2
6
11
Актуальная тема

Чему учить? Где учить? Как учить? в условиях внедрения Концепции технологического образования

Система образования должна оказывать ученикам эффективную помощь и поддержку в развитии способностей и профессиональной самореализации. Дети ориентируются в выборе профессии на предметы, которые даются им легче или на углубленное изучение тех или иных дисциплин в конкретной школе. При этом сегодня знания одного предмета категорически недостаточно для профессиональной реализации. Школьникам, и особенно старшеклассникам, нужно показывать все возможности, которые есть в регионе – и в плане учебы, и дальнейшего трудоустройства, и вовлечения в общественно значимые проекты, и включения в местные сообщества.

Особое значение в профессиональном самоопределении школьников имеет получение собственного опыта. Такой опыт позволяет более точно оценить себя, свои личностные качества, склонности и предпочтения. В национальном проекте «Образование» предусмотрен ряд ключевых направлений. Они связаны как с повышением уровня осведомлённости школьников о профессиях, так и с расширением возможностей получения личного опыта профессиональной деятельности. На созданных в регионе в рамках проекта образовательных площадках «Точка роста» ребят знакомят с различными специальностями, учат иначе мыслить и действовать, задают форматы проектной работы. Специалисты кафедры теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО разрабатывают единую философию, направленную на развитие технологического образования и профориентации школьников в условиях образовательных площадок Центров образования цифрового и гуманитарного профилей.

При общем понимании необходимости внедрения нового содержания все технологическое сообщество делится на консерваторов и инноваторов. Учителя-консерваторы – их больше, у них возраст, они работают по традиционным методикам и традиционному содержанию. Учителей-инноваторов – мало. Есть ещё инноваторы в кавычках, пытающиеся извлечь из процесса модернизации технологического образования коммерческую выгоду.
Анализ обозначенных позиций вскрыл подводные камни.
В одном случае - формальное отношение и безынициативность большинства учителей-консерваторов. В другом - интенсивное внедрение инновационных технологий и уход от традиционного содержания без учета проблем и рисков. В обоих случаях есть риск потери предмета, а как следствие, не приспособленных к жизни выпускников.
Как быть? И где найти ответы на классические вопросы: Чему учить? Где учить? Как учить? На наш взгляд, ответ очевиден. И нужно найти «золотую середину», которая сможет сохранить все ценное и хорошее из прошлого и настоящего опыта и соединить этот опыт с нововведениями.
Нет сомнения, что ресурсы школьного технологического образования могут быть задействованы в реализации всех направлений Приоритетного национального проекта «Образование». Реализация проекта предполагается на основе классического базового принципа трудового обучения - политехнического, соединения обучения с производительным трудом, профориентационным. Такое понимание позволяет уйти от узкой направленности предмета и посмотреть на его возможности в широком смысле, в том числе, и в контексте создания профильных инженерно-технологических классов, что в свою очередь заставляет задуматься о новом целеполагании предмета, его миссии и статусе (предмет должен входить в число предметов, составляющих базовое образовательное ядро).
Реализация задач, функций и направлений деятельности Центров «Точка роста» предлагается в форматах использования гибких технологий проектной деятельности и работы в командах.
При этом изучение предмета и обучение трудовым навыкам предлагается осуществлять на базе творческих лабораторий, оснащенных высокотехнологичным оборудованием с цифровым программным обеспечением.
Тем самым, при изучении предмета «Технология» за счет расширения объема содержания появляется возможность вовлечения большего количества обучающихся и всех учителей-предметников в проектную деятельность на межпредметной основе. Это актуализирует аспекты, связанные с профессиональным определением и возможностью изучения предмета на профильном уровне.
При этом защита интегрированного проекта должна быть включена в образовательную программу школы и в течение всего периода обучения в школе и как обязательная форма итоговой аттестации в 4, 9, 11 классах. Это будет способствовать определению достойного места предмета в базисном учебном плане и уравняет отношение к предмету всех участников образовательного процесса среди других предметных областей.
К сожалению, сегодня в требованиях к результатам реализации программ по технологии в соответствии с действующим ФГОС ООО отсутствуют требования, связанные с инновационными направлениями современного технологического образования (АЭРО, ГЕО,VR/AR, РОБО, Промдизайн, Хайтек, IT), предложенными ФГАУ «Фонд новых форм развития образования». Рекомендованные учебники не содержат актуальной информации, учителя технологии не имеют возможности включать в учебные планы элементы таких технологий.
В то же время изучение указанных направлений подтверждается проектом требований нового ФГОС ООО, где в части предмета «Технология» представлены модули соответствующей направленности. Таким образом, сегодня в условиях модернизации технологического образования школьников очевидна целесообразность проецирования направлений, рекомендуемых Фондом, в учебные модули действующих программ по технологии.
Большая часть работы по профориентации начинается в школе. Предстоит поднять её на качественно новый уровень Среди основных направлений работы педагогов – выстраивание системы ранней профориентации, развитие условий для профориентации в школах и в сельской местности, и малых городах, совершенствование преподавания предмета «Технология», развитие сети «Точек роста»

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph