Особой задачей
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является
создание безбарьерной школьной среды: «Новая
школа - это школа для всех, где обеспечивается успешная социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»,
Приоритетное направление в современной образовательной
политике Нижегородского региона - реализация задач социальной и образовательной
интеграции – основано на признании права
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на
получение качественного и доступного образования.
Программа «Безбарьерная среда», принятая в 2010 году, предусматривает
обеспечение для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов особых условий обучения, создание для таких
детей образовательного пространства, которое позволит им получить качественное
образование, научиться взаимодействию друг с другом и окружающими,
ориентироваться в социальной среде.
Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ информировал регионы о проведении мониторинга состояния и развития образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Из новых форм обучения,
обеспечивающих вариативные условия для получения образования,
психологической, социальной, медицинской поддержки, а также обеспечения
коррекции нарушений развития у детей, особо можно выделить две: дистантную и
интегративную (инклюзивную)
формы обучения.
Кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ДПО НИРО совместно с Центром дистанционного обучения разработаны программы курсов для
педагогических работников «Организация и методика дистанционного обучения детей-инвалидов». В этом году
организовано также и обучение родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Инклюзивное обучение - это обучение ребенка-инвалида в
коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый
класс. Это форма дифференциации образования. В основу такого обучения положена
идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут
полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
Положительным
фактором инклюзивного обучения является наличие у больных детей возможности участвовать во многих школьных
мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что
дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Особая ответственность
накладывается, конечно на педагогических работников:
как на профессионалов, как на людей, которые должны понять смысл этих новых
слов – «инклюзивное образование». Проблема учителя, владеющего педагогическими
технологиями, на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного
образования. Это связано с подготовкой кадров, передачей опыта и трансляцией
знаний, и это тоже далеко не простой момент. Учителю массовой
общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии
и коррекционной педагогике, нужны особые знания о том, как ему учить слабовидящего
или глухого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников. Рождение инклюзии в системе общего образования
– это не краткосрочная задача, и материальное
обеспечение тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех
учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей,
которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или
школа готовы назвать себя инклюзивными.
Вопросы инклюзивного образования на "горячей линии" в "РГ"
Каково Ваше мнение по вопросам организации инклюзивного образования, условий успешности этого процесса?
Просим Вас оказать содействие в проведении социалогического исследования и ответить на вопросы анкеты.