экономического образования, основоположником которой стала к.э.н., доцент Ирина Михайловна Котюсова. В состав кафедры вошли опытные преподаватели экономического факультета Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Основной задачей коллектива кафедры, была разработка Программы школьного курса «Экономика» и создание к ней УМК, авторами которого стали к.э.н., доценты: И.М. Котюсова, В.В. Бондин, Р.С. Лукьянова, Л.В. Новокшонова.

В 1998г. зав.кафедрой стал к.э.н., доцент, Сивов Михаил Владимирович. При его участии и руководстве, совместно с доцентом Р.С. Лукьяновой и ст. преподователем И.А. Журавлевой была разработана Областная программа экономического образования школьников (5-11кл.), в основу которой был положен концентрический подход к обучению на 3-х уровнях (концентрах) – 5-7кл., 8-9кл. и 10-11кл.

Впоследствии, в 2002г. на основе опыта преподавания экономики в школах Нижегородской области и с учетом предложений и рекомендаций педагогов школ, а также общих методических положений стандарта экономического образовании школьников Областная программа экономического образования школьников была доработана и опубликована в Нижегородском гуманитарном центре НИРО.

Коллектив кафедры совместно с педагогами школ разработал, апробировал и включил в образовательный школьный процесс рабочие тетради для учащихся 5-9 классов. В совместный творческий коллектив по их разработке вошли преподаватели кафедры Р.С. Лукьянова, И.А. Симонов, Н.М. Левина, Г.И. Гребенева и ряд учителей экономики г. Нижнего Новгорода и области.

В 2008 году Учёным советом НИРО было принято решение о создании кафедры «Теории и методики обучения технологии и экономике». Переименование кафедры вызвано новым пониманием значения технологического и экономического образования молодежи как стратегического фактора подъема экономики, что решение многих современных и перспективных научно-технических, производственных, экономических, экологических и социальных проблем в отдельных регионах и в стране в целом, без совершенствования и развития технолого-экономического образования на всех его уровнях в ближайшем будущем может быть невозможно. В этот период кафедру возглавил А.Ю. Тужилкин, к.п.н. доцент.

Актив кафедры состоял из штатных сотрудников и учителей практиков, активно сотрудничающих с кафедрой и сориентированных на стратегическое видение перспектив технолого - экономического образования в Нижегородской области, его места и роли в решении проблем, возникающих в жизни нашего общества. Творческое сообщество преподавателей и сотрудников составляли Соловьев Виктор Георгиевич, Кирилова Галина Аверьевна, Вздорова Наталья Алексеевна, Лукьянова Римма Сергеевна, Симонов Иван Александрович, Гребенёва Галина Ивановна, Аникина Елена Борисовна, Дюнин Евгений Владимирович, Голованов Евгений Серафимович, Науменко Людмила Петровна, Холодов Анатолий Юрьевич, Федянина Наталья Викторовна и др.

Сохранение и развитие научной школы - одна из важнейших комплексных задач кафедры, в связи с чем, кафедрой реализуются инновационные проекты различных уровней, профессиональные конкурсы и другие мероприятия.

Наиболее значимыми сегодня, для нас являются:

-Всероссийский конкурс учебных проектов, учредителями которого являются Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» и Нижегородский институт развития образования;

- Областная олимпиада по основам налоговых знаний и конкурс по заполнению налоговых деклараций среди обучающихся 8 -11 классов, проводимые совместно с УФНС России по Нижегородской области;

Сегодня кафедра осуществляет руководство инновационной деятельностью, на базе учреждений разного типа Н.Новгорода и области действуют экспериментальные площадки по различным проблемам технолого экономического образования и профориентации.

С 2008 по 2016 г. кафедра являлась участником 3-х Международных проектов Еврокомиссии Tempus «Воспитание предпринимательского духа и деловой активности в Российской Федерации», в рамках которых преподавателями кафедры, совместно с учителями практиками разработано большое количество методических материалов и дидактических пособий для обучающихся системы общего и профессионального образования.

С 2012 г. и по настоящее время кафедра являясь участниками 2-х Федеральных проектов, организованных ФГАУ «Федеральный институт развития образования», развивает направления, связанные с разработкой и развитием системы профориентационной работы со школьниками, в рамках которых, также разрабатываются учебно-методические материалы, способствующие организации предпрофильной подготовки выпускников школы.

У кафедры есть актив педагогов, которые плодотворно сотрудничали и продолжают сотрудничать с ней, участвуя во всех мероприятиях, проводимых кафедрой. Прежде всего, это учителя с высшей категорией, учителя тренеры, учителя, которые стали победителями ПНПО, педагоги – экспериментаторы. Среди них:

- Аникина Елена Борисовна - учитель высшей категории МБОУ СОШ №102 г. Н.Новгорода ;

- Середухин Алексей Иванович - учитель высшей категории МБОУ СОШ №85 г. Н.Новгорода ;

- Галатонова Татьяна Евгеньевна - учитель высшей категории МБОУ СОШ №87 г. Н.Новгорода ;

- Ермошина Татьяна Николаевна - учитель высшей категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск ;

- Евсюкова Елена Владимировна - учитель высшей категории МОУ СШ р.п. Шатки Дзержинск

- Федянина Наталья Викторовна - учитель высшей категории МБОУ СОШ №80 г. Н.Новгорода ;

- и многие другие учителя.

Партнерами кафедры являются ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж», ГБОУ ДОД ЦЮТТ «Поволжкий центр аэрокосмического образования», МБУДО ЦРТДЮ Приокского района «Созвездие» г. Нижний Новгород, Корпоративный учебный центр современного предприятия АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» концерна Алмаз-Антей.

Для повышения профессионального статуса кафедры планируется:

- расширение и углубление сотрудничества с учителями-практиками общеобразовательных учреждений региона;

- развитие сотрудничества с отечественными и зарубежными организациями, занимающимися проблемами технолого-экономического образования и профориентации.

Это станет основой возможности участия кафедры в солидных известных рейтингах качества образовательных услуг и приведения системы технолого – экономического обучения и воспитания в соответствие принятой мировой и отечественной педагогической практике.
603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph