4
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Актуальная тема

Использование современных цифровых технологий как требование реализации деятельностного подхода в обучении

Цифровизация школы — одно из ключевых направлений нацпроекта «Образование». Цифровая среда уже начала формироваться в российских школах. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео- и аудиоматериалы, 3D-программы, виртуальные музеи, библиотеки и лаборатории. Цифровая школа подразумевает свободный доступ к электронному образовательному контенту и широкие возможности индивидуализации учебного процесса с учетом способностей каждого ученика. Требования использовать электронные ресурсы при обучении были также прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах. Электронный образовательный контент дает больше возможностей получать знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации. Роль учителя трансформируется из транслятора знаний в функцию наставника, направляющего ученика по максимально индивидуализированной траектории обучения. Вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я» предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому». Кафедра информационных технологий ГБОУ ДПО НИРО одну из своих основных задач видит в подготовке учителя к работе в этой новой парадигме на основе системно-деятельностного подхода. А инструментальной основой педагогических технологий деятельностного типа выступают именно цифровые технологии. Кафедра осуществляет научное руководство инновационным проектом «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога». Разработана модель непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов путем формирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Модель включает курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, систему тьюторского сопровождения на базе образовательных организаций; организацию поддержки в рамках сетевых педагогических сообществ. Кафедра постоянно проводит мониторинг потребностей педагогов в освоении тех или иных цифровых инструментов, в их грамотном использовании на уроке, в организации проектной, учебно-исследовательской и внеурочной деятельности.

Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования. Сегодня учитель становится организатором совместного обучения и эффективного использования цифровых технологий в обучении.

«Умные» мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования. Цифровой класс будущего поколения оснащается смартфонами, виртуальными очками, специальным ПО и образовательным VR-контентом. Это позволяет ученикам выполнять виртуальные лабораторные работы, проводить опыты в безопасной среде, в том числе те, которые не осуществимы в обычном классе, — например, замеры радиоактивного излучения, изучение изменений электрического тока в разных условиях или принципов работы двигателя «изнутри» и пр. Интерактивные классные доски позволяют по-новому выстраивать уроки. Например, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А учитель и ученики с помощью подключенных к сети сенсорных экранов могут постоянно взаимодействовать друг с другом. Это повышает и креативность учебного процесса. А цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или хочет повторить дома. Сенсорная поверхность подключенных парт позволяет использовать их и как экран, и как клавиатуру. Формируется индивидуальное рабочее пространство ученика как площадка для совместной работы, решения коллективных задач.

На начало текущего учебного года, по оценке компании «ЯКласс», только 12% учителей страны пользовались электронными учебниками и другими цифровыми инструментами в учебном процессе.

По данным последнего опроса компании «Дневник.ру», в котором участвовали 16 тыс. учителей, учеников и родителей из 74 российских регионов, сохраняется проблема слабых ИТ-компетенций довольно большого числа педагогов.

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.

Разработанная на кафедре информационных технологий модель непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов путем формирования индивидуальных образовательных маршрутов включает курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, систему тьюторского сопровождения на базе образовательных организаций; организацию поддержки в рамках сетевых педагогических сообществ. Кафедра информационных технологий постоянно знакомит педагогов с отечественным и зарубежным опытом применения инновационных моделей использования цифровых технологий на уроках. Проводятся вебинары, семинары, в том числе на базе школ.

Инновационные решения в сфере цифровых технологий, опыт освоения педагогических практик использования интернет-технологий в образовательном процессе станут предметом обсуждения на межрегиональной научно-практической конференции «Современный учитель в цифровом пространстве», которая пройдет в апреле 2019 г. в ГБОУ ДПО НИРО.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph