Доцент кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО А.С. Мольков. стал обладателем Диплома II степени и специального приза Профсоюза работников народного образования и науки РФ За профессионализм на международном конкурсе Педагогическое начало
Круглый стол по теме: «Нормативно-профессиональная компетентностная модель руководителя ООО в современных социокультурных условиях»
Мероприятия Августовской афиши 2016
Вход для пользователей
Подразделения

По страницам литературно-художественных изданий: аннотированный обзор публикаций.

Аннотированный обзор литературно-художественных журналов за второе полугодие 2016 года составлен на основе критических статей, анонсов и отзывов, регулярно помещаемых на страницах периодических изданий или на сайте: http://magazines.russ.ru. Так, среди постоянных авторов обзоров и литературно-критических статей журнала «Новый мир» можно назвать С. Костырко (рубрика «Библиографические листки»), А. Василевского и П. Крючкова, «Иностранной литературы» - С. Гандлевского и др. А в числе авторов Интернет-анонсов можно указать на А. Нестерова и Н. Богомолову, которые регулярно обсуждают публикации журнала «Иностранная литература» на сайте «Журнальный зал» (Электронная библиотека современных литературных журналов России), а также Е. Холмогорову (журнал «Знамя») и В. Пустовую (журнал «Октябрь»).

«Знамя»

Чухонцев, О. Стихи // Знамя. – 2016. - №9.

Олег Григорьевич Чухонцев значителен как в крупных вещах, так и в маленьких восьмистишиях, совсем не горестных, а полных силы.

Слаповский, А. Неизвестность: Старый дневник // Знамя. – 2016. - №9.

Это искусная стилизация – записи крестьянина, а потом рабочего Смирнова с 1017 до 1937 года, доморощенного философа, на долю которого пришлась Первая мировая, гражданская, голод, коллективизация, лагерь и сложные личные переживания.

Игнатова, Е. Дело в мире : стихи // Знамя. - 2016. - №9.

Признанная мастерица глубокой и мощной лирики Елена Игнатова, тоже не позволяет себе грустить.

Венедиктова, Н. Жизнь как автор : Роман-полдень // Знамя. – 2016. - №9.

Повествование о незаурядных женщинах, тем или иным способом оставивших неизгладимый след в искусстве XIX –XX столетий – от княгини Зинаиды Волконской до спутницы Сальвадора Дали Галы Дьяконовой и Эльзы Триоле, жены Луи Арагона и сестры Лили Брик.

Яковлев, С. М. Еще не темнота: стихи // Знамя. – 2016. - №9.

Вереница печальных стихотворений, красивых, напряженных и горестных.

Давыдов, Г. Серебчик : рассказ //Знамя. – 2016. - №9.

Постоянный автор и лауреат премии журнала публикует рассказ о решительном и во всем удачливом человеке, который совершенно неожиданным образом заканчивает жизнь – самоубийством.

Лукьянченко, О. Под салютом всех вождей : цикл новелл // Знамя. – 2016. - №9.

Автор назвал свои новеллы лирическими клипами – воспоминания о детстве в 50-е годы, когда доверчивая память вбирает в себя все, что льётся из радиоэфира, откладывая анализ услышанного на сознательный возраст.

Стесин, А. Птицы жизни : повесть // Знамя. - 2016. - №10.

Повесть носит автобиографический характер и посвящена жизни русского эмигранта, в 11-летнем возрасте вывезенного в США. Он живет в стихии двух языков – английского и русского. Русский – язык детства, проведенного в Москве, на улице Демьяна Бедного, и воспоминания о московском прошлом придают повести лирическую окраску.

>

Шишкин, М. Гул затих…: Эссе // Знамя. – 2016. - №10.

В основе эссе – заключительное слово на Международной научной конференции «Знаковые имена современной русской литературы» в Кракове в мае 2016года, посвященной его творчеству. Речь в эссе идет о пробуждении таланта на заре юности.

Осипов, М. Добрые люди: рассказ // Знамя. – 2016. - №10.

Героиня рассказа – бывшая актриса, а ныне жертва болезни Альцгеймера. Пытаясь скрасить ее одиночество, ее пристраивают читать сказки безнадежно больным детям.

Литвинец, Н. Антиквар: рассказ // Знамя. – 2016. - №10.

В рассказе о вдове фронтовика, вынужденной расставаться с антикварными украшениями, речь идет о бессердечной сущности торгашества.

Рыбакова, М. Алиса Розенбаум: рассказ // Знамя. – 2016. - №10.

Рассказ повествует о том, как знаменитая американская писательница Айн Рэнд, когда она еще звалась Алисой Розенбаум и только «вырвалась из СССР», получает первые впечатления об Америке. Но этот рассказ недаром двухчастный – за внешней сюжетной канвой скрываются непростые философские обобщения.

Казакевич, В. Дача // Знамя. – 2016. - №10.

Герой рассказа – многообещающий литератор, из-под пера которого так ничего и не вышло. Но его успехи в иной области не позволяют ему жалеть об этом.

Маркиш Д. Рассказы из цикла «Из писем пожилого господина» // Знамя. – 2016. - №10.

Два рассказа о том, какие препятствия чинила советская власть первым еврейским энтузиастам эмиграции 1970-х годов.

Кураев, М. Операция «Бучков хвост» : повесть // Знамя. – 2016. - №11.

В повести воссоздается картина послевоенного Ленинграда, а конкретно - Васильевского острова, глазами мальчика-третьеклассника. В городе не заросли раны от бомбежек и артобстрелов, свежа память о голоде и блокаде, и потому многое обретает символическое значение.

Левин, А. Хомякадзе : стихи // Знамя. – 2016. - №11.

В стихах постоянного автора журнала в избытке детская игра звуками русской речи, перерастающая во взрослое словотворчество: «Веселопедисты ехали гуськом…».

Кюне, Е. Здесь должна быть я : повесть // Знамя. – 2016. - №11.

Лирическая героиня повести – девочка-подросток, растущая под присмотром двух разных и по-разному любимых бабушек. Одна живет на Севере, вторая – на Юге, у моря. Легко узнается время – 90-е годы минувшего века.

Драгунский, Д. Секрет: рассказ // Знамя. – 2016. - №11.

Вечер встречи выпускников одной из московских школ лег в основу сюжета рассказа. Собственно предметов для разгадки секрета два – кто автор любовной записки к восьмикласснице, и каково подлинное имя героя, раскрывающееся в эффектной концовке.

Соколовская, Н. День космонавтики : рассказ // Знамя. – 2016. - №11.

В центре внимания в рассказе не столько праздник, сколько день памяти погибших покорителей космоса – Гагарина, Комарова и экипажа корабля «Союз 11». Трагедия гибели корабля переживалась ленинградской школьницей особенно остро. Ее школа носила имя Циолковского и любимой книгой того времени была «Звезда КЭЦ» Беляева.

«Иностранная литература»

Фитцджеральд, П. Голубой цветок: роман : перевод с англ. // Иностранная литература. – 2016. - №9.

Роман английской писательницы, лауреата Букеровской премии 1979 г. Пенелопы Фитцджеральд описывает жизненную драму Новалиса (Фридриха фон Харденберга). Гениальный молодой человек с возвышенным образом мыслей и чувств влюбляется в девочку-подростка, вскоре после их помолвки умирающую от чахотки. Среди второстепенных героев романа – Гете, Шиллер, Фихте, братья Шлегели. Тонкая стилизация мастерски переведена Е. Суриц.

Росеро, Э. Благотворительные обеды : роман: перевод с испанск. О. Кулагиной // Иностранная литература. - №10.

Действия романа колумбийского писателя происходит в католическом храме Боготы в течение суток. Но этого времени хватает, чтобы жизнь главного героя – молодого горбуна-причетника, его тайной возлюбленной, старух-стряпух и всей паствы изменилась до неузнаваемости. А все потому, что подменить на одну службу уехавшего пастыря согласился довольно странный священник…

Форд, Р. Прочие умершие : повесть: перевод с англ. А. Авербуха // Иностранная литература. – 2016. - №10.

Герой под семьдесят, в меру черствый из соображений эмоционального самосохранения, все-таки навещает смертельно больного товарища молодости. Морали в повести нет, как и в воссозданной в ней ситуации.

Бишоп, И. Корея и ее соседи: главы из книги : перевод с англ. // Иностранная литература. – 2016. - №11.

Это книга первой женщины – члена Королевского географического общества Великобритании. Из вступления переводчика О. С. Пироженко: «…отрывок посвящен драматическому периоду в истории Кореи, когда после китайско-японской войны 1894-1805 гг. страна впервые за сотни лет получила формальную независимость…».

 

«Октябрь»

Попов, Е. Чудесное преображение Казани : эссе // Октябрь. – 2016. - №8.

Так назвал свое эссе председатель попечительского совета Аксенов-фест писатель Евгений Попов, охватывая одним взглядом путь города от провинции шестидесятых годов к статусу «третьей столицы». Аксенов-фест, придуманный мэром города Ильсуром Метшиным и организуемый ежегодно в сотрудничестве с журналом «Октябрь», – своеобразная модель новой Казани, соединяющая языки и культуры, искусства и жанры. Не только литературный, междужанровый и мультикультурный фестиваль остается вечно в возрасте аксеновского «Звездного билета», когда процесс движения оказывается главным методом познания и самореализации.

Кабаков, А. SMS- проза : рассказы // Октябрь. – 2016. - №8.

Писатель открывает новый цикл рассказов, создаваемый на стыке воспоминаний и текущего времени, как будто в тот самый момент , когда доставленное SMS-сообщение вмешалось в углубленный ход мысли. Журнал публикует первые рассказы цикла : «Конец лжи» и «Победитель».

Стесин, А. Квинс : повесть // Октябрь. – 2016. - №8.

О «работе умирания» и о том, как видится самая обычная жизнь нью-йоркского эмигранта – из онкологического центра при Рокриверском университете. Это проза, смиряющая домыслы, избегающая ярлыков и приговоров, предоставляющая судить об увиденном высшему уму. Состояние «неврастенической тревоги», в котором каждое утро застает себя рассказчик, совсем не передается читателю – потому что, признавая за миром право на необъяснимость и неуправляемость, мы благодаря А. Стесину начинаем трезвее и спокойнее ориентироваться в том немногом, на что можем еще повлиять.

Бояшов, И. Книга «Джунглей» : Фотография времени // Октябрь. – 2016. - №8.

Новый эксперимент от автора, умеющего умещать эпопею в карманную книжицу. Автобиографическая книга «Джунглей» сложена из микрорассказов. Рассказ о русском роке – это повествование о занимательном путешествии по мировым задворкам культуры и закате рока как провинциальном местом явлении. Это домашнее значение русского рока, участником которой был и сам Бояшов, делает удивительно притягательным сюжет книги. Это история музыки в обыденный рост, это иронические похождения рокера под ветром времени, это юность, чьи мечты не сбылись, но тем она и доказала свою чистоту и честность. Ведь в юности можно мечтать лишь о несбыточном.

Ключарёва, Н. Счастье : роман // Октябрь. – 2016. - №9.

Роман-тренинг – необыкновенно актуальный по мироощущению: своего рода молодежный манифест против социальной критики. Герои романа – две «беспризорные сестры» и два маргинала-клоуна, их возлюбленные, – могли бы стать жертвами социальной несправедливости, но выглядят творцами нового общества, пусть пока ничтожно малого, на четверых. Наталья Ключарева пишет о борьбе и протесте – главным объектом которых оказывается бездна в самой душе человека. Прикармливать свое несчастье – или отпустить его, спрятаться и молчать или прокричать вселенной о своих желаниях – в каждый момент романа герои имеют возможность выбирать. А читатель – на их примере убедиться: от счастья нас отделяет только страх перед ним.

Ахмедова, М. Баран : рассказ // Октябрь. – 2016. - №9.

Сильная, сосредоточенная история жертвоприношения, в центре которой – не агнец, а человек, готовящийся по велению обычая и с молчаливого согласия общества занести нож над собственной дочерью.

Ратников, А. Рассказы // Октябрь. – 2016. - №9.

Остроумные и живые истории от молодого писателя из Санкт-Петербурга, наблюдающего за мелкими перебежками горожан к своему маленькому увертливому счастью.

Труханов, А., Лебедева, В. Голос бога Обатала : повесть // Октябрь. – 2016. - №10.

Реалистическая повесть оставляет для читателя возможность мистического волнения , а для героя – чудесного спасения. НО в образе подаренного герою на день рождения волшебного помощника проступают вполне житейская мудрость и посильная подростку решимость. Герой ищет способов одолеть противников, превосходящих его в хитроумии и боевитости, но оказывается, что главное в битве – победить собственный страх.

Шушпанов, А. Школа пилотирования: повесть // Октябрь. – 2016. - №10.

Фантастическая повесть удивляет любыми совпадениями с реальностью. А они неизбежны, ведь новый герой романа оказывается в параллельном измерении нашего мира, откуда к нам, как он выяснит, приходят лучшие идеи и гениальные творцы.

Климовски, К. Странные счастливые : сказки // Октябрь. – 2016. - №10.

Это притчи на границе взрослого и детского чтения, исходящие из парадоксальной гипотезы о конкретном характере и ситуации, но доказывают универсальные свойства человеческой природы.

Ботева, М. Нельма: повесть-притча // Октябрь. – 2016. - №11.

Универсальная сказка – о войне, но в свете вопроса о доверии и близости, с героем-ребенком, но решающим проблемы людей куда старше себя. Старая Нельма поджидает журавлей на берегу озера, но волей судьбы дожидается другого – опасного общения с чужим мальчиком, присланным из города к ней за остатками машинного масла. Ребенок и старуха, у которых война увела и родных, и веру в людей, оказываются перед необходимостью договориться, чтобы вместе противостоять захватившей мир вражде. И становятся главными проводниками мира. В этой притче о доверии и открытости воплотились лучшие черты прозы Марии Ботевой: детская прямота и зрелая строгость письма, след глубоких душевных переживаний в скупых и лаконичных репликах.

Носов, С. Аутентичность : рассказ // Октябрь. – 2016. - №11.

Многорегистровый рассказ, включающий разом английское и русское языковое мышление, реальность России и поэтический миф о ней, литературные строки и их личную интерпретацию. Англичанин Стив , специалист по творчеству Ахматовой, получает шанс провести ночь в ее доме – и остается наедине с вещественно воплощенными концептами русского мира. Встреча с аутентичной Ахматовой оказывается для героя встречей с подлинным собой. Но больше – с аутентичностью самой поэзии, которую так охотно подменяют трактовками и языковыми расследованиями, лишь бы не переживать ее как столкновение со своим настоящим.

Корниенко, И. Рассказы // Октябрь. – 2016. - №11.

Рассказы Игоря Корниенко помещают героев в обстоятельства, превозмочь которые кажется невозможным : деревенский парень перед лицом бюрократической машины, мальчик перед фактом болезни своего отца, семья перед лицом вражеского вторжения, - но автор включает воображение, и герои получают поддержку от невидимых, но совсем не волшебных помощников.

Киров, А. В темный лес через чисто поле : рассказ // Октябрь. – 2016. - №11.

Тонкий и светлый рассказ о личностном кризисе отца семейства – на переходе от юноши к мужчине, от философии побед и завоеваний к этике дарения и отдачи. По-настоящему дорасти до этой роли герою предстоит, пройдя зимний путь на новых, от уныния купленных лыжах.

Хаиров, А. Испанские рассказы // Октябрь. – 2016. - №11.

Яркая барселонская фантазия, в которой карнавальные амплуа героев причудливо проявляют их реальное жизненное положение.

Вереск, Р. Я хочу увидеть музыку : рассказ // Октябрь. – 2016. - №11.

Неоднозначная история о зарождении бремени вины в сознании школьника, переживающего изменения в отношениях родителей.

 

«Новый мир»

Хафизов, О. Честное слово : рассказ // Новый мир.- 2016. - №6.

Рассказ об антикварном по нынешним временам понятии чести русского офицера написан на материале войны 1812 года. К достоинствам рассказа следует отнести полную независимость автора от канонов изображения войны 1912 года от Л. Толстого.

Белодед, И. Самуил: рассказ // Новый мир. - 2016. - №6.

Автор предлагает посмотреть на этот мир с точки зрения старого и мудрого по-своему кота.

Есин, С. Не пишется. Проза // Новый мир. – 2016. - №6.

Текст-рефлексия героя-повествователя на сложную и драматичную для него ситуацию : творческий молодой запал остался в прошлом , но никуда не делись острота зрения и потребность писать. Изображение этой ситуации становится основной романа, в котором писатель, пишущий с натуры набросок сценария телесериала о «новых людях» , хозяевах наступившей жизни и о трансформации «людей прошлого» в нынешние времена.

Басинский, П. Воспитание чувств : главы из книги «Лев Толстой - свободный человек» // Новый мир. – 2016. - №7

О Толстом ­– в частности о том, из какой семьи он вырастал, то есть о дедушках, бабушках, матери, отце, братьях, подавляющее большинство которых мы знаем в качестве героев «Войны и мира»; и о начале того сложного и во многом парадоксального пути, который прошел Лев Николаевич от «самого пустяшного малого, который ничего не может и не хочет» в отличие от несомненно одаренных в молодости братьев, к великому писателю, личность которого повлияла на формирование русской (и мировой) культуры, а также русского общества.

Еремеева, Д. Сахалинцы : повесть // Новый мир. – 2016. - №7.

Текст, написанный с ориентацией на старинный жанр «романа воспитания», только воспитуемые здесь – дети конца 80-х, затем подростки 90-х и далее - молодые люди со своей, достаточно сложной – XXI века – жизнью. Повествование о главной героине подсвечено отрывками из внутреннего монолога героя: «Ходил в театр Чехова, на «Трех сестер». Так себе постановка, но клянусь, что ни в одном театре мира актеры не произносят «В Москву, в Москву!» с таким чувством, с каким только сахалинец за тысячи километров от столицы может это произнести».

Петрова, А. Дебиль менталь. Парижская повесть // Новый мир. – 2016. - №7.

Проза, рожденная опытом жизни петербургской филологической девушки (прозаика и переводчика) в Париже, и это именно художественная, а не очерковая проза, то есть текст о проживании Парижа, а точнее – про «проживание себя в Париже».

Доброва, Е. Труд номер один: рассказ // Новый мир. – 2016. - №7.

Автор-повествователь – русский врач, работающий в Германии, делится с читателем очарованностью своей профессией –патологоанатома: «Самые счастливые дни – за микроскопом»; «Опухоль красива. Каким-то образом она структурирует себя в идеальную геометрию. В тончайший рисунок изморози. Ландшафт английских парков. Лунные пейзажи. Завитки папоротников. Землю из космоса. Кто создал всю эту красоту? Кто?».

Иличевский, А. Узкое небо, широкая река : повесть // Новый мир. – 2016. - №8.

Внутренний сюжет новой повести Иличевского определяет мотив прощания с молодостью – четверо мужчин, бывших когда-то тесной компанией молодых людей, по давно уже установившейся традиции съезжаются на Оку, чтобы отправиться на рыбалку, – провести вместе, как встарь, несколько дней на плоту, вспомнить прошлое, поговорить о нынешней своей жизни. А также, как случается в этой повести, – для длинной пьяной исповедальной ночи, по ходу которой повествователь открывает для себя некие скрытые от него обстоятельства их совместного прошлого.

Екимов, Б. Живые мощи : рассказ // Новый мир. – 2016. - №8.

Рассказ про чудаковатого старика, который никак не может успокоиться – уже слабеющий от возраста, полуслепой, он все обустраивает и обустраивает небольшую дачку, и надоедает сыну просьбами оформить покупку брошенной земли у озера для новой дачи – то есть для новой, просторной и счастливой жизни его внуков, для той жизни, которой лишила его в детстве война.

Огаджанов, И. Игра природы: рассказ // Новый мир. – 2016. - №8.

Проза, как бы возвращающая нас к стилистикам традиционной русской прозы, к мотивам как бы давно освоенным нами, в частности – черная деревенская ночь и телега, на которой везут доктора в соседнее село к занемогшему ребенку; только вот внутри этого традиционного сюжета отнюдь не традиционное содержание.

Данилкин, Л. Владимир Ленин : глава из книги // Новый мир. – 2016. - №8.

Попытка вызволить образ Ленина из заковавших его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах (целиком книга выйдет в серии ЖЗЛ) перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель, вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае) отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя истории.

Кучерская, М. Николай Лесков: главы из книги // Новый мир. – 2016. - №9.

Главы из книги о жизни Николая Лескова, в которых автор выступает не только как историк и литературовед, но и как прозаик, пытающийся воспроизвести стиль и атмосферу жизни России 50-х годов XIX века и внутреннее состояние своего героя. Публикуемые главы посвящены истории семьи Лескова и его молодости.

Гуцко, Д. Машкин Бог : повесть //Новый мир. – 2016. - №9.

О вечном: о природе любви – о том, как и во что прячутся от нее люди, и о том, насколько безнадежны их попытки обмануть себя. История мужчины (в описываемых здесь эпизодах уже не участвующего) и трех женщин, мучительно пытающихся осознать, кем был этот мужчина в их жизни.

Грачев, А. Муж : рассказ // Новый мир. – 2016. - №9.

Про любовь мужчины и женщины, которая – соединение и одновременно – противостояние.

Грауз, Т. Сияние : рассказы // Новый мир. – 2016. - №9.

О свете, который может исходить даже из душевной смуты и маяты.

Бонч-Осмоловская, Т. Нескошлько отражений в мутном стекле. Российская действительность в современных западных романах: литературная критика // Новый мир. – 2016. - №9.

Об образе сегодняшней России в западной художественной литературе, переполненной «развесистой клюквой» в описаниях русской действительности. Однако содержание статьи отнюдь не исчерпывается констатацией фактических и социально-психологических нелепостей в изображении России у западных писателей. Автору важнее проанализировать эти ляпы как свидетельство глубинных различий в бытовой и социальной культуре наших стран, в самом нашем восприятии нынешней действительности. Перед нами, как считает автор, своеобразное зеркало, в которое полезно посмотреться. Использован материал романов Ольги Грушин «Очередь», Андре Макина «Женщина, которая ждала», Джонатана Фоера «Полная иллюминация», Энтони Марры «Совокупность жизненных явлений».

Золотарев, С. Шли : повесть // Новый мир. – 2016. - №10.

Повествование представляет собой дневник курсанта некой «Школы летчиков-испытателей» (ШЛИ), но дневник это странный, как и мир - отчасти фантастический - изображаемый в нем. Это скорее дневник поэта-философа, постигающего «движущую силу всего сущего», нежели летчика-офицера. Текст дневника выстраивает сложную («разветвленную») метафору самого феномена полета человека в небе, его «физики» и метафизики.

Покровская, О. Рассветный сон: повесть // Новый мир. – 2016. - №10.

Что мы знаем о себе? Кто мы на самом деле и что может скрываться за фасадом нашей внешне благополучной повседневной жизни? – вот вопросы, которыми задалась героиня повести.

Березин, В. Цветочная улица: Эссе // Новы мир. – 2016. - №10.

Эссе о писателе Юлиане Семенове и, разумеется, о Штирлице, персонифицирующем масскультовские представления о настоящем герое. Однако главным героем своего эссе Березин делает профессора Плейшнера, обычного, - а по традициям русской литературы еще и - «маленького» человека, тем не менее, дающего согласие на участие в «большой игре», то есть изначально соглашающегося на роль жертвы. А также автор размышляет о том, про что на самом деле читали советские люди в шпионских романах Юлиана Семенова.

Герасимова, И. Марш жизни 1942 года. Подвиг Николая Киселёва : главы из книги; вступит. статья П. Поляна // Новый мир. – 2016. - №10.

О трагедии белорусского еврейства в годы Второй мировой войны и об истории одной из операций по спасению евреев партизанами; руководил операцией Николай Киселев, сумевший вывести через линию фронта 210 еврейских семей.

Авченко, В. Фадеев : главы из книги //Новый мир. – 2016. - №11.

Главы из книги, написанной для издательской серии «Жизнь замечательных людей», в которых - детство, отрочество и ранняя юность Фадеева, гражданская война в Приморье (в частности, достаточно выразительно написан Владивосток начала 20-х годов); участие Фадеева в гражданской войне на Дальнем Востоке, начало его общественной и литературной деятельности. Заканчивается публикация рассказом о подавлении Кронштадского восстания, в котором принимал активное участие Фадеев как делегат Х съезда РКП(б).

Аросов, Г. Северный Берлин: повесть // Новый мир. – 2016. - №11.

Реалистическое по стилистике повествование, но с сюжетом фантасмагоричным, выявляющим фантасмагоричность политической ситуации в сегодняшней Европе. Зачин: герой летит в самолете из города Дюссельдорф в свой родной Берлин, за окном сверкает молния, голос пилота из репродуктора предупреждает о скорой посадке, но при этом почему-то произносит название берлинского аэропорта, закрытого десять лет назад, и герой, думая, что ослышался, спрашивает у соседки, что это может означать, соседка с недоумением отвечает на его вопросы, и герой понимает, что он, похоже, оказался в параллельной реальности, то есть Европа, в которую ему предстоит приземлиться, так же, как и он, пребывает в 2016 году, но это уже не совсем та Европа, в которой он жил еще несколько часов назад.

Шаргунов, С. Сахар на рану : рассказ // Новый мир. – 2016. - №11.

Рассказ о феномене жестокости: от проявлений детской инфантильной безжалостности до упоения жестокостью на взрослых войнах, и о том, как явлена была жестокость и бесчеловечность повествователю, оказавшемуся в США без правильно оформленной медицинской страховки.

Гуреев, М. Allegro: Рассказ // Новый мир. – 2016. - №11.

Рассказ про комету «Allegro», летящую сквозь время и пространство; образ ее полета выстраивает в рассказе прихотливое соединение разноуровневых образов: поэтесса начала века, сестра философа Владимира Соловьева и любительница рядиться в мужские одежды; трое братьев Золотаревых, рассматривавших через самодельную подзорную трубу хвостатую звезду в 1899 году в городе Вельск Архангелогородской губернии; бездомная собака; аквариум на подоконнике, сквозь который в комнату повествователя заглядывает соседский мальчик Иоанн, и другие.

Сенчин, Р. Рассадник Писемского: рассказ о романе // Новый мир. – 2016. - №11.

Текст написан как литературно-критическое исследование, Автор рассказывает о том, как ему повезло: русская литература для него начиналась чтением одного из самых замечательных её романов: «Тысячи душ» Писемского. Романа из «второго ряда» русской классики, и потому сегодня практически не читаемого, и потому поражающего обилием «кодов», введенных в отечественную литературу этим романом, - образных, сюжетных, мировоззренческих, которые потом разрабатывали ведущие русские писатели второй половины XIX века; это роман писателя, обладавшего достаточным талантом и профессионализмом, чтобы с художественной полнотой воплотить свой взгляд на русскую жизнь и жизнь вообще – взгляд человека умного, трезвого, лишенного каких-либо иллюзий. И при всем этом жесткость взгляда у Писемского не убивает обаяние самой жизни. То есть Сенчин рассказывает здесь не только о Писемском и своем восприятии романа, но и еще о том, почему он, например, стал именно «Сенчиным».

Долгопят, Е. Сны: рассказ-исследование // Новый мир. – 2016. - №12.

Елена Долгопят публикует текст-отчет, составленный неведомыми публикатору историками кино, - история некой засекреченной киностудии, на которой шла работа по изучению подсознания советского человека (и, соответственно, советского кино).

Аркатова, А. Сонатина Клементи : рассказ // Новый мир. – 2016. - №12.

О том, как в 11 лет на экзамене по музыке играть сонату Клементи, глядя не в ноты, а на раскрашенные контурные карты. Рассказ про девочку, которой была когда-то рассказчица, но с уважением и бережным отношением к тому образу мира, каким он представал перед героиней в детстве.

Касаткин, Л. Из деревенских рассказов // Новый мир. -2016. - №12.

Россия из первых рук – автор, будучи диалектологом и десятилетиями записывавший устную речь деревенских жителей, предлагает рассказы двух женщин, вспоминающих военные, предвоенные и послевоенные годы; и создаваемые рассказчицей образы той жизни могут оказаться очень неожиданными для читателя, знающего отечественную историю исключительно из советского кино

Дмитренко, С. Салтыков (Щедрин) (окончание. Начало в №№4,5) // Новый мир. – 2016. - №12.

В главах, завершающих публикацию отрывков из книги Дмитренко о Салтыкове-Щедрине, повествование ведется о переломном в жизни Салтыкова годе – 1856-м. В тот год Салтыков становится автором опубликованных в «Русском вестнике» «Губернских очерков», – произведения, за несколько месяцев сделавшего Салтыкова одним из самых знаменитых писателей России, а также поразившее тогдашних властителей дум новым типом письма, вызвавшим резкое неприятие у Тургенева и Некрасова, и что-то вроде смятения – у Льва Толстого. А также в тот год Салтыков женился, и достаточно сложная история свадьбы и последующих отношений в семье Салтыковых получила в нашем литературоведении множество толкований, автор предлагает свое.

Ионова, М. Взгляни на сердце твое : рассказ // Новый мир. – 2016. - №12.

Как бы «незамысловатое» внешне повествование со сложно выстроенным внутренним сюжетом – историей героини, устанавливающей свои связи с жизнью вокруг себя и, в конечном счете, с самой собой.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail:secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph