3
6
11
Актуальная тема

Как сформировать социально-позитивный выбор поведения у детей и подростков?

Одно из направлений работы по позитивной социализации подростков - формирование у них компетентностей, связанных со здоровым и безопасным образом жизни. Новые тенденции в просветительских программах по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся различных возрастных категорий (программа «Вектор», ориентированная на старших подростков, «Разговор о здоровье» для дошкольников и др.) представила на очередной региональной научно-практической конференции «Воспитываем здоровое поколение» 15 марта 2018 г. разработчик этих материалов - кафедра здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО.

Содержанием программ нового поколения выступает как средство, организующее деятельность подростков по выработке мировоззренческих установок на социально ответственный и позитивный образ жизни. Занятия построены таким образом, что все надлежащие выводы и выбор стратегии поведения каждый их участник делает самостоятельно.

Каждый педагог имеет также возможность пройти на кафедре обучение по методике работы с программами.

Не требует доказательств утверждение, что сфера образования является самым непосредственным и работоспособным «агентом будущего». Именно сфера образования принципиально работает на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, в конечном итоге - экономический, нравственный и духовный потенциал общества.

Здоровье - категория не только медико-биологическая, но и социальная. Однако ничто в социальном не реализуется без участия биологического начала. Необходимость формирования духовного, нравственного, психического и физического здоровья является той проблемой, где теснейшим образом переплетаются интересы системы образования, семьи, государства и общества в целом. Одно из направлений работы по позитивной социализации подростков - формирование у них знаний и компетентностей, связанных со здоровым и безопасным образом жизни. В настоящее время целый ряд нормативных документов: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ), Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, ред. от 05.06.2012 г.), требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО) - обязывают педагогов работать над решением этой проблемы у обучающихся и воспитанников через формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни, а также уделять особое внимание профилактике возникновения у них вредных привычек и зависимостей (табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков).

Для обеспечения неразрывной связи общеобразовательной, воспитательной и развивающей сферы деятельности в общеобразовательных организациях педагогам и воспитателям нужны современные и эффективные программы нового поколения, ориентированные на работу с разновозрастными детьми и подростками и нацеленные на реальный социализирующий результат.

Кафедра здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО в течение ряда лет на основе аксиологическо-компетентностного подхода разрабатывает просветительские программы нового поколения, дидактические и методические материалы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для детей и подростков различных возрастных категорий, такие как программа «Вектор», ориентированная на старших подростков, и «Разговор о здоровье. Начало» для дошкольников.

Предлагаемые для работы программы формирования социально-позитивного поведения у детей, и подростков базируются на принципах возрастного соответствия, вариативности, модульности, а также личностно-деятельностного подхода. При данном подходе знакомство с содержанием программы выступает не как цель, а как средство, организующее деятельность детей и подростков по выработке мировоззренческих установок на социально ответственный и позитивный образ жизни. Занятия построены таким образом, что все надлежащие выводы и выбор стратегии поведения каждый их участник делает самостоятельно, что способствует целенаправленному формированию «Я-концепции».

Определяя социально-позитивный вектор выбора поведения для будущего взрослого человека, эти программы опираются на традиционные понятия о социальных нормах поведения, диктуемых в каждом государстве его обычаями и традициями, моралью, религией, правом. Среди них такие умения и качества личности, как способность сохранять психологическую уравновешенность, высокий уровень физической и духовной культуры, адекватное реагирование на опасные и чрезвычайные ситуации, умение строить взаимоотношения с другими людьми. Основное внимание педагогов направляется на такую организацию занятий и видов работ, которая способствует этому процессу. На занятиях педагоги должны также уделять особое внимание формированию у детей и подростков умений видеть цель, принимать решения, противостоять возможным попыткам отрицательного влияния на них со стороны других людей (взрослых или сверстников).

В ходе работы с обучаемыми и воспитанниками предполагается дать им знания об основах позитивного поведения, помочь четко определить свои нравственные принципы. Очень важно использование на занятиях активного способа познания - метода, который побуждает учащихся брать на себя ответственность за полученные знания и принятые решения.

Эмпирический путь познания предполагает, что знанию предшествует опыт. Инициатива в познании на основе собственного опыта исходит от познающего. Никто не может указать ему, какие знания приобрести, что вынести из работы на занятиях. Определить ценность приобретенного опыта должен сам учащийся. Обязанность педагога - создать на занятиях благоприятную атмосферу, которая будет способствовать усвоению материала обучаемыми и правильному выбору ими жизненной стратегии поведения. Для этого используются разнообразные методы обучения деятельностного характера, что делает образовательный процесс творческим и позволяет многопланово воздействовать на обучающихся и воспитанников.

Важной основой содержания занятий является также принцип ответственности личности за себя как индивида и члена общества. Воспитание ответственного поведения по отношению к себе и другим - неотъемлемый компонент процесса социализации детей и подростков.

Познакомиться с такими программами, как программа «Вектор», ориентированная на старших подростков, и «Разговор о здоровье. Начало» для дошкольников, а также пройти обучение методам работы с ними можно на кафедре здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph