2
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Актуальная тема

Организация профориентационной работы с обучающимися на школьном, муниципальном и региональном уровнях

Среди приоритетов современной образовательной политики особое место занимает задача развития профориентационной работы. Для успешного решения этой задачи необходима разработка организационных моделей и механизмов сопровождения профессионального самоопределения школьников. Сотрудники кафедры теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО разработали и апробировали «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», которое стало основой инновационной деятельности на экспериментальной площадке, открытой под руководством центра профессионального образования ФГАУ ФИРО в Нижегородском регионе. Результаты этой работы получили высокую оценку. На III Всероссийском совещании «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» было отмечено: «Нижегородская модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе системообразующего представления на школьном, муниципальном и региональном уровнях, разработанная в ходе эксперимента, заслуживает внимания и дальнейшего развития». Основная целевая установка инновационного проекта - создание системы обеспечения гарантированного минимума профориентационных образовательных услуг, способствующих устойчивой мотивации обучающихся к обоснованному профессиональному самоопределению и предпринимательству. 7-8 ноября 2018 года ГБОУ ДПО НИРО проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию "Проблемы и перспективы организации практико-ориентрованных форматов профориентационной работы в образовательных организациях различного типа"

 

 

 

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в интерактивном опросе по проблеме совершенствования профориентационной работы в общеобразовательных организациях

 

Отсутствие системной работы по сопровождению профессионального самоопределения  школьников  привело к невозможности подавляющим большинством из них получения качественных профориентационных услуг. На наш взгляд, эффективность  профориентационной работы во многом будет определяться системообразующим представлением данной работы в общеобразовательном учреждении, в муниципальном и региональном разрезе.

Системообразующее представление  профориентационной работы в Нижегородской области на региональном  уровне (Рис.1) предполагает скоординированные действия организаций - субъектов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодёжи.

В число субъектов  системы профориентации регионального уровня входят:

- органы власти - отраслевые  профильные министерства и департаменты  (образования, труда и соц. защиты населения, культуры и спорта, здравоохранения, семейной и молодежной политики  и пр.);

- учреждения соответствующей отраслевой принадлежности и подведомственные организации регионального уровня (ГБОУ ДПО НИРО,  специализированные УДО, учреждения СПО и ВПО и др.);

- объединения работодателей, предприятия и организации различных форм собственности;

- управление государственной службы занятости населения;

- средства массовой информации;

-общественные организации и   иные социальные институты, заинтересованные в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением молодёжи.

C:\Users\1\Desktop\6.PNG

Рисунок.1 Системообразующее представление  профориентационной работы в    Нижегородской области   на региональном  уровне

Для достижения желаемых результатов субъекты  системы профориентации тесно взаимодействуют  друг с другом и в пределах своих полномочий исполняют определённые функции в области профессиональной ориентации молодёжи.

С целью оптимизации межведомственного взаимодействия по вопросам организационно-педагогического сопровождения профориентационной работы с  молодёжью    необходимо подчеркнуть важность координации этой деятельности на областном уровне, что актуализирует наличие  координационного совета по развитию профессиональной ориентации обучающейся молодёжи, получающей образование в учреждениях различного типа.

В число субъектов  системы профориентации муниципального уровня  (Рис.2)  входят:

- подведомственные структуры отраслевых  профильных министерств  и департаментов  (образования,  труда и соц. защиты населения, культуры и спорта, здравоохранения, семейной и молодежной политики  и пр.);

- учреждения соответствующей отраслевой принадлежности и подведомственные организации муниципального уровня (УДО, МУКи    и др.);

-   предприятия и организации района различных форм собственности;

- муниципальные управления государственной службы занятости населения Нижегородской области;

- районные средства массовой информации;

-общественные организации и   иные социальные институты, заинтересованные в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением молодёжи.

C:\Users\1\Desktop\5.PNG

 

Рисунок 2.  Системообразующее представление  профориентационной работы в Нижегородской области   на муниципальном уровне

 

В плане общеобразовательного учреждения (Рис.3) система предполагает единство подходов, отраженных в образовательной программе, локальных актах, взаимодействии учителей предметников, школьных психологов и педагогов дополнительного образования, а также серии мероприятий информационного и прикладного характера. В этом смысле,   важно  обозначить право  администрации школ в условиях введения ФГОС, самостоятельно разрабатывать образовательные программы и учебные планы, с опорой на  поиск ресурсов для самостоятельного формирования учащимися собственного образовательно-профессионального маршрута, а также  на обучение способам использования этих ресурсов.

С этой целью при ОУ   необходимо  создание кабинета по профориентации и школьного Совета  по развитию профессиональной ориентации,   структуры, в состав которой входят представители от всех участников учебного процесса (учителя, воспитатели, обучающиеся, родители, представители общественности и др.) 

Руководство этой структурой осуществляет специалист - ответственный  за профориентационную работу в ОУ (в ранге завуча), должность, которого должна быть нормативно закреплена в штатном расписании. Основными его функциями являются  разработка направлений   работы кабинета,  разработка  Программы профориентационной деятельности в рамках программы развития ОУ, контроль за выполнением этих мероприятий,    проведение родительских университетов и др.

Учителя-предметники осуществляют профинформирование обучающихся в пределах своих компетенций в  урочной и внеурочной деятельности, а школьный психолог и  социальный педагог осуществляют  психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в  ОУ, проводят диагностику профессиональных интересов и склонностей;  проведение профориентационных тренингов;   помощь в процессе сбора портфолио и др.

C:\Users\1\Desktop\2.PNG

 Рисунок 3.  Системообразующее представление  профориентационной работы в Нижегородской области   на школьном   уровне

В качестве одного из резервов развития деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения нужно обозначить незадействованный потенциал традиционных элементов системы образования, который может быть более полно раскрыт и реализован за счет:

  • совершенствования содержания и методик традиционных учебных предметов, при знакомстве с которыми возможно приобщение школьников и к миру труда и профессий;

  • профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, которые, так или иначе, оказывают влияние на процесс самоопределения учащихся.

В этом смысле необходимость педагогической поддержки процесса самоопределения личности, ее отношения к профессиям, видам профессиональной деятельности определяет важность в системе общего образования школьников   всех предметов базисного учебного плана в целом, в особенности  предметных областей «Технология»  и «Экономика» .

  Эти предметные области в большей степени могут выступать в качестве эффективных средств   социализации молодежи. На основе практико-ориентированных, метапредметных подходов они способствуют  выработке предпринимательской активности,  умений зарабатывать на жизнь и осознанию подростком отношения к себе и своей деятельности.

  Организационно-методические возможности предметных областей «Технология» и «Экономика» позволяют организовать предпрофильное и профильное обучение школьников,   ввести в повседневную школьную практику систему различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на использовании профессиональных проб,  метапредметного проектирования, исследовательской, общественно-полезной учебно-производственной   деятельности  на качественно новом уровне.

C:\Users\1\Desktop\Снимок.PNG

Рисунок 4. Организационная модель профориентационной работы со школьниками на основе непрерывного технолого-экономического образования

 

Эффективность работы общеобразовательных учреждений, в данном направлении, предполагает  при разработке   программ развития  и учебных планов готовность  принять идею непрерывности технолого-экономического образования на всех ступенях образования (Рис.4) , что будет, способствовать созданию условий  для трудового воспитания и  активизации профессионального самоопределения    обучающихся в различных сферах деятельности человека, включая направления, связанные с изучением высокотехнологичных производств.   

Этому будет способствовать и предложенная для школ учебная практико-ориентированная программа «Проектирование траекторий профессионального самоопределения» для 8-9 классов,    не противоречащая  требованиям ФГОС и других нормативных и стратегических документов, разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономики ГБОУ ДПО НИРО в ходе реализации проекта «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях».

Основной целью курса является,   формирование способностей выпускников ОУ к успешному участию в решении своих профессиональных и жизненных задач в типичных и нестандартных ситуациях в условиях рыночной экономики.

При большом количестве профориентационных программ  отличительной  идеей нашей программы является оптимизация профориентационной работы в школе на основе комбинации возможностей экономического, технологического и гражданского образования, а также усиление практикоориентированной составляющей и организационных особенностей её реализации.

Практикоориентированные составляющие курса основаны на:

- Использовании  технологий проектной деятельности, обеспечивающих практико-ориентированный подход к обучению и способствующих профессиональному  самоопределению;

- Формировании опыта профессиональной деятельности учащимися посредством прохождения профессиональных проб по различным профессиональным направлениям на базе промышленных и с/х предприятий и организаций различных форм собственности, учреждений   ГБПОУ;

- Организации продуктивной деятельности в рамках создания школьных кампаний, в которых происходит воспитание предпринимательской и деловой активности старшеклассников, в том числе и на базе учебных мастерских.

Отличительными организационными особенностями являются реализация инвариантного и вариативного блоков, при общей трудоемкости курса не менее 68 часов (без учета самостоятельной работы)

Инвариантный блок  задаёт  тематические и сюжетные линии курса с учётом межпредметных и внутри предметных связей и реализуется преимущественно в ходе урочной деятельности (I полугодие).

 Вариативный блок - предполагает организацию профессиональных проб, диагностирование своих способностей с целью формирования знаний о себе и оценки своего профессионального потенциала, а также организацию продуктивной   деятельности учащихся, участие в конкурсах на основе сетевых форм, с использованием ресурсов ГБПОУ и реального сектора экономики, реализуется в ходе внеурочной деятельности (II полугодие).

Итоговый контроль организуется в форме урока-конференции, на котором обучающиеся защищают профориентационный проект.

По окончании изучения курса у выпускника школы должно быть сформировано портфолио профессиональных достижений, в котором должны быть зафиксированы результаты всех  тестов и диагностические материалы; результаты участия в деловых играх и тренингах, результаты прохождения профессиональных проб, творческий проект, отчет о деятельности в школьной компании, компьютерная презентация и т.д.

 

Практическая реализация описанной системы позволит получить  социальные эффекты, обеспечивающие   в условиях введения ФГОС системы  предоставления     гарантированного минимума   профориентационных образовательных услуг, способствующих устойчивой мотивации школьников к обоснованному профессиональному самоопределению и предпринимательству, а также позволит    определить  роль и   место предметных областей «Технология» и «Экономика» в системе общего образования, как эффективных средств  социализации молодежи.

Тужилкин А.Ю. , зав. кафедрой  теории и методики обучения технологии и экономике

                                   ГБОУ ДПО НИРО

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph